История делопроизводства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:34, реферат

Описание

Необходимость создания документов возникла одновременно с появлением письменности. Более того, считают, что именно потребность в создании различных документов (соглашений, договоров и т.п.) и повлекла за собой появление письменности как способа изложения информации не только личного, но и государственного значения. Уже в V в. до нашей эры древнеримский плебс требовал введения четких «писанных» законов. Создание зафиксированных на бумаге законов и правил было также главным требованием средневековых восстаний. Когда же появились законы от делопроизводителя требовалось абсолютная точность формулировок и безукоризненное знание формы изложения, иначе документ терял силу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ
………………………………………………………………………………5
1.1 ПРИКАЗНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО…………………………….6
1.2. СИСТЕМА КОЛЛЕЖСКОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА…………..7
ГЛАВА 2.СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ
СЕКРЕТАРСТВА В ХIX и ХХ ВЕКЕ……………………………………9
2.1. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ ХIХ-
НАЧАЛО ХХ ВВ.
2.1.РАЗВИТИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В СОВЕТСКОЙ ПЕРИОД
С 1917 ГОДА ДО 1941 ГОД. ………………………………………….....
2.2.СОВЕТСКАЯ ЭПОХА РАЗВИТИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
С 1945 ГОДА ДО 1990 ГОДА……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..........................................28

Работа состоит из  1 файл

История делопроизводства в России.docx

— 42.91 Кб (Скачать документ)

4. Генеральный регламент  установил сроки исполнения документов. Указы следовало исполнять в  течение одной недели, «ежели  скорее нельзя». Если требовались  какие-либо справочные материалы  из губернии, на их доставку  отводился месяц и время, необходимое  на дорогу. При необходимости  каких-либо уточнений разрешалось  увеличить срок еще на две  недели. Коллегия после получения  необходимых сведений до места  принимала решение об оформлении  в течение недели, иначе существовала  угроза «наказанием смертным  или ссылкой на галеры и  лишению всего изменения по  силе дела или вины».

5. Генеральный регламент  ввел понятие «архив». Все оконченные  дела на протяжении трех лет  находились в канцелярии или  контроле, а затем под расписку  сдавались в архив коллегии  архивариусу. 

        Закон 1775 г. четко установил порядок «для сообщения властей и мест». От вышестоящих учреждений подчиненным направлялись указы; подчиненные учреждения направляли в вышестоящие инстанции рапорты и доношения, равные инстанции посылали друг другу предложения и сообщения.            В XVIII в. появляется новый вид документа, протокол, требования были изложены в Генеральном регламенте. Бухгалтерский учет отражался в балансе особой таблице, показывающей состояние хозяйственной деятельности на определенную дату. Появляются термины «дебет», «кредит», «бухгалтер». Складывалась система документации по личному составу.            Указ Петра I 1700 г. предписал заменить столбцы тетрадями. Это изменило формуляр документа. Реквизиции выделялись из текста и заняли определенные места. Появились новые реквизиты – регистрационные номера: входящий и исходящий. Иногда стали обозначать наименование вида документа: рапорт, доношение, сообщение и т.д. Из текста выделились реквизиты: адресат, автор, вид документа, подпись, дата составления, получение документа, скрепы. Документы в ряде случаев скреплялись печатью. В Генеральном регламенте определен порядок пользования печатями.

 

 

 

 

 2.2.Развитие делопроизводства в советской период с 1917 года до 1941 год.

 

           Большое внимание на труд секретарей в России было обращено в начале ХХ столетия, особенно в области его механизации. В секретариатах использовались 23 модели пишущих машин, из ни 2 – лицензионных, 8 – моделей множительных аппаратов, 2 – вида диктофонов, большое количество разнообразных канцелярских принадлежностей, включая новые в то время авторучки. Широкое развитие получила стенография, стали использоваться телефон и телеграф. Начиная с 1884 г. в России издавались восемь специализированных журналов, рассматривающих вопросы конторского и секретарского труда, такие, как «Вестник контор и канцелярий», «Бюллетень конторщика», «Машинопись», «Стенограф» и др. Личные секретари руководителей предприятий Петербурга активно принимали участие в создании и работе профсоюза лиц, занимающихся конторским трудом на торгово-промышленных предприятиях города. Однако методы и стиль работы госучреждений оставались прежними и только Великая Октябрьская революция, уничтожившая прогнивший бюрократический аппарат управления, начала новое строительство нового госаппарата.   В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции старый буржуазно-помещичий аппарат управления был сломан. В. И. Ленин и Советское правительство много сил и внимания уделяли созданию нового советского государственного аппарата. Уже в 1917 г. был разработан проект декрета об улучшении «письмоводства» и сокращения переписки, в 1918 г. — постановление Совета Рабочей и Крестьянской Обороны «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты». Проекты декретов по вопросам упрощения делопроизводства в советских учреждениях были подготовлены в конце 1918 — начале 1919 г. В 1921 г. состоялась I Всероссийская конференция по научной организации труда и производства, на которой впервые были поставлены вопросы научной организации управленческого труда и работы с документами, а также создания в стране органов, координирующих и направляющих эту работу. Руководство этой работой, по предложению В. И. Ленина, было возложено на отдел нормализации Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции СССР, созданный в 1922 г. К этой работе привлекались широкие массы трудящихся. В 1923 г. было создано бюро «Стандартизация», которое занималось вопросами документационного обеспечения управления. В стране издавались специальные журналы: «Стенография и машинопись», «Вопросы организации и управления», «Техника управления» и др. В 1926 г. был создан Государственный институт техники управления, который стал заниматься совершенствованием государственного аппарата.   В состав советского государственного аппарата вошла должность «секретарь», которой В. И. Ленин придавал большое значение, так как с этой категорией служащих в первую очередь сталкиваются трудящиеся и судят по ним об учреждении и стиле работы управленческого аппарата.  Владимир Ильич предоставлял своим секретарям право разбираться во всех служебных вопросах, готовить материалы к совещаниям, напоминать о сроках исполнения государственных директив. В 1918— 1922 гг. был создан и усовершенствован ленинский стиль организации секретарского труда. Секретари руководящих работников советских учреждений в основном выполняли творческие функции, были консультантами директоров, следили за качеством подготовки служебных документов, помогали руководителям в приеме посетителей.         Однако расцвет секретарского труда был недолгим. В 1925 г. секретарей включили в канцелярско-техническую группу специалистов и уравняли их с машинистками, рассыльными, конторщиками и архивариусами. В 1926 г. коллегия Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции пыталась навести порядок в секретарских должностях, предложив считать секретарей помощниками руководителей. Однако эти предложения остались на бумаге, в жизнь же вошло принятое в 1932 г. волевое решение, разделившее всех секретарей на две неравноценные (в должностных обязанностях и окладах) группы. Первые стали называться помощниками и референтами, а вторые — машинистками-секретарями 1-й и 2-й категорий. На вторых были возложены чисто механические функции: печатание, простые канцелярские работы, оформление и хранение документов.

 

2.3. Советская эпоха развития делопроизводства с 1945 года до 1990 года

          Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала подчинения всех ресурсов нуждам военного времени. Многие работники аппарата ушли на фронт, разработки по рационализации работы с документами, стандартизации их были приостановлены. Послевоенный период потребовал значительных усилий по восстановлению и перестройке работы аппарата. Несмотря на объективные трудности, вызванные последствиями войны, партия и правительство продолжали совершенствовать работу аппарата. В начале 60-х годов секретари получили новые должности — секретарь-машинистка и секретарь-стенографистка и им были переданы все административные и технические функции, которые раньше выполняли помощники и референты.         25 июля 1963 г. было принято постановление Совета Министров СССР № 829 «О мерах по улучшению архивного дела в СССР», оно ввело в действие «Основные правила постановки документальной части делопроизводства и работы архивов», подготовленные Глав архивом СССР. Была поставлена задача разработки Единой государственной системы делопроизводства для предприятий, организаций и учреждений.   В 1964 г. в Московском государственном историко-архивном институте был открыт факультет государственного делопроизводства.  В 1966 г. в системе Главного архивного управления СССР был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), одной из основных задач которого было создание Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД).Если до 1969 г. советские секретари имели только производственную подготовку и частично курсовую, то позднее они начали получать среднее специальное образование на базе профессионально-технических училищ. Однако выше нулевого и первого уровня, по стандартам Международной Ассоциации профессиональных секретарей, подготовка не поднялась, хотя с 1977 г. был введен учебный курс основ секретарского дела. Фактически все ПТУ страны готовят профессиональных машинисток (стенографисток) со знанием иностранной машинописи, работы с документами, оргтехники и секретарского дела.          В 1969—1970 гг. была разработана и утверждена серия государственных стандартов на управленческую документацию, однако после их пересмотра и доработки утверждены были только два: ГОСТ 6.38—72 «Требования к оформлению документов» и ГОСТ 6.39—72 «Формуляр-образец».            С 1972 г. в стране начали действовать единые правила подготовки и оформления организационно-распорядительных документов и единые правила организации работы с документами. Началась активная разработка отраслевых стандартов и стандартов предприятий, содержащих требования к документам. Общее научно-методическое руководство работами по унификации и стандартизации документов, разработке соответствующих унифицированных систем документации (УСД) и унифицированных форм документов осуществляет Госстандарт. К началу 1984 г. было разработано и утверждено 16 УСД общесоюзного значения, 27 государственных стандартов на УСД и 26 общесоюзных классификаторов технико-экономической информации. Всего унифицировано более 4,5 тыс. форм документов.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

 

  1. Акты писцового дела 60-80-х гг. XVIII в.

 

2. История документирования и делопроизводства: хрестоматия /сост.Г.Г.Габделганеева. - Казань: Инф.-изд. центр «Культура»,2010.-249 с.

 

3. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1997.

 

4. Илюшенко М.П. История делопроизводства в дореволюционной России. М., 1993.С. 18-34.

 

5. Леонтьев А. К. Образование приказной системы управления в Русском государстве. М., 1961.

 

6. Митяев К.Г. История и организация делопроизводства в СССР. М., 1959.С. 32-41.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Государственное делопроизводство  в 1960-2000 гг.

 

Важным этапом для развития советского делопроизводства явилось  постановление Советского Министра РСФСР от 30 сентября 1961 г. «О мерах  по улучшению делопроизводства в  учреждениях и организациях РСФСР» – основа для разработки учреждениями своих инструкций по делопроизводству.

 

Особое место в истории  советского делопроизводства занимало постановление Советского Министра СССР от 25 июля 1963 г. «О мерах по уничтожению  архивного дела в СССР». Его задачи – разработка Единой государственной  системы делопроизводства (ЕГСД).

 

В Московских государственных  историко-архивных институтах был открыт факультет государственного делопроизводства, который готовил специалистов для  работы с документами.

 

ЕГСД была создана в 1973 г. Основные положения в ГСД –  это научно упорядоченный комплекс правил, нормативов, рекомендаций, регламентировавших организацию делопроизводственных процессов в учреждениях СССР. Ее главная цель – усовершенствование на единой основе организации делопроизводства путем внедрения единых форм методов  работы с документами, она содержала  рекомендации по организации работ  с документами, определяла основы организации  труда делопроизводственного персонала  и механизации делопроизводственных процессов.

 

Заметную роль в повышении  качества подготовки управленческих документов и общей культуры управления считали  государственные стандарты (ГОСТы).

 

Первые ГОСТы по ОРД были выведены в 1972 г:

 

 

ГОСТ 6.38-72 «Система организации  расположения документов. Основные положения».

 

 

ГОСТ 6.39-72 «Система организации  расположения документации. Формулирование – образец». В 1990 г. они переработаны и объединены.

 

 

ГОСТ 6.38-90 «Унифицированная система документации. Система организации  расположения документации. Требования к оформлению документов».

 

 

ГОСТ 16.487-70 «Делопроизводство  и архивное дело. Термины и определения» (1983 г.).

 

 

ГОСТ 6.10.1-75 «Унифицированные системы документации. Основные положения» (1988 г.).

 

 

ГОСТ 6.10.2-83 «Унификация систем документации. Термины и определения».

 

Развитие советского делопроизводства в 1970-80-е годы заложило основу для  дальнейшего формирования современного делопроизводства в РФ. Многие нормативно-методические документы, созданные в этот период, действуют и в настоящее время.

 

 

 

 


Информация о работе История делопроизводства в России