Номенклатура дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - рассмотреть номенклатуру дел: виды, роль и значение.

Содержание

Введение
Глава 1. Номенклатура дел, ее сущность и содержание
1.1 Номенклатура дел: определение и функциональное назначение
1.2 Оформление сроков хранения дел
Глава 2. Разработка номенклатуры дел структурного подразделения и сводной номенклатуры дел
2.1 Общий порядок разработки номенклатуры дел
2.2 Особенности рассмотрения номенклатуры дел структурного подразделения
2.3 Формирование и хранение дел
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Э.С. управления документооборота.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

 

Дела по вопросам (направлениям) деятельности предприятия, неразрешенным в течение истекающего календарного года, относятся к категории так называемых переходящих дел. Такие дела включаются в состав номенклатуры дел предстоящего календарного года с тем же индексом.

 

После выполнения перечисленных действий производится проверка составленного проекта номенклатуры дел на предмет ее соответствия своему функциональному назначению. С этой целью производится:

 

- уточнение состава дел в составе каждого раздела и по номенклатуре дел в целом;

 

- уточнение заголовков дел, их индексов;

 

- включение в номенклатуру резервных индексов, предназначенных для дел, необходимость в формировании которых по тем или иным причинам возникает в течение календарного года (например, при формировании на предприятии новых участков работы, требующих документирования); » уточнение сроков хранения дел.

 

Во всех необходимых случаях в проект номенклатуры дел вносятся соответствующие уточнения. Составленный в окончательном виде проект номенклатуры дел подлежит оформлению (в соответствии с установленными образцами). Оформление включает разработку формы документа и ее заполнение. В частности, графы в составе табличной части номенклатуры дел заполняются следующим образом: » в графе 1 указываются индексы каждого дела, в том числе дел временных органов предприятия, а также предусмотренные для дел, заводимых в течение календарного года (так называемые резервные индексы;

 

- в графе 2 указываются заголовки дел;

 

- в графе 3 («Количество дел (единиц хранения)») при оформлении проекта номенклатуры дел никаких записей не делается. Соответствующие сведения в данной графе указываются по окончании календарного года2;

 

- в графе 4 указываются срок хранения дела, а также номера статей по соответствующему перечню, на основании которых установлен срок хранения3;

 

- в графе 5 («Примечание») при оформлении проекта номенклатуры дел никаких записей не делается. В дальнейшем -- в течение всего срока действия номенклатуры дел -- в данной графе указываются: отметки («в электронном виде») -- о делах, состоящих из электронных документов и баз данных;

 

- названия перечней документов, использованных при определении сроков хранения дел;

 

- отметки о заведении дел, о переходящих делах, а также о выделении дел к уничтожению;

 

- сведения о лицах, ответственных за формирование дел;

 

- отметки о передаче дел другим предприятиям (организациям, учреждениям) для продолжения работы с ними.

 

Полностью оформленный проект документа подписывается его разработчиком, а также организатором этой работы -- например, руководителем соответствующего структурного подразделения. Затем проект номенклатуры дел направляется на согласование. При этом внутреннее согласование производится с:

 

- руководителем архива предприятия;

 

- руководителем экспертной комиссии (ЭК) предприятия -- только проектов сводных номенклатур дел;

 

- службой ДОУ (делопроизводством) -- только проектов номенклатур дел структурных подразделений.

 

Внешнее согласование проекта сводной номенклатуры дел производится с экспертно-проверочной комиссией того архивного учреждения, в которое дела (документы) предприятия передаются на постоянное хранение. По итогам согласования в необходимых случаях производится уточнение и дооформление проекта номенклатуры дел, после чего он заново подписывается руководителем соответствующего структурного подразделения (проект сводной номенклатуры дел утверждается руководителем предприятия).

 

2.2 Особенности рассмотрения номенклатуры дел структурного подразделения

 

 

Особенности разработки номенклатуры дел структурного подразделения представлены на рис. 3, а сводной номенклатуры дел -- на рис. 4. Остановимся далее на организации работы со сводной номенклатурой дел непосредственно после ее утверждения.

 

Должностные лица и структурные подразделения предприятия, в деятельности которых образуются документы, руководствуются сводной номенклатурой дел при распределении документов по делам, определении сроков их хранения до передачи в архив и в иных необходимых случаях.

 

Рисунок 3 - Особенности разработки номенклатуры дел структурного подразделения

 

С этой целью сводная номенклатура дел тиражируется в необходимом количестве экземпляров, которые направляются:

 

- в делопроизводство (службу ДОУ) -- в качестве рабочего экземпляра;

 

- в архив;

 

- в архивное учреждение.

 

Структурные подразделения предприятия получают в свое распоряжение выписки из соответствующих разделов сводной номенклатуры дел.

 

Рисунок 4 - Особенности разработки сводной номенклатуры дел

 

Экземпляры номенклатуры дел и выписки из нее могут использоваться в практической работе как в бумажном, так и в электронном виде.

 

2.3 Формирование и хранение дел

 

 

Формированием дел называется группировка документов в дела в соответствии с номенклатурой. Формирование дел должно осуществляться централизованно. Децентрализованное формирование дел разрешается только в том случае, если организация территориально разобщена, а также в случаях, вызываемых спецификой деятельности организации.

 

Структурные подразделения группируют в дела документацию по своему профилю. Надо помнить, что не рекомендуется формирование и хранение дел у исполнителей.

 

Включение в дело документов, не относящихся к нему, а также черновиков, вариантов, размноженных копий и документов, подлежащих возврату, не допускается. Недооформленные и неправильно оформленные документы возвращаются исполнителю на доработку.

 

При формировании дел желательно учитывать сроки хранения документов. В одном деле должны находиться документы одного срока хранения. Группировать документы постоянного и временного хранения на одном регистре или в скоросшивателе можно в исключительных случаях, например, если они связаны с решением одного вопроса. Однако по окончании делопроизводственного года такие документы разделяются на два дела согласно номенклатуре.

 

Толщина папки не должна быть более 20-25 мм, что соответствует 200-250 страницам.

 

Если же материала набирается больше, то его разбивают или на тома, или на части под общим заголовком. Необходимо внимательно подходить к формированию дел и не подшивать второстепенные материалы, типа приложений или нескольких копий одного и того же документа.

 

Документы следует подшивать в дело таким образом, чтобы можно было прочитать резолюцию. Если у документа оказались недостаточными левые поля для подшивки, то к ним подклеивают полоску бумаги.

 

Внутри дела документы можно располагать в хронологическом порядке, по мере их поступления, в логической последовательности или в систематическом порядке (например, объяснительная записка к отчету финансовой деятельности предприятия, баланс, приложения). При формировании дел, связанных с жалобами, документы следует располагать в алфавитном порядке, что позволяет быстро отыскать нужную жалобу по фамилии ее автора.

 

Для брошюровки документов применяют скоросшиватели как с металлическими держателями, так и со шнурками вместо металлических держателей. Широкое применение находят и регистры. Они более практичны, чем скоросшиватели, так как благодаря специальному устройству можно без затруднений вкладывать и изымать из них документы.

 

На заведенное дело оформляется обложка, на которой указываются следующие данные:

 

Методическое руководство и контроль над правильностью формирования дел осуществляет канцелярия (секретариат) организации.

 

Распорядительные документы (приказы, распоряжения и т. п.) формируют в деле по видам и хронологии с относящимися к Ним приложениями.

 

Коллегиальные документы надо группировать в два дела:

 

- в первое -- протоколы и решения коллегиального органа;

 

- во второе -- документы к заседаниям (повестка дня, доклады, справки, заключения, проекты решений и другие документы).

 

Протоколы располагаются в хронологическом порядке и по номерам. Документы к заседанию, сгруппированные в одно дело, систематизируются по номерам протоколов. Первым подшивается инициативный документ.

 

Поручения вышестоящих органов группируются в дела по направлениям деятельности организации. Документы внутри дел располагаются в хронологическом порядке.

 

Приказы по личному составу группируются отдельно от приказов по основной деятельности.

 

Планы, отчеты, сметы группируются отдельно от проектов этих документов.

 

Документы в личных делах располагаются в следующем порядке:

 

1) внутренняя опись документов, имеющихся в личном деле;

 

2) заявление о приеме на работу (направление или представление);

 

3) анкета;

 

4) листок по учету кадров;

 

5) автобиография;

 

6) документы об образовании;

 

7) выписки из приказов о назначении, перемещении, увольнении;

 

8) дополнение к личному листку по учету кадров;

 

9) дополнение к личному делу по учету поощрений;

 

10) справки и другие документы.

 

Справки с места жительства, медицинские справки и другие документы второстепенного значения группируются отдельно от личных дел. Лицевые счета работников группируются в самостоятельные дела в пределах года и располагаются в них по фамилиям в алфавитном порядке.

 

Предложения и заявления граждан по улучшению работы формируются раздельно от заявлений граждан по личным вопросам. Документы в этих делах располагаются в хронологическом или алфавитном порядке.

 

Каждое заявление или жалоба и документы по его рассмотрению составляют в деле самостоятельную группу. Если поступает повторное заявление или жалоба или представляются дополнительные документы, то их подшивают в данную группу документов.

 

Переписку следует группировать в дела за период учебного или календарного года. Переписка систематизируется в хронологической последовательности: ответ помещается за запросом. При возобновлении переписки по конкретному вопросу документы включаются в дело текущего года с указанием индекса дела за предыдущий год.

 

На каждое рационализаторское предложение формируется отдельное дело из следующих основных документов:

 

- внутренняя опись документов;

 

- рацпредложения -- заявления с описанием сущности предложения (с приложением в необходимых случаях чертежей, схем, эскизов);

 

- справки заявителю о получении от него рационализаторского предложения;

 

- письма заявителю о результатах рассмотрения его предложения;

 

- решения о внедрении или отклонении рацпредложения;

 

- переписки по рацпредложению.

 

На каждую заявку о выдаче диплома на открытие авторского свидетельства и патента на изобретение заводится отдельное дело. В нем группируются следующие документы:

 

- внутренняя опись документов;

 

- заявление о выдаче диплома на открытие авторского свидетельства, патента на изобретение;

 

- описание предполагаемого открытия, изобретения (чертежи);

 

- справка о приеме заявки к рассмотрению;

 

- дополнения и исправления к описанию изобретения, открытия и чертежам;

 

- заключение о наличии новизны (либо ее отсутствии);

 

- заключение о полезности предполагаемого изобретения;

 

- данные экспертизы на новизну;

 

- решение о выдаче диплома на открытие авторского свидетельства, патента на изобретение;

 

- публикации в Бюллетене изобретений;

 

- переписка по заявке на изобретение, открытие.

 

В настоящее время различают два способа хранения дел: горизонтальный и вертикальный.

 

При горизонтальном способе хранения дел их кладут друг на друга. При многотомном деле такой способ удобен, так как позволяет на относительно малой площади хранить все дело.

 

При вертикальном способе хранения дела расставляют подобно книгам на полке. На корешках дел проставляют номера и индексы, что позволяет их находить сравнительно легко и быстро. Нередко на корешках, начиная с левого нижнего угла и до правого верхнего угла, по диагонали проводят сигнальную полосу. Обычно на этой полосе и проставляют номер и индекс.

 

Если хотя бы одна папка вынута из шкафа, полоса прерывается, что позволяет наглядно проверить целостность папок, стоящих в одном ряду.

 

Выемка из дела какого-нибудь документа, как правило, не допускается. И лишь в исключительных случаях с устного или даже письменного разрешения руководителя такая выемка может быть произведена. В этом случае составляют акт о выдаче документа во временное пользование по определенной форме. Этот акт вкладывают на место изъятого документа и хранят до возвращения последнего. При возвращении документа акт уничтожают.

 

Акт обязательно должен быть скреплен гербовыми печатями предприятия, которое выдало документ во временное пользование, и предприятия, получившего его.

 

В том случае, когда выдается во временное пользование дело, заполняется карточка-заместитель. Дела выдаются только специально на то уполномоченным лицам.

 

Дела возвращаются в тот же день. Выносить их из здания предприятия или его структурного подразделения можно только с письменного разрешения руководителя.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Номенклатура дел - это утвержденный систематизированный перечень дел, заводимых в учреждении, с указанием сроков их хранения в установленном порядке. Номенклатура дел используется как схема распределения и группировки исполненных документов и дел, сроков хранения, а также как схема построения справочной картотеки неиспользованных документов. Кроме того, она является учетным документом в делопроизводстве и архиве учреждения для дел временного (до 10 лет включительно) хранения.

 

Номенклатура дел необходима для быстрого поиска документов по их содержанию и видам. От того, насколько качественно она составлена, зависят оперативность работы с документами и их сохранность. Наличие номенклатуры дел в каждом учреждении, организации, предприятия обязательно.

Информация о работе Номенклатура дел