Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:24, реферат
В нынешних условиях реформирования резко возрастает число "соприкосновений" менеджмента частного бизнеса и специалистов всех уровней государственного управления, в которых сталкиваются, а нередко сплетаются в клубок противоречий государственные и частные интересы. Вот почему проблема противодействия коррупции переходит из плоскости благих пожеланий и увещеваний в необходимую и важную составляющую государственной политики, становится содержательным элементом административной реформы.
Статьи по вопросам этики государственных
и мунициральных служащих
Кодан С.В. Антикоррупционная подготовка государственных служащих и административная реформа
В нынешних условиях реформирования
резко возрастает число "соприкосновений"
менеджмента частного бизнеса и
специалистов всех уровней государственного
управления, в которых сталкиваются,
а нередко сплетаются в клубок
противоречий государственные и
частные интересы. Вот почему проблема
противодействия коррупции
Проблема "коррупционной податливости"
наших государственных служащих стара,
как мир. Она оставалась и остается проблемой,
которая мешает поддержке государственной
власти со стороны гражданского общества,
даже малое, а на деле по-прежнему значительное
отчуждение широких слоев граждан от механизмов
государственного управления и их оправданно
стойкое недоверие к российской бюрократии
не позволяет сконцентрировать государственные
и общественные усилия на решении насущных
проблем современного развития России.
Меры по реформированию системы государственного
управления и госслужбы, предпринимаемые
в целях повышения эффективности, во многом
совпадают с мерами по борьбе с коррупцией.
Эти процессы должны идти параллельно,
оказывая взаимное влияние, дополняя друг
друга. Можно сказать, что проблема с коррупцией
все более становится проблемой не только
устойчивости действующей власти, но и
стабильности в обществе, реальных преобразований
при реформировании страны. Проблема,
имеющая немало срезов в различных областях
практической деятельности (совершенствование
законодательства, системы государственного
и общественного контроля, административной
этики, гласности и др.), требует и серьезного
подхода в подготовке кадров с "антикоррупционной
устойчивостью" для государственной
и муниципальной службы.
При этом следует учитывать опыт многочисленных
реформ государственной службы, которые
проводились в западных странах. Он показывает,
что одной из важнейших детерминант в
их реализации оказывался социальный
фактор - возросшие требования со стороны
общества к эффективности работы государственных
органов, к качеству предоставляемых ими
услуг, к честности и порядочности носителей
властно-управленческих полномочий - государственных
служащих. На Западе также характерной
чертой при проведении преобразований
в государственной службе выступали недоверие
населения к власти, сомнения в необходимости
государственного управления отдельными
областями экономики, крайне негативное
отношение к бюрократии в целом. При этом
в условиях кризисов, непопулярных реформ
в экономике возникает особо негативное
отношение к малейшим проявлениям (нередко
кажущимся) привилегированного положения
"слуг народа". Следует обратить внимание
и на то, что рыночная перестройка российской
экономики, разделы и переделы бывшей
"общенародной собственности" чаще
всего проводятся с явным использованием
административного ресурса, все это не
способствует созданию положительного
социального образа чиновничества, а через
него и всей государственной политики
в сферах реформ.
В условиях реформирования резко возрастает
число "соприкосновений" менеджмента
частного бизнеса и специалистов всех
уровней государственного управления,
в которых сталкиваются, а нередко сплетаются
в клубок противоречий государственные
и частные интересы. Государственный заказ,
приватизация государственных предприятий,
лицензирование предпринимательской
деятельности, предоставление земельных
отводов для жилищного и промышленного
строительства и т.п. породили рост числа
коррупциогенных факторов на уровне взаимодействия
государственного и частного секторов.
Обычным явлением стала не только миграция
специалистов из государственных структур
в частные фирмы и обратно, но "совмещение"
предпринимательской деятельности в негосударственном
секторе через жен, детей и других родственников.
То есть на наших глазах шлифуется, так
сказать, "государственно-семейная"
модель реализации служебных функций,
и она начинает становиться неконтролируемой
моделью коррупционного обогащения растущего
класса российской бюрократии, ее "кримократической"
чертой.
В этих условиях проблема противодействия
коррупции переходит из плоскости благих
пожеланий и увещеваний в необходимую
и важную составляющую государственной
политики, становится содержательным
элементом административной реформы.
Но едва ли, как показывает исторический
опыт, разрешение проблемы коррупционной
устойчивости возможно без кадрового
обеспечения государственными служащими
с новой этико-ценностной ориентацией
и профессиональной подготовкой. В этом
отношении действующая система подготовки
государственных служащих может и должна
использоваться для реализации политики
государственной власти по противодействию
коррупционным проявлениям в государственном
аппарате и обеспечению его эффективной
деятельности в данной сфере как необходимой
составной части административной реформы.
В чем же суть антикоррупционной подготовки
будущих специалистов-управленцев? Она
может осуществляться по четырем основным
направлениям: (1) общая гуманитарная подготовка
- развитие и закрепление правильных этико-ценностных
ориентаций и формирование внутренних
ограничителей как препятствия коррупционной
деятельности; (2) правовая подготовка
- знание законодательства как основания
ответственности за правонарушения коррупционного
характера, так и предупреждающего возможности
их совершения; (3) управленческая подготовка
- приобретение познаний управленческого
характера, связанных с деятельностью
по организации антикоррупционной деятельности
как в рамках отдельного государственного
(муниципального) органа, так и их системы;
(4) практическая подготовка - получение
практических навыков антикоррупционной
деятельности во время работы с населением,
исследования состояния коррупции, практика
и другие формы участия в борьбе с коррупцией.
Рассмотрим эти направления более подробно.
Формирование и развитие этико-ценностных
ориентаций будущего государственного
служащего представляется наиболее сложной
проблемой, связанной с выработкой внутренней
устойчивости не только к возможной собственной
коррупционной деятельности, но и понимание
несовместимости коррупции с нормальным
развитием общества и оптимальной системы
государственного управления. Определенные
"традиции" и "своеобразие" общественного
восприятия и оправдания коррупционных
проявлений и достаточно толерантного
отношения к ним со стороны достаточно
широких кругов населения делают этот
вопрос весьма сложным и проблемным в
практической плоскости. Тем не менее,
этот мировоззренческий компонент обучения
должен быть расширен и может составить
необходимую основу и предпосылку уже
специальной теоретической и практической
подготовки.
В этом отношении неоценима роль таких
учебных дисциплин, как философия, политология,
социология, профессиональная этика и
др., в рамках которых и происходит собственно
становление гражданских позиций будущего
чиновника, изучение и осознание им нравственных
основ и социальной роли государственной
службы в управлении жизнедеятельностью
общества. При этом отметим, что на государственном
уровне эта проблема наконец-то получила
определенное осознание, что подтверждается
изданием указа Президента РФ от 12 августа
2002 г. (№885), утвердившего "Общие принципы
служебного поведения государственных
служащих". Как говорится в указе, они
утверждаются "впредь до принятия федеральных
законов о видах государственной службы"
и "в целях повышения доверия общества
к государственным институтам, обеспечения
условий для добросовестного и эффективного
исполнения государственными служащими
должностных (служебных) обязанностей,
исключения злоупотреблений на государственной
службе".
Думается, что эти принципы наконец-то
войдут составной частью в нормативно-правовые
акты и повлекут правовые последствия
(как это происходит в большинстве развитых
современных государств). Есть, разумеется,
опасность, что без общего понимания и
осознания задекларированные "общие
принципы" могут провиснуть невостребованными
пожеланиями, не обеспеченными соответствующей
ответственностью.
Правовая подготовка будущих государственных
и муниципальных служащих имеет особое
значение с точки зрения знания и понимания
социального назначения как самого законодательства
о государственной службе, административного,
уголовного и др. разделов права, имеющих
отношение к противодействию коррупционным
проявлениям. Немаловажное значение в
данном контексте имеет и разъяснение
ситуаций, связанных с основаниями и содержанием
юридической ответственности за правонарушения
коррупционного характера. Полезно было
бы ускорить законодательный процесс
с тем, чтобы наконец-то получил развитие
и расширился закрепленный в Уголовном
кодексе РФ (гл. 30) перечень преступлений
против государственной власти, интересов
государственной службы и службы в органах
местного самоуправления. Пора обдумать
и ввести уголовную ответственность не
только за получение и дачу взятки должностным
лицом (ст. 290, 291), злоупотребление должностными
полномочиями и превышение должностных
полномочий (ст. 285, 286), присвоение полномочий
должностного лица (ст. 288), служебный подлог
(ст. 292) и др., но и за предоставление должностными
лицами льгот коммерческим структурам
с целью извлечения личной прибыли, за
предоставление государственных финансовых
и иных ресурсов в избирательные фонды,
за "лжеспонсорство", подразумевающее
использование добровольных пожертвований
для улучшения "комфортности служебной
деятельности" - покупки роскошных служебных
автомобилей, квартир для служащих и т.п.,
за "спонсорское вымогательство"
ресурсов и др. Думается, что такое и судебное,
и профилактическое воздействие (и если
наконец-то противодействие коррупции
из кампанейской борьбы с "оборотнями"
превратится в нормальную и последовательную
деятельность правоохранительных органов)
должно иметь характер общей превенции
коррупционных проявлений.
В контексте данной проблемы необходима
и специальная управленческая подготовка
в сфере антикоррупционной деятельности
- приобретение таких познаний управленческого
характера, которые помогали бы чиновникам
различного уровня, и особенно руководителям,
организовать работу по профилактике
и выявлению коррупционных проявлений
как на уровне отдельного государственного
(муниципального) органа, так и их системы.
Предполагаемое усиление ответственности
должностных лиц за собственные коррупционные
деяния и деяния подчиненных им чиновников
потребует тщательного изучения организационно-управленческих
основ этой деятельности и введения в
процесс обучения таких специальных курсов,
как "Организация управления административной
этикой", "Формы и методы антикоррупционного
контроля за деятельностью государственных
служащих", "Информационное обеспечение
антикоррупционной деятельности государственного
органа" и т.п. Потребность в формировании
подобных учебных спецкурсов назрела
(и даже перезрела), и их создание и распространение
могло бы служить реальным вкладом науки
и образования в антикоррупционную деятельность.
Практическая компонента в подготовке
государственных и муниципальных служащих
в данном направлении связана с получением
практических навыков антикоррупционной
деятельности во время организации различных
видов учебной работы. Формы ее могут быть
весьма разнообразны - практика, проведение
с помощью студентов различного рода опросов
и исследование влияния коррупциогенных
факторов на состояние государственной
деятельности, имидж служащих, отношение
к власти и т.п. Возможно и создание своеобразных
"учебно-производственных подразделений",
в которых бы студенты по поручению государственных
и муниципальных структур на базе учебных
заведений проводили бы прием граждан
и оказывали бы им консультационную помощь
в вопросах решения их проблем, включая
и изучение вопросов антикоррупционной
направленности. Так, например, студенческая
приемная (мэра, губернатора и т.п.) позволила
бы при участии государственных служащих
и преподавателей расширить поле работы
с гражданами, способствовало бы получению
и обработке информации и т.п. Эта работа
была бы на пользу и самим студентам, для
которых такая относительно самостоятельная
практика позволяет понять и осознать
проблемы государственного управления
через практическую работу с гражданами.
Поставленные проблемы, как нам представляется,
требуют решения на практическом уровне
и могут состоять в следующем: необходимо
введение специальных разделов (весьма
компактных по содержанию) в учебные программы
преподаваемых по специальности "Государственное
и муниципальное управление" дисциплин,
связанных с антикоррупционной деятельностью;
введение специальных курсов по указанной
проблематике по различным формам обучения,
включая переподготовку; включение в программы
практики и практическую проработку вопросов,
связанных с предупреждением и противодействием
коррупционным проявлениям, а также, возможно,
выйти на уровень создания учебно-практических
подразделений по типу студенческих юридических
клиник. Будущим государственным и муниципальным
служащим необходимо в процессе обучения
не только придать достаточно высокий
уровень "коррупционной устойчивости",
но и научить поведению в реальных условиях
воздействия на них коррупциогенных факторов
Проводимая в настоящее время в России
реформа государственного аппарата предполагает
ряд мер, относящихся к развитию системы
государственной службы: подготовка нового
законодательства в этой сфере, расширение
составов коррупционных правонарушений,
разработка правил служебного поведения
и кодексов поведения государственных
служащих, создание комиссий по служебной
(профессиональной) этике, организация
мер предупреждения коррупционных проявлений.
Это требует и активной позиции учебных
заведений в проблемах подготовки государственных
и муниципальных служащих как в плане
их общей профессиональной, так и антикоррупционной
подготовки.