Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:51, курсовая работа
Архивы - это память общества. Ведь только опираясь на документы, видя цифры, факты, можно интерпретировать события. Именно поэтому все политические режимы - королевские, республиканские, коммунистические и другие сохраняли или уничтожали архивы, т. к. архивы или обосновывали, или уничтожали их власть. Архивы всегда были торжищем идеологической борьбы. Они существуют как объективная реальность, которая отображает через документальные источники все действия человечества, государства, общества, отдельных его слоев.
Введение…………………………………………………………………………...4
Главархив СССР. Ликвидация систем партийных архивов и передача документов в общий государственный архивный фонд………………………..5
Образование Роскомархива………………………………………………….11
Итоги архивной реформы в 1990-х годах в России………………………..13
Заключение…………………………………………………………………...22
Список литературы…………………………………………………………..23
13Постановление Совмина РСФСР от 12.10.1991 г. №531 «О развитии архивного дела в РСФСР»
Но все же, в утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 17.03.1994 № 552 Положении об Архивном фонде Российской Федерации14 был сделан существенный шаг в ограничении ведомственной собственности на архивные документы - им было предоставлено право не постоянного, а депозитарного, т.е. долговременного хранения своих документов. Контроль за эффективностью и правильностью их хранения и использования должны были обеспечить специальные договора, заключаемые между Росархивом с государственными структурами и организациями - держателей крупнейших комплексов архивных документов, получивших право долговременного хранения.
В
результате, в первой половине 90-х годов
складывается современная типология российских
архивов, включающая государственные
архивы - федерального уровня и субъектов
Российской Федерации, ведомственные
архивы, муниципальные архивы и негосударственные
архивы. На федеральном уровне, утвержденная
в июне 1992 г. Правительством Российской
Федерации сеть включила, помимо бывших
центральных государственных архивов
СССР и ЦГА РСФСР Дальнего Востока, созданные
в октябре 1991 г. на базе партийных архивов
Российский центр хранения и изучения
документов новейшей истории, Центр хранения
современной документации и Центр хранения
документов молодежных организаций, а
также созданный в апреле 1992 г. в результате
слияния ЦГАОР СССР и ЦГА РСФСР Государственный
архив Российской Федерации.
________________
14Указ Президента РФ от 17 марта 1994 г. N 552. Положение об Архивном фонде Российской Федерации (в ред. Указов Президента РФ от 01.04.1996 N 460, от 01.12.1998 N 1447, от 19.11.2003 N 1365)
В целом более стабильная система архивов в субъектах Российской Федерации также пополнилась партийными архивами либо в качестве самостоятельных архивных учреждений, либо на правах структурных подразделений ранее существовавших государственных архивов. В ответ на новые вызовы времени в ряде регионов началось создание архивов документов по личному составу и специализированных архивов, в том числе хранящих документы на небумажных носителях.
Ведомственные
архивы оказались представленными
текущими архивами собственно федеральных
органов государственной
Негосударственные архивы включили разнообразные архивы частных коммерческих и финансовых структур, различных официально зарегистрированных фондов, политических партий, профсоюзных организаций, общественных движений и творческих объединений, религиозных концессий и частных лиц.
Важнейшим инструментом закрепления позитивных изменений в архивном деле и нейтрализации возможных негативных последствий происходивших в стране перемен должен был послужить закон, регулирующий отечественное архивное дело. Его основные принципы были сформулированы уже к середине 1991 г. специально созданной в Росархиве комиссией. К сожалению, в процессе доработки закона в Верховном Совете РСФСР он претерпел кардинальные изменения. Главное из них заключалось в том, что из закона прямого действия он превратился в «Основы», в результате чего из него был исключен ряд принципиально важных технологических норм, что впоследствии отрицательно отразилось на деятельности российских архивов, в первую очередь в области их комплектования. Тем не менее, при всех своих известных недостатках «Основы законодательства Российской Федерации об архивном деле в Российской Федерации и архивах» включили в себя ряд важных принципов организации архивного дела, впервые закрепленных законодательно и не потерявших своей значимости и сегодня.
Прежде
всего, в них был провозглашен
принцип разграничения
Не менее важным принципом «Основ законодательства Российской Федерации об архивном деле в Российской Федерации и архивах» стал принцип защиты национальных интересов в архивном деле, связанный с запретом на безвозвратный вывоз за пределы страны государственной части Архивного фонда и уникальных и особо ценных документов его негосударственной части.
В
свете социально-экономических
Основными направлениями архивной реформы 90_х гг. были:
· воссоздание Архивного фонда России,
· ограничение и лишение монопольного права на постоянное ведомственное, хранение документов бывших КГБ СССР, МИД СССР,
· создание на базе бывших партийных архивов центров хранения документации,
· становление и развитие негосударственной части Архивного Фонда, в связи с процессами разгосударствления, приватизации, формирования новых форм собственности,
· демократизация архивного дела.
За десятилетие архивной реформы были приняты следующие законы об архивном деле:
Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» (ФЗ_125 от 22 октября 2004 г. Вступил в силу 27 октября 2004 г.).
Положение об Архивном фонде Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 17.03.1994 г. №552)
Положение о порядке учета архивных документов при приватизации государственного и муниципального имущества (утверждено Приказом Росархива от 06.11.96 №54 и распоряжением Госкомимущества от 22.10.96. №1131_р)
Правила работы пользователей в читальных залах государственных архивов Российской Федерации, Росархив, 1998 (утверждены приказом Росархива №51 от 6.07.1998 г.).
Регламент государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, Росархив, 1997 (зарегистрирован Минюстом России 8.07.1997 г. №1344).
Положение о порядке рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов Правительства СССР (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.1995 г. №170).
Положение
о порядке рассекречивания
Заключение
Государственные архивы — это специализированные государственные
учреждения, основное звено системы учреждений архивной службы России. В целях постоянного (вечного) хранения вверенной им государственной части Архивного фонда Российской Федерации они осуществляют учет архивных документов, обеспечивают их сохранность, комплектуются документами государственных организаций и передаваемыми им документами негосударственных организаций и физических лиц; создают и совершенствуют научно-справочный аппарат к архивным документам и информационные технологии; обеспечивают условия для использования архивных документов юридическими и физическими лицами, осуществляют информационное обслуживание органов государственной власти и самостоятельное использование архивных документов в интересах укрепления российской государственности, обеспечения общественных потребностей в ретроспективной документной информации. Формируя, храня и организуя использование архивных документов, государственные архивы тем самым участвуют в сборе, обработке, накоплении, хранении, поиске и распространении архивной информации. Они представляют собой особую информационную систему, выступают в качестве субъектов информационных процессов. При этом архивные документы и информационные технологии государственных архивов являются объектом отношений физических и юридических лиц, государства, объектом права собственности, авторского и других прав, и защищаются законом.
Говоря об органах управления архивным делом субъектах РФ, следует
обратить внимание на то, что они не имеют сейчас характерного для советского периода единообразия статуса и наименований - есть архивные отделы, есть управления, есть комитеты. Объясняется это тем, что в соответствии с действующим законодательством субъекты федерации самостоятельно решают вопросы архивного дела, кроме тех, которые отнесены к исключительному ведению РФ или совместному.
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты
Литература
Электронные ресурсы