Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:08, контрольная работа
Основным локальным нормативным актом в сфере делопроизводства является Инструкция по ведению делопроизводства в организации (далее - Инструкция), закрепляющая принципиальные положения и технологические решения по документационному обеспечению управления. В разделе "Подготовка документов" Инструкции перечислены требования к составлению и оформлению служебных документов, включенных в Табель форм документов.
Локальные нормативные акты как организационная основа делопроизводства
Основным локальным
Сборник типовых и трафаретных текстов документов
Необходимым дополнением к Табелю и Альбому форм служит Сборник типовых и трафаретных текстов документов (далее - Сборник). Сборник должен отражать специфику деятельности организации и помогать работникам быстро, качественно и с минимальными трудозатратами составлять и оформлять служебные документы по любым возникающим вопросам.
Важной задачей службы делопроизводства является постоянное обновление и пополнение Сборника новыми образцами текстов, а также отдельными примерами правильного употребления языковых оборотов, составляющих основу делового стиля, которым должны быть написаны официальные документы.
Типовые тексты, как правило, разрабатываются для многостраничных документов - положений, должностных инструкций, договоров и т. д.
Например, в крупной организации, имеющей несколько обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств), целесообразно подготовить типовые правила внутреннего трудового распорядка, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции работников. Названные типовые документы будут использоваться как в головной организации, так и в филиалах, с "привязкой" к особенностям деятельности конкретного подразделения, вызванным территориальными, климатическими, социальными и др. условиями.
Трафаретные тексты характерны для небольших по объему документов, многократно составляемых в течение календарного года или периодически подготавливаемых из года в год. Например, организация для прохождения производственной практики ежегодно принимает студентов вузов, предварительно определяя их численность и место работы. Соответствующее предложение, направляемое в вуз, должно быть трафаретным, т. е. содержать постоянные части текста и отведенные места для переменной информации, например:
"Для прохождения
Для организации и проведения практики назначены руководители практики и выделены рабочие места в следующих структурных подразделениях:
Просим подтвердить ваш запрос о проведении производственной практики студентов с учетом наших предложений в срок до____".
Сборник типовых и трафаретных
текстов разрабатывается
Раздел "Организация документооборота" Инструкции
Движение потоков документов, поступающих из других организаций (входящих), отправляемых в другие организации (исходящих), создаваемых и используемых в организации (внутренних), отражается в Инструкции в разделе "Организация документооборота".
Для входящих документов необходимо подробно описать этап их предварительного рассмотрения и показать, как документы подразделяются:
на регистрируемые в службе делопроизводства и регистрируемые в структурных подразделениях;
передаваемые на рассмотрение руководителю организации и направляемые непосредственно в структурные подразделения;
контролируемые в ходе исполнения и неконтролируемые.
Для исходящих и внутренних документов устанавливаются основные этапы движения проектов документов, полномочия работников организации по их согласованию и подписанию, порядок доведения документов до исполнителей, правила отправки документов в зависимости от способа передачи по каналам связи: почта, факс, телеграф, электронная почта и др.
В этом же разделе
должно быть определено, кто и как
ведет учет объема документооборота
в организации, как используются
получаемые данные для совершенствования
работы с документами и определения
оптимальной штатной
График документооборота организации
Приложением к разделу "Организация документооборота" Инструкции должен стать График документооборота организации (далее-График) (приложение).
График документооборота организации - это сводный график, составными частями которого являются графики документооборота структурных подразделений.
В Графике
должны быть показаны все действия,
осуществляемые в процессе работы с
документом, указаны их исполнители
и приведены необходимые
Представляется вполне оправданным составление графиков документооборота структурных подразделений с учетом особенностей состава документации и технологии ее обработки в конкретном подразделении. Поэтому наименование граф и их количество в графиках документооборота подразделений (например, отдела кадров и бухгалтерии) будут различными.
График разрабатывается
Изменения в нормативно-методические документы по ведению делопроизводства (в Табель форм, Альбом форм, Сборник текстов, График документооборота) вносятся приказами руководителя организации. При большом количестве существенных изменений документы утверждаются заново.
Информационно-поисковая
В разделе Инструкции "Информационно-поисковая система организации" должны быть показаны регистрационные формы (книги, журналы, карточки, автоматизированный учет документов), порядок индексации документов, особенности регистрации и поиска входящих, исходящих и внутренних документов.В разделе "Контроль исполнения документов" характеризуется система постановки документов на контроль и ведения контроля, указывается порядок снятия документов с контроля, устанавливаются показатели, определяющие состояние исполнительской дисциплины, а также перечисляются меры воздействия на нарушителей сроков исполнения документов. Особое внимание в Инструкции должно быть уделено предупредительному контролю, направленному на исключение ситуаций, приводящих к срыву сроков исполнения документов.
Организация документов в делопроизводстве и передача документов на архивное хранение
Вопросы систематизации документов в соответствии с разработанной в организации номенклатурой дел, порядок формирования документов в дела, признаки заведения дел, правила формулирования заголовков дел и их индексации раскрываются в разделе "Организация документов в делопроизводстве".
Здесь же должен быть показан порядок оперативного хранения документов: оформление обложек дел, использование дел в справочных целях, условия изъятия при необходимости отдельных документов и дел и т. п.
В Инструкцию обязательно включаются вопросы проведения экспертизы ценности документов, организации деятельности экспертной комиссии и оформления результатов ее работы - раздел "Передача документов на архивное хранение".
В разделе должен быть приведен порядок составления описей дел, отбора документов на уничтожение, передачи документов длительных и постоянного сроков хранения в архив организации, отбора и передачи документов в упорядоченном состоянии в государственные и муниципальные архивы на основании соответствующего договора.
Названные разделы Инструкции при необходимости могут быть дополнены другими по усмотрению организации. Например: "Порядок размножения служебных документов", "Совершенствование системы делопроизводства", "Контроль состояния делопроизводства" и др.
В качестве самостоятельных разделов Инструкции желательно выделить порядок работы с бухгалтерской, кадровой, технической и другими видами документации.
Инструкция по конфиденциальному делопроизводству
Особенности работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию, лучше изложить в отдельной инструкции, т. к. знакомиться с ней и работать в соответствии с ее требованиями должны лишь те сотрудники, которые имеют доступ к документам, содержащим коммерческую тайну, в то время как Инструкцией по делопроизводству руководствуются все работники организации, связанные с обработкой документов.
В Инструкции по конфиденциальному делопроизводству должны быть указаны:
виды информации, составляющей коммерческую тайну;
виды и разновидности
правила работы с этими документами;
доступ к конфиденциальной информации;
режим коммерческой тайны, ее охрана и т. п.
Приложения к Инструкции по делопроизводству
К инструкциям по делопроизводству целесообразно прилагать (помимо названных выше документов):
образцы бланков официальных документов организации;
регистрационные формы;
разработанные в организации классификаторы и перечни, например: классификатор структурных подразделений, классификатор исполнителей, перечень причин неисполнения документов и т. п.;
формы документов аналитического характера:
справка о состоянии
формы номенклатуры дел, описей документов и дел, листа-заверителя дела.
Инструкции по делопроизводству разрабатываются службой делопроизводства с участием представителей всех структурных подразделений организации. Согласованный проект Инструкции утверждается приказом руководителя организации, т. к. введение Инструкции в действие требует осуществления ряда организационных мероприятий, которые должны быть доведены до работников организации распорядительным актом руководителя, например:
Изменения в Инструкцию по делопроизводству вносятся приказами руководителя организации.
За невыполнение
или ненадлежащее выполнение требований
инструкции по делопроизводству работники
организации несут
Служба делопроизводства обязана постоянно оказывать методическую помощь структурным подразделениям организации по вопросам применения Инструкции по делопроизводству. При необходимости эта служба организует и проводит занятия с работниками структурных подразделений, направленные на разрешение проблем, возникающих в процессе применения Инструкции.
Информация о работе Локальные нормативные акты как организационная основа делопроизводства