Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 17:03, реферат
Над проблемами усовершенствования и рационализации делопроизводства работали: Варадинов Н. В., Гастев А. К., Богданов А. А. и др.
Проблемой данной курсовой работы является изучение истории развития делопроизводства в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить основные этапы развития делопроизводства в России.
3. Выявить характерные особенности рационализации делопроизводства в России в 19-20 вв.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Становление документационного обеспечения управления в России
1. 1. Возникновение делопроизводства в России…………………………….4-5
1. 2. Приказное делопроизводство……………………………………………….5
1. 3. Система коллежского делопроизводства………………………………...5-6
2. Делопроизводство в России в 19 - 20 вв.
2.1. Система министерского делопроизводства 19 - начала 20 вв………...6-13
2. 2. Рационализация управления и делопроизводства в 1917-1941 гг. ….13-18
2. 3. Управление и делопроизводство в 1945 - 1990-х гг. ………………...18-22
Заключение…………………………………………………………………23
3. Приложение «Устав»…………………………………………………………24
Список литературы…………………
Ревизия дел - проверка ведения дел - по «Общему учреждению министерств» также составляла самостоятельный участок делопроизводства (2). Ревизия дел являлась функцией начальников отделений, глав департаментов; в губерниях - начальников присутственных мест и самого губернатора. Начальники отделений проверяли исполнение документов по столам и сообщали сведения главе департамента, которому предписывалось каждый месяц проводить проверку (не-)исполненных документов по настольным реестрам и представлять об этом ведомости министру. На основе этих ведомостей в конце каждого года в канцелярии составлялась общая ведомость по всем департаментам и канцелярии министерства. Ревизия дел предусматривала проверку порядка хранения документов и дел, правильности составления заголовков дел, сроков рассмотрения дел, причин задержки в рассмотрении дел.
Последняя
стадия «производства дел» по «Общему
учреждению министерств» - отчеты (3). Законом
устанавливалось три вида отчетов:
1)отчеты
в суммах; 2)отчеты
в делах; 3)отчеты
в «видах и предположениях».
Отчеты
в суммах - финансовые отчеты, отчеты в
делах - отчеты о деятельности, 3-ий вид
представляет собой планы работы на следующий
год. Отчеты готовились отделениями по
своему направлению, затем обобщались
в департаментах. На основе отчетов департаментов
директор канцелярии составлял сводные
отчеты по министерству.
Серьезные
изменения в системе
Благодаря
принятой системе кодификации законодательства
в Сводах законов Российской империи достаточно
легко получить подробные сведения о законодательной
регламентации делопроизводства учреждений
любого уровня. Своды законов начинают
издаваться с 1832 г. Затем, пополняясь новыми
узаконениями, переиздаются в 1842, 1857 и
последующие годы. Первые два тома Сводов
содержат узаконения, касающиеся верховной
власти, деятельности высших, центральных
и местных (губернских, уездных) учреждений,
включая их делопроизводство.
Особенностью
организации делопроизводства в этот
период являлась не только ее четкая законодательная
регламентация, но и появление достаточно
обширной делопроизводственной литературы,
в том числе и работ теоретического характера.
Большое значение в этот период имели
письмовники - сборники образцов документов.
Первые такие сборники появляются уже
во второй половине 18в., а с конца 18-нач.
19 вв. начинают издаваться регулярно. Цель
издания письмовников - дать полное руководство
о порядке производства дел в присутственных
местах с описанием «обряда делопроизводства»
и приложением форм документов. Предназначались
такие сборники самому широкому кругу
чиновников и частных лиц, которым приходится
обращаться в государственные учреждения.
На фоне
обширной делопроизводственной литературы
этого периода совершенно самостоятельное
значение имеют работы Н.В.Варадинова
- «Делопроизводство, или теоретическое
и практическое руководство к гражданскому
и уголовному, коллегиальному и одноличному
письмоводству, к составлению всех правительственных
и частных деловых бумаг и к ведению самих
дел» (СПб., 1857) и ее переиздания с несколько
измененным названием 1873 и 1887 гг.(1;129с.).
Делопроизводство Н.В. Варадинов разделял
на теоретическое и практическое. В теоретическом
значении - это «наука, излагающая правила
составления деловых бумаг, актов и самих
дел»; практическое делопроизводство
- это «общий порядок производства дел
в присутственных местах по данным законами
формам и по установившимся образам деловых
бумаг».
К
предмету теоретического делопроизводства
он отнес: «наружные свойства» деловых
бумаг и их «внутренние» свойства.
В разделе
о наружных свойствах документов он дает:
классификацию деловых бумаг с точки зрения
внешней формы:1) сношения (или отношения);
2) реестры, журналы, протоколы, ведомости,
описи, отчеты, книги; 3) официальные письма;
4) записки; 5) выписки; 6) порядок написания
текста документа в разного рода деловых
бумагах; 7) части деловой бумаги (т.е. формуляр
документа): заглавие, особенные пометки,
расположение обстоятельств дела, подпись,
скрепа, бланковые надписи, «кувертные»
надписи; и др. К внутренним
свойствам он относит стиль («слог») документов
и особенности написания (орфография).
В практическом разделе работы Н.В. Варадинова
чрезвычайно ценными являются: предложенная
им классификация документов (канцелярские
дела и бумаги, сношения присутственных
мест и «просительские» дела и бумаги),
детальное описание каждой разновидности
документа и образцы конкретных документов
по каждой разновидности.
Несмотря
на существенные изменения, которые претерпела
система министерского делопроизводства
к концу 19в. жизнь требовала более гибких
форм делопроизводства и его ускорения.
Для быстро меняющихся общественных отношений
система министерского делопроизводства
продолжала оставаться громоздкой, несмотря
на то, что в последней трети 19в. начинают
использоваться пишущие машинки, позволявшие
ускорить письменные работы канцелярии. Появление
телеграфа вызвало к жизни новый вид переписки
- телеграммы, которые очень быстро сделались
массовыми документами; изобретение телефона
привело к появлению телефонограмм - письменной
записи переданного по телефону сообщения.
В конце
19 - начале 20 вв. все большее внимание обращается
на создание централизованной системы
регистрации.
Большая
работа по упрощению делопроизводства
велась в отдельных ведомствах, в частности
военном, где в 1911 г. «Положением о письмоводстве
и делопроизводстве в военном ведомстве»
введена система упрощенного делопроизводства,
сократившее количество служебных документов,
устанавливалось три вида документов
- рапорт, предписание, отношение. Также
регламентировались случаи обмена телеграфными
сообщениями, установлены четкие значения
надписей, ограничивавших доступ к документам:
«секретно», «не подлежит оглашению» и
др. В положении устанавливался порядок
применения пишущих машинок для изготовления
документов, гектографов для копирования
и других технических приспособлений,
ускоряющих делопроизводственную обработку
документов.
Однако,
работа по совершенствованию делопроизводства
в военном ведомстве из-за начавшейся
вскоре Первой мировой войны не была заимствована
другими министерствами и ведомствами
царской России, а происшедший в 1917 г. социально-политический
переворот (Февральская буржуазно-демократическая,
затем Октябрьская социалистическая революции)
привели к полному слому государственного
аппарата и созданию нового, который, хотя
и усвоил многие старые традиции, но зарождался
на принципиально новых основах.
2.2. Рационализация
управления и делопроизводства в 1917 - 1941
гг.
Представления ученых об истории становления и развития делопроизводства до октября 1917 г. сложились в достаточно четкую систему знаний.
Советский же период нуждается в переосмыслении
фактов, концепций, научной организации
труда и делопроизводства в этот период. Октябрьский
переворот 1917г. кардинально изменил государственный
аппарат. Всероссийский съезд Советов
стал высшим органом государственной
власти. В период между его съездами избирался
ВЦИК - исполнительная власть. Для непосредственного
управления страной образовано первое
советское правительство - Совет Народных
Комиссаров (Совнарком). Для руководства
отдельными отраслями государственного
управления постановлением Съезда были
созданы первые 13 народных комиссариатов
(наркоматов).
По составу
новый аппарат принципиально отличался
от старого: для работы в советских учреждениях
были привлечены рабочие, солдаты и пр.,
не имеющие специального образования.
Уровень документационного обеспечения
управления понизился. 30 октября 1917 г.
СНК издает декрет «О порядке утверждения
и опубликования законов». Для оформления
административных документов принято
постановление СНК от 2 марта 1918г. «О форме
бланков государственных учреждений»,
в котором перечислялись обязательные
реквизиты бланка документов. В период
становления советского государственного
аппарата много внимания уделялось упрощению
и рационализации делопроизводства. Так,
8 декабря 1918 г. Совет рабочей и крестьянской
обороны издал постановление «О точном
и быстром исполнении распоряжений центральной
власти и устранении канцелярской волокиты». Изменения
в новом проекте касались лишь исключения
устаревших канцелярских шаблонов при
составлении текстов документов и т.п.).
При оценке этого периода надо учитывать
тяжелые условия Гражданской войны. Классовые
битвы не способствовали упорядочению
деятельности аппарата, а упорная борьба
с бюрократизмом не могла привести к ощутимым
положительным результатам. Тем не менее,
период 20-х гг. можно считать наиболее
благотворным с точки зрения:
организации
исследований в области управления, научной
организации труда (НОТ) и делопроизводства; вышедших
наиболее важных нормативно-методических
документов в сфере документационного
обеспечения управления (ДОУ); практики работы
ведомств по документированию управленческой
деятельности «общего делопроизводства»
и специальных систем документации. Общественно-политическая
и научная жизнь России 20-х гг. изобилует
противоречиями. С одной стороны, пресечение
деятельности видных ученых, с другой
- активная и успешная работа теоретиков
и практиков управления (Гастев А.К., Керженцев
П.М., Богданов A.A., Витке и др.), существование
нескольких вполне самостоятельных школ
управленческой мысли. Например, возьмем
направление, возглавляемое Керженцевым
П.М. (создателем в 1923 г. и руководителем
самой массовой общественной организации
в стране - Лиги «Время», в дальнейшем переименованной
в Лигу «НОТ» - 1924 г.). Керженцев П.М. сделал
в своих исследованиях важный вывод о
перенесении универсальных организационных
принципов деятельности объектов из одной
сферы в другую. Он писал: «... опыт военный
в какой-то мере использовать в промышленности
или организационные методы индустрии
использовать в деле культурной работы
и т. д.» Исходной методологической посылкой
их теоретических построений и практической
рационализаторской деятельности явилось
утверждение о наличии общих черт в производственных
и управленческих процессах. Институт
издавал рекомендации по улучшению делопроизводства
в аппарате управления. Организационно-научная
деятельность по оптимизации в сфере управления
была закреплена нормативными документами
и созданием целой сети общественных организаций,
занимавшихся вопросами НОТ и делопроизводства.
Так, в 1922 г. при общем управлении НК РКИ
СССР создан отдел нормализации, состоящий
из пяти секций. В частности, в секции делопроизводства
занимались совершенствованием структуры
делопроизводственных служб в партийном
и государственном аппарате, рационализацией
контроля исполнения, разработкой обоснованных
норм выработки для отдельных категорий
управленческих работников. Для координирования
работы по НОТ в масштабах всей страны
в декабре 1923 г. образован Совет научной
организации труда, производства и управления
(СовНОТ). По Положению о Совете, утвержденному
26 декабря 1923 г., он стал постоянно действующим
совещательным органом при коллегии НК
РКИ СССР и был призван вырабатывать основные
принципы техники администрирования и
научной организации управления, в частности
его документационного обеспечения. В
середине 20-х гг. дополнительно создаются
две новые крупные организации: 1 января
1925 г. Оргстрой, а в феврале 1926 г. Государственный
институт техники управления (ИТУ). Наиболее
интересные и перспективные разработки
проблем делопроизводства велись в ИТУ
по следующим основным направлениям: документооборот
учреждений и методы его оптимизации; способы
регистрации документов, выбор рациональных
методов учета документации; контроль исполнения
документов; хранение документов.
В результате
детального обследования учреждений создавался
проект реорганизации общего делопроизводства,
состоящий из двух основных частей. Первая
содержала краткую характеристику существующего
положения дел в организации; во второй
- намечались конкретные пути реорганизации
и улучшения деятельности делопроизводства.
Описание делопроизводства велось в соответствии
со стадиями обработки документов: прием,
регистрация, разметка корреспонденции,
курьерская связь, порядок исполнения
и контроль, отправка документации. В
проекте «новой системы делопроизводства»
ИТУ излагались следующие общие принципы
оптимизации деятельности обследуемых
объектов: организация
делопроизводства должна быть единой
для всего учреждения; регистрация
документов должна быть однократной и
производиться в самой упрощенной форме;
отказ, где возможно, от регистрации; количество
инстанций, через которые проходит каждый
документ, сокращается до минимума; справочная
работа обеспечивается с наименьшей затратой
энергии и времени; контроль исполнения
документов должен быть проверкой по существу,
не носить формальный характер; наблюдение,
руководство и ответственность за постановку
делопроизводства возлагается на определенное
лицо.
После
изложения общих принципов давались конкретные
рекомендации по совершенствованию делопроизводства
для обследуемого объекта. ИТУ и Центрархивом
РСФСР подготовлены «Правила постановки
архивной части делопроизводства в государственных,
профессиональных и кооперативных учреждениях
и предприятиях РСФСР», изданные в 1928 г.
В них давались рекомендации по составлению
перечней категорий и дел, циркулирующих
в учреждениях, и правила их уничтожения
(для документов с истекшими сроками хранения).
Важным
этапом в развитии проблем делопроизводства
можно считать специальное структурное
подразделение - Кабинет стандартизации,
организованный в ИТУ. Им были разработаны
стандарты служебных писем, телеграмм,
телефонограмм, протоколов, извещений
и др. Стандартизировались
материалы, применяемые в делопроизводстве
(бумага, чернила, ленты для пишущих машинок
и т.п.); средства и предметы конторского
труда, включая офисную мебель. Также значительным
этапом является подготовленный
ИТУ проект «Общих правил документации
и документооборота» (издан в 1931 г.). Предполагалось
ввести «Общие правила» в качестве типовых
и единых для всех учреждений. Основным
исполнительным органом по реализации
всех делопроизводственных операций,
должен был стать секретариат. В «Правилах»
определялись функции работников секретариата,
их обязанности и содержание работ. К сожалению,
«Правила» не были доработаны по отзывам
учреждений и окончательно утверждены.
ИТУ ликвидировали в апреле 1932г.
В 30-е
гг. формируется и укрепляется централизованная
административно-командная система управления,
исключающая возможность рассмотрения
альтернативных подходов к организации
государственного делопроизводства. В
результате рушатся структуры, занимавшиеся
исследованиями вопросов НОТ и делопроизводства. Конституция
1936 г. существенно изменила политическую
систему, иерархию и полномочия высших
органов власти. Верховный Совет СССР
стал высшим и единственным законодательным
органом, таких прав лишились Съезд Советов
СССР, ЦИК СССР и его Президиум, СНК СССР.
Установилась жесткая система полномочий
в издании определенных видов документов
для каждой иерархической структуры. Указанные
нововведения упростили и упорядочили
процессы документирования в высших эшелонах
власти. Отсутствие
единого методического центра по координированию
работы учреждений в области управления
и делопроизводства, разнобой в деятельности
ведомств и организаций в вопросах документирования
поставили на повестку дня проблему концентрации
в общегосударственном масштабе научных
сил и их организационного оформления.
В 1941 г. собирается Первое межотраслевое
совещание по оргтехнике. В проекте программы,
выдвинутой участниками совещания, нашли
широкое отражение следующие вопросы
документационного обеспечения управления: создание
организационно-методического центра
для руководства постановкой делопроизводства; разработка
нормативной базы деятельности служб
делопроизводства; механизация
труда «канцелярских» работников; проведение
унификации и трафаретизации управленческой
документации; установление
единой системы подготовки и переподготовки
работников делопроизводства; создание всесоюзного
научно-исследовательского института
для разработки комплекса проблем документационного
обеспечения.
Однако
практической реализации выдвинутой программы
помешала начавшаяся Великая Отечественная
Война.
Информация о работе История развития делопроизводства в России