Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 12:08, доклад
Существование современного общества немыслимо без ее основного ресурса – информации. Она является одним из основных стратегических ресурсов, без которого невозможна деловая, управленческая, вообще любая социально значимая деятельность. С помощью информации потребитель-пользователь получает возможности удовлетворять потребности в новых сведениях и знаниях, которые могут являться основой, в том числе и для извлечения прибыли.
Сегодня термин “информация” имеет различные определения.
1. ИНФОРМАЦИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
Существование современного общества немыслимо без ее основного ресурса – информации. Она является одним из основных стратегических ресурсов, без которого невозможна деловая, управленческая, вообще любая социально значимая деятельность. С помощью информации потребитель-пользователь получает возможности удовлетворять потребности в новых сведениях и знаниях, которые могут являться основой, в том числе и для извлечения прибыли.
Сегодня термин “информация” имеет различные определения.
Во-первых, согласно федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» сегодня под информацией понимается «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». Вся информация объединяется в информационные системы – «организационно упорядоченные совокупности документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы».
Во-вторых, толковый словарь русского языка Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. даёт следующую характеристику термину информация. Это “сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством“.
В-третьих, философский подход к определению информации определяет нам её как специфический атрибут объективного мира, создающий условия, необходимые для обеспечения устойчивости и развития систем различной природы.
В-четвёртых, в условиях современного развития информационного общества и электронной (квазиинформационной) экономики информацию можно считать видом ресурсов и фактором общественного развития. Информация становится особым видом продукта с присущими ему всеми свойствами товара как экономического объекта.
Классификации информации является неотъемлемой частью информационного обеспечения управления, без которой невозможно эффективно и оперативно осуществлять управленческую деятельность. Она фиксирует закономерные связи между объектами с целью определения места объекта в системе, которая указывает на его свойства. С этой точки зрения, классификация является важнейшим средством создания системы хранения и поиска информации, носит всеобщий характер вследствие той роли, которую она может играть как инструмент научного познания, прогнозирования и управления.
В современной науке рассматриваются два вида информации:
Объективная (первичная) информация — свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре.
Субъективная (семантическая, смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.
В бытовом смысле информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.
Любая классификация всегда относительна. Один и тот же объект может быть классифицирован по разным признакам или критериям. Часто встречаются ситуации, когда в зависимости от условий внешней среды объект может быть отнесен к разным классификационным группировкам. Эти рассуждения особенно актуальны при классификации видов информации без учёта её предметной ориентации, так как она часто может быть использована в разных условиях, разными потребителями, для разных целей.
В основу классификации информации, циркулирующей в организации (фирме), положено пять наиболее общих признаков: место возникновения, стадия обработки, способ отображения, стабильность, функция управления (см. схему 1).
Схема 1. Классификация информации, циркулирующей в организации
Основные классификационные критерии:
1. Место возникновения. По месту возникновения информацию можно разделить на входную, выходную, внутреннюю, внешнюю.
Входная информация – это информация, поступающая в фирму или её подразделения.
Выходная информация – это информация, поступающая из фирмы в другую фирму, организацию (подразделение).
Одна и та же информация может являться входной для одной фирмы, а для другой, её вырабатывающей, выходной. По отношению к объекту управления (фирма или её подразделение: цех, отдел, лаборатория) информация может быть определена как внутренняя, так и внешняя.
Внутренняя информация возникает внутри объекта, внешняя информация – за пределами объекта.
2. Стадия обработки. По стадии обработки информация может быть первичной, вторичной, промежуточной, результативной.
Первичная информация – это информация, которая возникает непосредственно в процессе деятельности объекта и регистрируется на начальной стадии.
Вторичная информация – это информация, которая получается в результате обработки первичной информации и может быть промежуточной и результативной.
Промежуточная информация используется в качестве исходных данных для последующих расчетов.
Результатная информация получается в процессе обработки первичной и промежуточной информации и используется для выработки управленческих решений.
3. Способ отображения. По способу отображения информация подразделяется на текстовую и графическую.
Текстовая информация – это совокупность алфавитных, цифровых и специальных символов, с помощью которых представляется информация на физическом носителе (бумага, изображение на экране дисплея).
Графическая информация – это различного рода графики, диаграммы, схемы, рисунки и т.д.
4. Стабильность. По стабильности информация может быть переменной (текущей) и постоянной (условно-постоянной).
Переменная информация отражает фактические количественные и качественные характеристики производственно-хозяйственной деятельности фирмы. Она может меняться для каждого случая как по назначению, так и по количеству (например, количество произведенной продукции за смену, еженедельные затраты на доставку сырья, количество исправных станков и т.д.)
Постоянная (условно-постоянная) информация – это неизменная и многократно используемая в течение длительного периода времени информация. Постоянная информация может быть справочной, нормативной, плановой:
постоянная справочная информация включает описание постоянных свойств объекта в виде устойчивых длительное время признаков (например, табельный номер служащего, профессия работника, номер цеха и т.д.);
постоянная нормативная информация содержит местные, отраслевые и общегосударственные нормативы (например, размер налога на прибыль, стандарт на качество продуктов определённого вида, размер минимальной оплаты труда и т.д.);
постоянная плановая информация содержит многократно используемые в фирме плановые показатели (например, план выпуска телевизоров, план подготовки специалистов определенной квалификации).
5. Функции управления. По функциям управления обычно классифицируют экономическую информацию. При этом выделяют следующие группы: плановую, нормативно-справочную, учётную и оперативную (текущую).
Плановая информация – информация о параметрах объекта управления на будущий период. На эту информацию идёт ориентация всей деятельности фирмы.
Нормативно-справочная информация содержит различные нормативные и справочные данные. Её обновление происходит достаточно редко.
Учётная информация – это информация, которая характеризует деятельность фирмы за определённый прошлый период времени. На основании этой информации могут быть проведены следующие действия: скорректирована плановая информация, сделан анализ хозяйственной деятельности фирмы, приняты решения по более эффективному управлению работами и т.д. На практике в качестве учётной информации может выступать информация бухгалтерского учёта, статистическая информация и информация оперативного учёта.
Оперативная (текущая) информация – это информация, используемая в оперативном управлении и характеризующая производственные процессы в текущий (данный) период времени. К оперативной информации предъявляются серьёзные требования по скорости поступления и обработки, а также по степени её достоверности. От того, насколько быстро и качественно проводится её обработка, во многом зависит успех фирмы на рынке.
Таким образом, классификация информации необходима для комплексного и системного подхода ко всем информационным и, в частности, к документационным проблемам. Так, А.Н. Сокова отмечает, что «классификация позволяет рассмотреть документацию в совокупности для решения тех или иных практических задач».
Без классификации информации невозможно проведения автоматизации управления, что выходит на первое место в современных условиях .При отсутствии должной классификации информации падает скорость, продуктивность и эффективность управленческого труда. Осуществляется классификация при помощи методов классификации и кодирования. Для этого внутри страны создаются общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, которые классифицируют информации по конкретным видам и отраслям деятельности. Разработка такого классификатора – это сложный и ответственный процесс, от качества классификатора во многом зависит будущее эффективное управление.
2. ИНФОРМАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ОБЪЕКТ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация.
Рассматривая информацию как объект правового регулирования, нельзя говорить о ней вообще, не конкретно. Предметом рассмотрения должна быть в первую очередь информация, которая находится в гражданском, административном, общественном или ином обороте и по поводу которой или в связи с которой и возникают общественные отношения, подлежащие регулированию правом. Информация как объект права должна быть четко определена.
Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» вводит новое и очень важное для права понятие — «документированная информация (документ)» и определяет его как «зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать».
Понятие «документированная информация» основано на двуединстве информации (сведений) и материального носителя, на котором она отражена в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отражения. В результате документирования информация обосабливается от ее создателя, происходит как бы материализация и овеществление символов, отображающих сведения. В итоге в качестве документированной информации может выступать книга, статья в журнале, сборник статей, фонд документов, банк данных или иной массив документов (данных) на бумажном, машиночитаемом или иных носителях.
Согласно приведенному выше определению, документированная информация (документ) есть по сути дела объект материальный, что дает основание относить ее также и к категории вещей. А это означает, что на нее распространяется право вещной собственности. Следует, однако, отметить, что документированная информация относится к вещам особого рода. Главное ее отличие от других вещей заключается в упомянутом выше двуединстве информации и материального носителя, что предопределяет специфику требований, касающихся ее правового режима.
Таким образом, с правовой точки зрения двуединство информации и материального носителя дает возможность защищать документированную информацию с использованием одновременно двух институтов: института интеллектуальной собственности и института вещной собственности.
Создаваемая документированная информация с точки зрения возникающих по ее поводу отношений и правового режима может быть подразделена на следующие виды:
документированная информация, создаваемая в результате творческой деятельности;
документированная информация, создаваемая юридическими и физическими лицами в порядке выполнения обязанностей по подготовке отчетных сведений о собственной деятельности для представления в качестве обязательной информации уполномоченным органам и организациям (обязательно документированная информация);
документированная информация, создаваемая гражданами о себе (персональные данные);
документированная информация в виде официальных документов, издаваемых уполномоченными органами государственной власти и общественными объединениями (официальная документированная информация);
документированная информация, создаваемая в результате деятельности средств массовой информации, в том числе информация справочного характера, подготавливаемая и распространяемая юридическими и физическими лицами о себе, о продуктах и услугах, предлагаемых потребителям (сведения информационного характера).
Традиционно для документирования в качестве материального носителя применялась писчая бумага. Созданный на таком носителе документ, подтвержденный соответствующими реквизитами и снабженный подписями, широко использовался и используется в гражданских, экономических и других отношениях, в том числе как доказательный материал при судебном разбирательстве. Известно, что доказательная способность документированной информации основана на возможности установления с помощью почерковедческой экспертизы того факта, что конкретный документ является оригиналом и что подпись на нем точно (вернее, с большей степенью вероятности) принадлежит конкретному лицу.
С внедрением новых информационных технологий вместо бумаги в качестве материальных носителей стали использовать машиночитаемые носители — магнитные и оптические диски, память ЭВМ, электрические колебания, электромагнитные волны. К сожалению, в отличие от информации, зафиксированной на бумажном носителе, информация на машиночитаемом носителе может быть легко изменена без желания ее автора в результате несанкционированного доступа к ней постороннего лица, причем без всяких следов такого вмешательства. Естественно, в этом случае документ на машиночитаемом носителе теряет свою доказательную способность, его легко подделать и никакая экспертиза не в состоянии такую подделку выявить.
Возникла проблема установления доказательной силы машиночитаемого документа. Необходимо было создать такой механизм записи информации на нем, который, с одной стороны, исключал бы возможность несанкционированного доступа постороннего лица к информации в целях ее искажения, а с другой — позволял бы конкретному лицу ставить на этом документе некоторую отметку (аналогично его подписи на бумаге), которую было бы невозможно подделать, а экспертиза могла бы надежно подтвердить принадлежность этой отметки-подписи данному лицу.