Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 10:19, реферат
После войны за независимость США нужен был полновластный глава государства, способный при помощи подчиненного ему исполнительного аппарата выполнить волю правящего класса. «...Энергия (главы) исполнительной власти, - писал один из идеологов победившей буржуазии А. Гамильтон, - является основной характерной чертой, определяющей хороший государственный аппарат».
1. Развитие государственной службы в США
«Характерной
особенностью развития государственной
службы США является то, что она
начала складываться
не на основе законодательства,
а на политическом обычае. Это объясняется
своеобразием социально-политической
истории США и, прежде всего тем, что государственный
аппарат формировался в период, когда
правящие круги, стремясь создать крепкую
центральную власть, не могли, открыто
противостоять ни силам, выступающим за
укрепление власти штатов, ни массе американского
населения, требующей последовательного
проведения в жизнь завоеваний буржуазно-демократической
революции».
После войны
за независимость США нужен был
полновластный глава Создатели конституции
вообще умолчали об основах построения
государственного аппарата и принципах
организации государственной Вплоть до середины
19 века в США не было издано ни одного
закона, определяющего порядок Развитию государственной службы США на основе политического обычая во многом способствовали особенности американского федерализма. Ввиду того, что конституция умолчала вопрос о построении государственной службы на местах, организация служебной деятельности чиновничества в управленческом аппарате штатов и местных органов стала прерогативой властей штатов и местного самоуправления. «Особое влияние
на организацию служебной Дж. Вашингтон
при формировании своей администрации
исходил, прежде всего, из интересов
господствующего класса. Он не изменил
общей системы организации При отборе кандидатов на административные должности президент руководствовался, прежде всего, личными качествами претендента и кастовыми признаками. Более подходящие кандидаты находились среди ближайшего окружения президента. «При отборе
руководящего состава федеральным
учреждений первым президентам приходилось
считаться не только со своими симпатиями,
но и с желаниями отдельных
сенаторов, политических деятелей, крупных
капиталистов и плантаторов. Ставя
на высшую дарственную должность
доверенных людей того или иного
влиятельного лица, президенты США
получали возможность политического
маневрирования. Комплектование государственного
аппарата превратилось в эффективное
орудие борьбы с политическими противниками
и в способ награждения друзей.
Президент, придя к власти и используя
свое право замешать высшие государственные
должности, считал возможным уволить
некоторую часть высших чиновников,
поставленных на должность его Особенно заметно «система патронажа» подняла роль конгресса при комплектовании личного состава местных отделений федеральных учреждений. В сенате сложился своеобразный обычай «круговой поруки» при обсуждении кандидатур на эти должности. Этот обычай, который получил название «правила сенаторской вежливости», требовал, чтобы все сенаторы, невзирая на партийную принадлежность, голосовали против кандидата, предложенного президентом, в том случае, если сенатор от данного штата выдвигал другую кандидатуру. Такие «правила» привели к тому, что сенатор - сторонник победившей партии - считал все важные федеральные должности в своем штате областью личного патронажа, в чем находил. полную поддержку сената. «Правила сенаторской вежливости» сохраняют свою силу до настоящего времени. Данный метод назначения на должности привел к тому, что в руках президента сосредоточился большой контроль над государственной службой. Лишь изменения в экономической и социально-политической жизни американского общества в 20-х и З0-х годах 19 века привели к системе назначения на государственные должности только за политические услуги. «Усиление промышленного и финансового капитала, начавшаяся промышленная революция способствовали быстрому росту средней и мелкой буржуазии. Новые слои собственников требовали демократизации политического режима, в том числе увеличения доли своего участия в управлении государством. Правящая верхушка была вынуждена пойти на уступки и санкционировать введение всеобщего избирательного права для мужчин. Она, однако, не собиралась сдавать свои позиции в деле государственного руководства. Господствующий класс изменил лишь методы своего контроля над государственным аппаратом, используя для этой цели политические партии». Возросшее число избирателей и всеобщее избирательное право требовали перестройки партийной деятельности. На смену собраниям партийных фракций конгресса (так называемым «кокусам»), которые ранее были главным центром определения политической линии данной партии, пришли более представительные институты - партийные съезды. Местные партийные боссы, контролируя выдвижение кандидатов на съезды, заметно усилили свое влияние на развитие социально-политической жизни страны. В новых условиях политическая деятельность, бывшая ранее привилегией сравнительно небольшого круга лиц, которые, по образной характеристике Джозефсона, «действовали сообща... для защиты своих собственнических интересов, имея благодаря собственности свободное время для этого», становится более доступной для средних слоев населения». Вместе с ростом числа избирателей неуклонно росла и численность государственных служащих. Закон об административной процедуре от 11 июня 1946 г., разработка которого началась еще в 1938 г., стал миниатюрным кодексом американского административного права. Этот акт присваивал каждому органу в системе исполнительной власти, обладавшему правом определять правовой статус частных лиц путем издания нормативных актов или приказов, единообразное наименование «административное учреждение» (адепсу). После второй мировой
войны аппарат исполнительной власти
продолжал расширяться. «В связи
с колоссальным ростом в годы войны
военной машины в 1947 г. военный департамент
был преобразован в департамент
армии (или сухопутных сил) и созданы
новые департаменты: военно-воздушных
сил и обороны. В связи с
расширением масштабов Последний реорганизационный бум произошел при президенте Р. Никсоне, вынашивавшем, в частности, планы коренной реформы системы исполнительных департаментов. Это было связано в значительной степени с серьезными экономическими трудностями, с которыми страна столкнулась в конце 60 - начале 70-х годов. В 1974 - 1975 гг. при президенте Дж. Форде были созданы в качестве независимых агентств Федеральная энергетическая администрация и Администрация энергических исследований и развития (в связи с обострением энергетического кризиса), Национальное управление по безопасности на транспорте, Федеральная комиссия по выборам, Комиссия по делам общинных служб и некоторые другие. В связи с резким ростом аппарата исполнительной власти в послевоенные годы - главным образом на штатном и местном уровнях - в огромных масштабах увеличилось число государственных служащих. |
4. Руководство государственной службой
Специализированными
органами по управлению государственной
службой являются Управление по делам
государственной службы, Совет по
вопросам "системы заслуг", Специальная
комиссия.
Во главе Управления по делам государственной службы стоит директор, назначаемый президентом по совету и с согласия сената на 4-летний срок. «В соответствии с законом директор управления наделен следующими полномочиями: 1) обеспечение точности, единообразия и справедливости в организации деятельности управления; 2) назначение на должности в аппарате управления; 3) руководство деятельностью и контроль за деятельностью служащих управления, распределение обязанностей между служащими и структурными подразделениями управления, руководство организацией деятельности управления; 4) руководство подготовкой бюджетных запросов управления и распоряжение средствами управлениями 5) осуществление, реализация и исполнение: а) правил и требований гражданской службы, установленных президентом и управлением, а, также законов о гражданской службе; б) других обязанностей управления, включая вопросы отставок по возрасту и квалификации служащих, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Совета по вопросам "системы заслуг" и Специального совета; 6) контроль за исполнением законодательства; 7) содействие президенту в подготовке таких правил гражданской службы, которые будут затребованы президентом, а также консультирование президента по вопросам совершенствования гражданской службы». Совет по вопросам защиты "системы заслуг" состоит из трех членов, назначаемых президентом по совету и с согласия сената на 7-летний срок. К одной и той же политической партии могут принадлежать не более двух членов Совета. Последнее требование призвано обеспечить определенны гарантии политической беспристрастности в деятельности Совета. Председатель Совета назначается из числа его членов президентом по совету и с согласия сената. Совет рассматривает
жалобы и принимает решения по
вопросам "системы заслуг" в
организации государственной Совет проводит специальные расследования и ежегодно докладывает президенту и конгрессу о необходимых мерах по устранению запрещенной кадровой практики. Специальная комиссия Совета по вопросам защиты "системы заслуг" формируется президентом по совету и согласия Сената на 5-летний срок из числа лиц, допущенных к адвокатской практике. |
5. Структура государственной службы
«Согласно
теории и практике государственного
управления США, в категорию государственных
служащих включаются как должностные
лица и вспомогательно-технический
персонал, связанный с реализацией государствено-властных
полномочий, так и работники по найму (в
том числе преподаватели государственных
заведений, рабочие государственных предприятий
и сферы коммунального обслуживания).
В США государственным служащим (government
employee) или служащим общественного сектора
(public employee) в широком смысле считается
любое лицо, труд которого оплачивается
из бюджета федерации, штатов или местных
органов власти. «Понятие «служащий общественного
сектора», - писал председатель Комиссии
гражданской службы в правительстве Л.
Джонсона Д. Маси, может включать полицейского
в патрульной машине, преподавателя в
классе, почтальона, сборщика налогов
в его конторе или механика на военно-морской
базе». Смешивая в понятии «государственный
служащий» должностных лиц, обслуживающий
персонал и работников по найму, государствоведческая
наука США преследует цель создать представление
обо всех лицах, занятых в государственном
секторе, как о едином социальном слое».
Государственный
сектор США имеет структурные
особенности, обусловленные федеративным
устройством страны. Поэтому все
государственные работники а) федеральных, т. е. тех, кто занят в учреждениях федерального правительства, б) работников штатов - занятых в органах правительств штатов; в) местных - работающих на предприятиях и в учреждениях местной администрации (в графствах, муниципалитетах, округах). В США под
федеральным государственным В основу организации
федеральной государственной К первой категории
относятся государственные Ко второй категории
относятся те государственные служащие,
которые назначаются на должности
президентом единолично (помощники
и советники президента) либо по
совету и с согласия сената (главы
федеральных органов Особый статус
имеют государственные служащие
так называемых "исключенных"
(не подпадающих под общее «Законодательство делит государственных служащих на несколько категорий: - карьерные государственные служащие, продвигающиеся по службе в соответствии с "системой заслуг"; - государственные служащие, нанимаемые на определенный срок (до трех лет); - государственные
служащие, нанимаемые на срок
действия чрезвычайных - государственные
служащие на резервируемых - не карьерные государственные служащие (занимающие главным образом, "патронажные" должности). Должности государственных служащих делятся на 18 категорий. Первые восемь отведены техническим исполнителям с 9 по 15 - среднему руководящему составу и вспомогательно-техническому персоналу высей квалификации; с 16 по 18- высшему руководящему составу, (В ряде министерств и ведомств, например в Государственном департаменте, установлены собственные табели о рангах.)». Поскольку деятельность государственной службы определяется в основном профессиональной квалификацией ее высшего звена, в дальнейшем изложении материала мы будем рассматривать, главным образом, законодательство о высшем руководящем составе государственной службы. Согласно параграфу 31З2 титула 5 Свода законов США, к высшему руководящему составу относятся служащие: " - руководящие
ведомствами или структурными
подразделениями органов - ответственные за реализацию определенных программ или проектов; - контролирующие,
оценивающие или - руководящие работой государственных служащих, не отнесенных к числу персональных помощников; - иным образом
выполняющие важные задачи Законодательство
США достаточно эффективно решает задачу
ограничения неконтролируемого
роста высшего звена Установлены ограничения
и в отношении других категорий
государственных служащих. В частности,
общее число не карьерных государственных
служащих (заявки на утверждение этих
должностей подаются ведомствами в
Управление государственной службы
ежегодно) не должно превышать 10% от общей
численности высшего |
9. Обязанности государственных служащих
Обязанности
государственных служащих в общих
чертах закреплены в так называемом
Кодексе этики государственной
службы, утвержденном резолюцией конгресса
США в 1958г.
"Каждое лицо, состоящее на государственной службе должно: 1) ставить преданность высшим моральным принципам и государству выше преданности, отдельным лицам, партии или государственным органам; 2) поддерживать
Конституцию, законы и 3) работать полное
рабочее время за дневную 4) стараться
находить и применять наиболее
эффективные и экономичные 5) никогда не
осуществлять дискриминацию 6) не давать никаких обещаний, касающихся должностных обязанностей, поскольку государственный служащий не может выступать как частное лицо, когда дело касается государственной должности; 7) не вступать
ни прямо, ни косвенно в 8) никогда не
использовать при исполнении
должностных обязанностей 9) вскрывать
случаи коррупции при их 10) соблюдать эти принципы, сознавая, что государственная должность является выражением общественного доверия". В случае нарушения вышеуказанных обязанностей к государственным служащим применяются следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; понижение в должности; низкая оценка служебной деятельности; временное отстранение от работы без выплаты зарплаты до 14 дней; отпуск без содержания на срок до 30 дней; понижение в должностной квалификации; сокращение должностного оклада; увольнение со службы. 3а некоторые виды должностных проступков предусматривается уголовное наказание. Государственный служащий, в отношении которого применяются такие меры дисциплинарного воздействия, как увольнение, временное отстранение от работы без выплаты зарплат до 14 дней, понижение в должностной квалификации, сокращение должностного оклада, отпуск без содержания срок до 30 дней, имеет право: «1) на письменное уведомление за 30 дней, за исключением тех случаев, когда имеются основания полагать, что государственный служащий совершил преступление, за которое может быть в судебном порядке назначена такая мера наказания, как лишение свободы; 2) .на достаточное
время, но не менее семи дней,
подготовки объяснения в 3) быть представленным адвокатом или иным доверенным лицом; 4) на получение
в письменной форме Меры взыскания могут быть обжалованы в Совет по вопросам защиты "системы заслуг". Государственный
служащий или кандидат на занятие
должности имеет право на рассмотрение
дела с участием адвоката или доверенного
лица. Рассмотрение жалоб по делам
об увольнении государственных служащих
осуществляется Советом. Жалобы на иные
меры взыскания рассматривается
должностными лицами Совета либо судьями
единолично. Стороны по делу представляют
необходимые для его |
Государственная
служба США и России /
Государственная служба
США
Категория государственных
служащих в США включает как должностных
лиц и вспомогательно-