Правовая защита персональных данных в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:39, курсовая работа

Описание

Особой ценностью обладает информация, несущая в себе данные о личной, индивидуальной или семейной жизни человека. Ст.2 Конституции Российской Федерации закрепляет основной принцип современного демократического общества: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Соответственно и информация, непосредственно затрагивающая частные интересы человека должны уважаться и защищаться государством.

Содержание

Введение
Глава 1 Понятие «персональные данные» в отечественном законодательстве и научной литературе
1.Определение понятия «персональные данные» в законодательстве
2.Определение понятия «персональные данные» в научной литературе
Глава 2 Защита персональных данных и ответственность за нарушение работы с ними
1.Правовые меры по защите персональных данных
2.Ответственность за нарушение работы с персональными данными
Заключение
Список источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Правовая защита персональных данных в РФ.docx

— 71.25 Кб (Скачать документ)

     Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой, ее прямое действие применяется на территории всей страны, любые законы, применяемые в стране не должны противоречить Конституции. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются основной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора12.

         8 июля 2006 года Государственной думой был принят Федеральный закон Российской Федерации № 152-ФЗ «О персональных данных». Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну13. Данный закон дает определение понятию «персональные данные», а так же другим основным понятиям, используемым в Федеральном законе. Также, в законе рассматривается его сфера действия, принципы и условия обработки персональных данных, права субъекта персональных данных, обязанности оператора14, контроль и надзор за обработкой персональных данных, ответственность за нарушение требований за нарушение настоящего Федерального закона.

     Следуя  статье 3 Федерального закона, персональные данные - любая информация, относящаяся  к определенному или определяемому  на основании такой информации физическому  лицу (субъекту персональных данных), в  том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное  положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

     20.02.1995 г.  был утвержден Федеральный  закон N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», в котором в ч. 1 ст. 11 было определено, что персональные данные являются конфиденциальной информацией, а ч. 3 этой же статьи предупреждает о наступлении ответственности юридических и физических лиц за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации. Также в этом законе было дано понятие «персональные данные», оно определялось как «сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность»15. В настоящее время данный закон не действует, его заменил Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 г. N149-ФЗ.

       В ст.2 нового закона об информации рассмотрены основные понятия, используемые в данном законе, а в ст. 3 говориться о правовом регулировании отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защите информации. В этой статье говориться о том, что ограничения доступа к информации может устанавливаться только федеральным законом. Конкретного понятия персональных данный в этом законе нет, очевидно, потому что был утвержден Федеральный закон «О персональных данных».

         В статье 5, ФЗ «Об информации, информационных технологиях и  защите информации», сказано:  «информация в зависимости от  категории доступа к ней подразделяется  на общедоступную информацию, а  также на информацию, доступ к  которой ограничен федеральными  законами (информация ограниченного  доступа)». 

     Общедоступная информация – это та информация, которую нельзя скрывать от общества. Примером может служить информация о состоянии окружающей среды, о  деятельности органов государственной  власти  и органов местного самоуправления, документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов. Так  же в эту категорию можно отнести  нормативные правовые акты, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, правовое положение  организаций и полномочия государственных  органов, органов местного самоуправления.

     Информацией ограниченного доступа является информация представляющая ценность для  ее владельца, доступ к которой ограничивается на законном основании. В свою очередь  информация ограниченного доступа  подразделяется на информацию, составляющую государственную тайну и информацию, соблюдение конфиденциальности которой установлено федеральным законом (конфиденциальная информация).

     22 октября 2002 года был принят  Федеральный Закон N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».  Этот закон регулирует  отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда нашей страны и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства. Данный закон в 3 статье рассматривает такие понятия, как документы по личному составу (отражающие трудовые отношения работника с работодателем), особо ценный документ (документ, который имеет непреходящую культурно-историческую и научную ценность, особую важность для общества и государства и в отношении которого установлен особый режим учета, хранения и использования), уникальный документ (особо ценный документ, не имеющий себе подобных по содержащейся в нем информации и (или) его внешним признакам, невосполнимый при утрате с точки зрения его значения и (или) автографичности) и т.д. Также в этом законе выделяются архивные документы, относящиеся к государственной собственности, а так же муниципальной и частной16. В ст. 10 поясняются особенности положения архивных документов, находящихся в собственности Российской Федерации или муниципальных образований. Глава 6 посвящена сфере доступа к архивным документам и их использованию. Пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы. Но существует и ограничение на доступ к архивным  документам, которые рассматриваются в 25 статье. В данной статье сказано, что Доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности, также в данной статье сказано, что ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов.  

     ФЗ  РФ “Об оперативно - розыскной деятельности”  от 12 августа 1995 № 144-ФЗ предусмотрены  ограничения конституционных прав граждан на тайну телефонных переговоров, переписки, почтовых, телеграфных и  иных сообщений, передаваемых по сетям  электрической и почтовой связи  на основании судебного решения  и только при наличии информации о подготовке, совершении или совершенном  противоправном деянии либо о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической  или экологической безопасности Российской Федерации.

     Данный  нормативный устанавливает исчерпывающий  перечень оперативно - розыскных мероприятий  и органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность. Он разрешает  иметь оперативно - технические силы и средства для контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивания телефонных переговоров с подключением к  стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и  юридических лиц, предоставляющих  услуги связи; снятия информации с технических  каналов связи только лишь органам  ФСБ и МВД, которые могут предоставлять  эти силы и средства на основе специальных  соглашений или межведомственных нормативных  актов другим органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность17. Но органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции18.

     Сфера отношений, касающаяся персональных данных работника регулируется гл.14 Трудового  кодекса  Российской Федерации. Где установлено понятие персональных данных работника, установлен порядок работы с ними и закрепляется ответственность работодателя за нарушение соответствующих норм. В Трудовом кодексе говориться, что  персональные данные работника - информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника19.

    В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации от 5.12.2001 г.  также затрагивается  сфера персональных данных. В ст. 13 говорится о тайне переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. В  данной статье сказано о том, что  наложение ареста на почтовые и телеграфные  отправления и их выемка в учреждениях  связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров могут производиться  только на основании судебного решения20.

       Перечень сведений конфиденциального характера опубликован в Указе Президента РФ от 6.03.97 г. N 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». К видам конфиденциальной информации можно отнести следующее:

  • Персональные данные - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частой жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
  • Тайна следствия и судопроизводства - сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с ФЗ от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • Служебная тайна - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами;
  • Профессиональная тайна - сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и т.д.);
  • Коммерческая тайна - сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами;
  • Сведения о сущности изобретения - сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

    Перечень  сведений, отнесенных к государственной  тайне опубликован в ст. 5 Закона РФ N 5485 от 21.07.1993 «О государственной тайне». Согласно данному закону к таким сведениям относятся: сведения в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом. В ст. 2 раскрывается понятие государственной тайны – «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». В данном законе также говориться о рассекречивании, защите, распоряжении сведениями, относящихся к государственной тайне.

     Федеральный закон Российской Федерации  «О коммерческой тайне» рассматривает  и регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей  такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса  интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну. Согласно данному закону «коммерческая тайна  – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах  увеличить доходы, избежать неоправданных  доходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или  получить иную коммерческую выгоду»21. А также рассматриваются понятия режима коммерческой тайны; обладателя такой информации; передачи и предоставления информации, составляющей коммерческую тайну и т.д. В ст. 5 перечислены данные, которые не могут составлять коммерческую тайну. В Федеральном законе «О коммерческой тайне» сказано также и об охране конфиденциальности информации и последствиях невыполнения необходимых мер по охране такой информации.

     В Федеральном законе «О кредитных  историях» говорится о создании единой системы формирования, хранения и раскрытия информации о добросовестности  исполнения заемщиками обязательств перед  кредиторами. Нормами закона вводится легальное определение кредитной  истории, регламентируется ее состав, порядок формирования, основания  хранения и использования кредитных  историй, а также круг субъектов  данных правоотношений, в состав которых  входят: заемщики, бюро кредитных историй, пользователей кредитных историй, Центральный каталог кредитных  историй22.

     2.02.2010 года  вышел приказ Федеральной  службы по техническому и экспортному  контролю (ФСТЭК России) N 58 об  утверждении  положения  о методах  и способах  защиты  информации  в  информационных системах персональных данных. Это положение было разработано в соответствии с Положением об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. № 781 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 48, ст. 6001). Данное положение устанавливает методы и способы защиты информации, применяемые для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных  государственными органами, муниципальными органами, юридическими или физическими лицами, организующими и (или) осуществляющими обработку персональных данных, а также определяющими цели и содержание обработки персональных данных. В настоящем Положении не рассматриваются вопросы обеспечения безопасности персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, а также вопросы применения криптографических методов и способов защиты информации.

Информация о работе Правовая защита персональных данных в РФ