Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:18, реферат
В работе рассмотрены понятие, источники, полномочия и основы организации Конституционного суда РФ, а также виды и формы его решений.
Введение
1. Конституционный контроль, его понятие и истоки
2. Конституционный Суд РФ: полномочия и основы организации
3. Решения Конституционного Суда РФ, их виды, содержание, форма и юридическое значение
Заключение
Список источников
Кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики
РЕФЕРАТ
по правоохранительным органам
«Конституционный суд Российской Федерации»
Студент __________
подпись, дата
Руководитель
доцент __________
подпись, дата
2012 г.
С.23. Литература 5 назв.
В работе рассмотрены понятие, источники, полномочия и основы организации Конституционного суда РФ, а также виды и формы его решений.
Оглавление
Введение
1. Конституционный контроль, его понятие и истоки
2. Конституционный Суд РФ: полномочия и основы организации
3. Решения Конституционного Суда РФ, их виды, содержание, форма и юридическое значение
Заключение
Список источников
Введение
Конституционный Суд - важный элемент политической системы. Он служит обеспечению политической стабильности, развитию политических процессов в установленных Конституцией рамках.
Решения Конституционного Суда Российской Федерации – новый источник российского права, посредством которых Конституционный Суд осуществляет правокорректирующую функцию относительно нормотворчества органов публичной власти, направленную на правовую защиту Конституции, обеспечение ее непосредственного действия и эффективной реализации.
Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств.
В реформирующейся России проблемы конституционного контроля оказались в сфере повышенного научного внимания. Это вполне объяснимо: этот институт является важнейшим элементом построения правового государства, и в современной России он стал наиболее зримым его воплощением.
1. Конституционный контроль, его понятие и истоки
Конституционный контроль является средством обеспечения верховенства конституционных предписаний, расценивающийся как признак демократичности государства. Основным назначением конституционного контроля признается выявление правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений. Вначале эту функцию успешно выполняли органы законодательной власти, поскольку они принимают конституции и играют решающую роль в законотворчестве. Также привлекались исполнительные органы. Затем к конституционному контролю стали привлекать суды.
Впервые это произошло в США в 1803 г., когда федеральный Верховный суд признал, что у него есть право объявлять противоречащими Конституции США любые законы, принимаемые органами законодательной власти в стране. Они стали дополнять то, что делалось либо должно было делаться органами законодательной и исполнительной властей.[4]
В последние 40—50 лет целесообразность привлечения органов судебной власти к осуществлению конституционного контроля была признана во многих странах.
Например, во Франции данная функция возложена на орган, именуемый Конституционным советом, а в Австрии, Италии и Германии на специально созданные конституционные суды.
В России до 1918 г. такой вопрос не ставился, поскольку не было акта, называвшегося Конституцией и имевшего соответствующее юридическое, социальное и политическое значение.
Интерес к проблеме такого контроля возник после образования СССР, когда потребовалось преодолеть "разнобой и пестроту" в законодательстве союзных республик. Юридической базой для этого могла стать Конституция СССР. Органом, на который была возложена функция контролирования соблюдения Конституции СССР, стал образованный в 1924 г. Верховный Суд СССР.[4]
В соответствии со ст. 43 действовавшей тогда Конституции СССР этот Суд наделялся такими полномочиями: дача руководящих разъяснений судам союзных республик; проверка законности и обоснованности судебных решений, принимаемых в союзных республиках; рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц союзного уровня; разбирательство споров между союзными республиками; конституционный контроль.
Последнее могло быть реализовано только в виде дачи заключений "о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции", которые могли даваться лишь по требованию высшего представительного органа — ЦИК СССР.
В принятых почти одновременно с Конституцией СССР Положении о Верховном Суде СССР и Наказе Верховному Суду СССР эти рамки были существенно раздвинуты. Это выразилось, во-первых, в том, что заключения по требованию ЦИК СССР могли даваться не только в отношении "тех или иных постановлений союзных республик", но и в отношении постановлений общесоюзного Правительства — Совета Народных Комиссаров СССР. Во-вторых, на Верховный Суд СССР возлагалось внесение представлений о приостановлении и отмене постановлений, действий и распоряжений" всех союзных органов (кроме ЦИК СССР и его Президиума) по собственной инициативе, по предложениям центральных органов союзных республик или прокурора Верховного Суда СССР. Направлялись такие представления в Президиум ЦИК СССР. Заканчивалась проверка дачей заключения или внесением представления.
Данная функция требовала значительных затрат, поэтому в Конституции 1936 г. уже не было упоминания о конституционном контроле, осуществляемом какими бы то ни было судами.
В Российской Федерации создание Конституционного суда как самостоятельного специализированного органа было предусмотрено Законом РФ от 12.12.1990 г., внёсшим дополнение в Конституцию РСФСР, а 12 июля 1991 года был принят Закон РСФСР «О Конституционном суде РСФСР». 30 октября того же года пятый (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР избрал первых 13 членов этого Суда ( ст. 165 Конституции РСФСР, ч.1 ст. 3 Закона о Конституционном Суде РСФСР).
7 октября 1993 г. активная деятельность этого Суда была практически приостановлена. Возникла необходимость существенных изменений и дополнений действовавшего в то время Закона о Конституционном Суде РСФСР.
Началась разработка проекта нового закона, который к весне 1994 г. был готов и представлен на рассмотрение Федерального Собрания. Его подписание Президентом РФ состоялось 21 июля 1994 г. Вскоре после принятия этого закона начался процесс назначения Советом Федерации недостающих судей (чтобы Конституционный Суд РФ по новому закону мог начать свою работу, требовалось иметь полный его состав —19 судей, предусмотренных Конституцией РФ).
2. Конституционный Суд РФ: полномочия и основы организации
В соответствии с ч. 1 ст. 125 и ч. 1 ст. 128 Конституции РФ Конституционный Суд РФ должен состоять из названного выше количества судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое готовится и вносится с соблюдением установленного порядка.[1]
Основные положения такого порядка определены в ст. 9 Закона о Конституционном Суде.[2] В соответствии с ними подбор кандидата на должность судьи этого Суда начинается с проведения работы по подготовке предложений, касающихся конкретных кандидатур. Право на внесение предложений предоставлено членам (депутатам) Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, а также законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, высшим судебным органам и федеральным юридическим ведомствам, всероссийским юридическим сообществам, юридическим научным и учебным заведениям. При этом можно называть не одну кандидатуру на каждую вакансию. Например, Указ Президента РФ "О замещении вакантных должностей федеральных судей" от 25 декабря 1993 г. прямо предусмотрел, что Министерство юстиции РФ и Всероссийский съезд судей должны включить в свои предложения по заполнению вакантных должностей судей Конституционного Суда РФ по две кандидатуры на каждую такую должность. В Указе также сказано, что материалы, необходимые для внесения кандидатур на рассмотрение Федерального Собрания, готовит Государственно-правовое управление Президента РФ (ныне — Главное государственно-правовое управление Президента РФ).
Указанная статья Закона о Конституционном Суде устанавливает также, что внесенное Президентом РФ представление должно быть рассмотрено Советом Федерации в четырнадцатидневный срок.
Порядок предварительного обсуждения в Совете Федерации представленных кандидатов и принятия там решения детально регулируется Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания, утвержденным 6 февраля 1996 г. Решение о назначении принимается индивидуально по каждой предложенной кандидатуре путем тайного голосования. Назначенным считается тот кандидат, который наберет большинство голосов от общего количества членов депутатов Совета Федерации.[4]
Лицо, назначенное на должность, приводится к присяге Председателем Совета Федерации и после этого становится полноправным судьей Конституционного Суда РФ.
Полномочия и содержание деятельности суда описаны в частях 2-5 и 7 ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Закона о Конституционном Суде. Основными целями его являются:
— разрешение (по запросам перечисленных в Конституции РФ должностных лиц и органов) дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституции республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по ограниченному кругу вопросов (п. "б" ч.2 ст. 125 Конституции РФ), а также договоров, заключаемых органами государственной власти Российской Федерации или субъектов Федерации, и не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
— разрешение споров о компетенции между органами государственной власти, как федеральными, так и на уровне субъектов Федерации;
— проверка (по жалобам граждан и Уполномоченного по правам человека, запросам судов) конституционности законов, применяемых или подлежащих применению при разбирательстве конкретных дел;
— толкование Конституции РФ (по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации).
На Конституционный Суд РФ возлагаются также дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, участие в совершенствовании законодательства путем реализации права законодательной инициативы. Он вправе принимать и другие решения, связанные с выполнением его функций (приостанавливать или прекращать полномочия своих судей, прекращать их отставку, привлекать к ответственности лиц, не выполняющих или отказывающихся выполнять требования Конституционного Суда, и др.), а также утверждать ответственный нормативный акт — Регламент Конституционного Суда РФ (ниже — Регламент), в котором содержатся правила по многим вопросам организации внутренней деятельности, или корректировать его.
К принципам организации и деятельности Конституционного Суда РФ относятся независимость судей, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие (ст. 5 и 29—35 Закона о Конституционном Суде). [5]
Но не упоминается принцип законности, из-за того, что Конституционный Суд РФ при осуществлении своих полномочий должен руководствоваться требованиями не любого закона или соответствующего ему иного нормативного акта, а вполне определенных двух — Конституции РФ и Закона о Конституционном Суде (ст. 2 Закона). Не упомянуты среди принципов организации и деятельности также принципы презумпции невиновности, обеспечения права подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на защиту, участия представителей народа в отправлении правосудия, обеспечения права гражданина на судебную защиту, осуществления правосудия только судом.
Конституционный Суд РФ не вершит правосудия по конкретным гражданским или уголовным делам. Он осуществляет конституционный контроль (ст. 1 Закона о Конституционном Суде).
Принцип коллегиальности конституционного судопроизводства не предполагает возможности привлечения к рассмотрению дел представителей народа, ибо вопросы, по которым Конституционный Суд РФ уполномочен принимать решения, требуют от тех, кому доверено участвовать в этом, глубоких профессиональных знаний в области права.
Иначе регламентируются и изъятия из общего правила о гласности судопроизводства. Она в Конституционном Суде РФ может быть ограничена по весьма широким основаниям. Если в суде общей юрисдикции двери зала судебных заседаний могут быть закрыты, например, для охраны государственной тайны или тайны частной жизни гражданина, а в арбитражном — еще и для охраны коммерческой тайны, то в данном суде основанием для ограничения гласности может послужить потребность в охране любой тайны, в том числе служебной и профессиональной. Возможны и иные изъятия из данного принципа. Например, зал заседаний Суда может посетить не каждый желающий; в соответствии с § 43 Регламента реализация возможности присутствовать на открытых заседаниях в значительной мере зависит от пристава Суда и от специально созданной службы, осуществляющей пропуск граждан в здание. Не свободен доступ и представителям средств массовой информации: такие представители, аккредитованные при Конституционном Суде, проходят в зал судебных заседаний по аккредитационным удостоверениям, а другие журналисты— по списку, представленному прессой Конституционного Суда в отдел судебных заседаний.
Рассмотрение дел, подведомственных Конституционному Суду РФ, и принятие по ним решений осуществляются на заседаниях Суда, которые могут проходить лишь в коллегиальном составе — в пленарном заседании или заседаниях палат.
Информация о работе Конституционный суд Российской Федерации