Общение: виды. структура, функции. Деловое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 03:38, контрольная работа

Описание

Общение с людьми - это наука и искусство. Здесь важны и природные способности и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому.
Не обаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнёрами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.
Цель науки «Деловое общение» - способствовать формированию у деловых людей соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

деловое общение.docx

— 50.40 Кб (Скачать документ)

· доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);

· восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение (принцип паритетности);

· общение должно быть направлено на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип проблематизации);

· разговор необходимо вести от своего имени, без ссылки на чужое мнение и авторитеты; следует выражать свои истинные чувства и желания (принцип персонифицирования общения).

     Диалогическое общение предполагает внимательное отношение к собеседнику, к его  вопросам. По своему назначению общение многофункционально.

2.4 В психологии выделяется пять основных функций.

     Прагматическая  функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

     Формирующая функция проявляется в процессе развития человека и становления его как личности.

Функция подтверждения состоит в том, что только в процессе общения с другими мы можем понять, познать и утвердить себя в собственных глазах. К знакам подтверждения можно отнести знакомства, приветствия, оказание знаков внимания.

     Функция организации и поддержания межличностных  отношений. В ходе общения мы оцениваем людей, устанавливаем эмоциональные отношения, причем один и тот же человек в разных ситуациях может вызвать различное отношение. Эмоциональные межличностные отношения встречаются в деловом общении и накладывают на деловые отношения особый отпечаток.

Внутриличностная функция общения – это диалог с самим собой. Благодаря этой функции человек принимает решения и совершает значимые постуки.

     Кроме того, выделяются несколько видов  общения, среди которых можно  отметить следующие.

     "Контакт масок". В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности, поэтому данный вид общения принято называть формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие и т. п.), а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. В ходе беседы часто применяются "расхожие" фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.

     Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется "нужностью", т. е. человек оценивает другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. Если человек нужен, с ним активно вступают в контакт, мешает – "отталкивают" резкими репликами. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему и, более того, не скрывают этого.

     Формально-ролевое  общение. При таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. В жизни каждый из нас играет множество ролей. Роль – это способ поведения, который задается обществом, поэтому продавцу, кассиру сберегательного банка не свойственно вести себя как военачальнику. Бывает, что в течение одного дня человеку приходится "играть" несколько ролей: компетентный специалист, коллега, руководитель, подчиненный, пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена и т. д.

     Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.

     Светское  общение. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий – основа данного вида общения.

Общение осуществляется при помощи вербальных (словесных) и невербальных средств.

     Изучение  процесса общения показало, насколько  это сложное, многообразное явление  и позволило выделить структуру общения, состоящую из трех взаимосвязанных сторон:

коммуникативной, которая проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;

интерактивной, заключающейся в организации межличностного взаимодействия, т. е. когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями;

перцептивной, которая проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

     В ходе общения человек стремится  не просто воспринять собеседника, а  познать его, понять логику его поступков  и поведения. Познание и понимание  людьми других и себя происходит в  соответствии с психологическими механизмами  восприятия.

     Идентификация – это уподобление себя другому. Чтобы понять партнера по общению, необходимо поставить себя на его место, так как нельзя по-настоящему понять человека, пока не побываешь в его "шкуре". Данный механизм позволяет понять ценности, привычки, поведение и нормы другого человека.

     Эмпатия (сопереживание) – это не рациональное осмысление проблем другого человека, а эмоциональный отклик, вчувствование, сопереживание. Эмпатия основана на умении правильно представлять, что происходит внутри человека, что он переживает, как оценивает события. Установлено, что способность к проявлению эмпатии возрастает с приобретением жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие и испытавшие, лучше понимают человека, попавшего в те или иные обстоятельства, нежели молодые люди.

     Высшей  формой эмпатии является действенная, характеризующая нравственную сущность человека. Например, можно просто сопереживать сокурснику, который "завалил" экзамен, а можно помочь подготовиться к пересдаче.

     Аттракция (привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств: от симпатии до любви. Причиной появления положительного эмоционального отношения партнеров по общению нередко бывает их внутреннее сходство. Например, молодые люди (юноши, девушки) гораздо лучше понимают друг друга, чем взрослых, которые их окружают (родителей, преподавателей и т.п.).

     Чтобы правильно понять партнера по общению, важно знать его отношение  к нам, как он воспринимает и понимает нас. В этом случае "работает" механизм, который в психологии называют рефлексия.

     Рефлексия (обращение назад) – это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но и знание того, как другой понимает нас: наши умственные способности, индивидуально-личностные особенности и эмоциональные реакции. При этом наше внимание перено-сится с партнера по общению на нас самих и происходит как бы своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга.

     Понимание другого человека очень важно  для успешного общения с ним. Нередко нас интересует, что заставляет собеседника действовать так, а  не иначе, т. е. каковы причины его  поступков. Ведь зная их, можно спрогнозировать  дальнейшее поведение партнера по общению. Если бы человек всегда располагал полной информацией об окружающих людях, с которыми он вступает в общение, то он мог бы безошибочно строить  тактику взаимодействия с ними. Но в повседневной жизни мы, как правило, находимся в условиях дефицита информации, не зная истинных причин поведения  другого человека. Это незнание вынуждает  нас приписывать другим самые  разнообразные причины их поведения  и поступков. В их основе лежит  сходство поведения собеседника  с каким-то известным образом  или анализ наших собственных  причин, которые обнаруживаются в  аналогичной ситуации. Приписывание причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией (то есть причина и придаю, наделяю). Исследования показывают, что у каждого  человека есть привычные объяснения чужого поведения. Одни люди всегда находят  виновника случившегося и приписывают  причину произошедшего конкретному  человеку, но не себе. Например, получил "неуд" на экзамене – виноват  преподаватель, потому что придирается. В этом случае говорят о личностной атрибуции. Другие склонны все видеть в обстоятельствах, а не искать виновника, т. е. они привыкли к обстоятельственной атрибуции. Например, опоздал на занятия, потому что транспорт плохо ходит. Третьи видят все через стимульную атрибуцию, т. е. причина заложена в  предмете. Например, сумка с продуктами упала, потому что плохо стояла. Или  причину видят в самом "пострадавшем". Например, отчислили из учебного заведения  – сам виноват. Помимо этого, мы сталкиваемся с внутренней и внешней атрибуцией. Например, успех на экзамене однокурсника мы можем приписать его высоким умственным способностям, старательности, усидчивости, упорству и т. п. (внутренняя атрибуция), а можем приписать факту, что билет достался легкий или что во время экзамена удалось воспользоваться шпаргалкой (внешняя атрибуция).

     При изучении каузальной атрибуции психологи  установили интересные закономерности. Так, причину успеха люди обычно приписывают  себе, а неудачи – обстоятельствам. Оценка события будет различны в  случаях, когда человек был участником или наблюдателем. Исследования подтвердили, что ошибки атрибуции приводят к  предубеждениям при объяснении поведения  членов группы. Всегда оправдываются  члены своей группы: "Он ответил  отказом, потому что его вынудили обстоятельства". При объяснении тех же действий членов других групп  люди говорят: "Он ответил отказом, потому что думает только о себе". Положительное поведение членов "чухой" (не своей) группы чаще всего  не замечается или рассматривается  как редкий, уникальный случай.

     Примечательно, что знание закономерностей и  ошибок каузальной атрибуции помогает сделать ее эффективной для налаживания  взаимодействия.

     Стереотипизация в переводе с греческого – твердый и отпечаток. Стереотип – это устойчивый образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации, другими словами, штамп, к которому мы обращаемся. Стереотипизация может складываться в результате обобщения личного опыта, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов. Многие стереотипы передаются и развиваются в соответствии с образами, заложенными в наше сознание родителями.

     Наиболее  живучи, но не всегда верны этнические стереотипы. Например, стереотипные представления  о вежливости и чопорности англичан, педантичности немцев, эксцентричности итальянцев, "загадочности славянской души". Ярче всего этнические стереотипы проявляются в фольклоре, в частности, в анекдотах. Популярны и стойки профессиональные стереотипы. Не работая в конкретных сферах, мы, не задумываясь, говорим о точности математика, дисциплинированности военного, о том, что все коммерсанты – спекулянты, а чиновники – бюрократы. Иными словами, каждая профессия имеет свой штамп.

     Стереотипное  восприятие усиливается за счет хорошего или плохого настроения, самочувствия. Так, при плохом самочувствии люди и  события воспринимаются в более  негативном свете.

     Общение становится возможным, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить  уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Это, в  свою очередь, повышает культуру деловых  отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          

 Общение - это сложный многоплановый процесс  установления и развития контактов  между людьми, порождаемый потребностями  совместной деятельности и включающий  в себя обмен информацией, выработку  единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого  человека.        

 Искусство  общения, знание психологических  особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек-человек» - политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса - Учебное пособие для эконом. вузов.     Москва: Дело - 2000, с. 81

2. Сухарев В.А. Быть деловым человеком.  Симферополь: Маяк- 1996.         с. 223.

3. Попов Л.А. Этика: курс лекций. Москва - 1998. с.89.

4.  Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения -Учебник. Москва: ЮНИТИ-ДАНА - 2002.

5.  Морозов А.В. Деловая психика - Курс лекций. Союз - 2002.

6. Конева Е.Е. Психология общения - Учебное пособие. Ярославль - 1992.

7. Леонтьев А.А. Психология общения. Москва - 1997. 
 

Информация о работе Общение: виды. структура, функции. Деловое общение