Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:13, реферат
Для обеспечения правильного формирования и учета дел в каждой организации должна составляться грамотная номенклатура дел. Номенклатура дел — это систематизированный перечень заголовков дел с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке. В номенклатуру дел включаются все документы, образующиеся в деятельности организации, кроме технической документации и печатных изданий. При составлении номенклатуры дел необходимо учитывать требования к номенклатуре дел, содержащиеся в Государственной системе документационного обеспечения управления, Основных правилах работы архивов, перечнях документов с указанием сроков хранения.
При этом в названии примерной номенклатуры дел должна быть отражена установленная система соподчинения или функциональной связи между собой органов управления и организаций, на которые она распространяется.
Только
после уяснения критериев выбора
и четкого определения круга
выбранных организаций можно
приступать к разработке самой примерной
номенклатуры дел. Одновременно с ее
разработкой составляются методические
указания по ее применению. Завершающим
этапом подготовки примерной номенклатуры
дел является ввод ее в действие
после проведения необходимых действий
по ее согласованию, подписанию, утверждению
и регистрации.
По завершении
организационного этапа подготовки
к составлению примерных
Выбор
схемы зависит от структуры организаций.
При наличии достаточно стабильной
типовой или сходной структуры
при незначительных различиях обычно
выбирается структурная схема
Поэтому классификационными делениями (разделами и подразделами) примерной номенклатуры дел могут быть как внутренние подразделения организационной структуры организации, так и ее управленческие функции или направления деятельности.
В схеме,
построенной по структурному принципу,
разделами примерной
В номенклатуре
дел организации, построенной по
функциональному принципу, разделами
служат основные ее функции или направления
деятельности, которые располагаются
в порядке их значимости. Например,
могут быть определены следующие разделы:
руководство (организационно-
В примерную
номенклатуру дел включаются все
дела, присущие большинству организаций
данной категории, наиболее полно отражающие
документируемые участки работы
и вопросы их деятельности, а также
их общественных организаций, временно
действующих органов, документы
которых служат правовым основанием
для подтверждения полномочий организации
или прекращения ее деятельности
(например, дела профсоюзных органов,
временных творческих коллективов,
собраний учредителей, ликвидационной
комиссии) и т.д.
Составление
заголовков дел
После
решения вопросов выбора схемы примерной
номенклатуры составители приступают
к формулированию заголовков дел. Этот
этап является одним из наиболее ответственных,
т.к., по существу, определяет действенность
и полезность примерной номенклатуры
дел в качестве методического
пособия для конкретных учреждений
при составлении ими
Заголовок должен быть кратким и четким, в обобщенной форме, и правильно раскрывать основное содержание и состав документов дела. В заголовок вносят также уточняющие содержание дела данные о подлинности или копийности документов. Отметка о копийности документов в заголовке не указывается, если эта информация нашла отражение в установленных сроках хранения.
Не допускается
употребление в заголовке дела вводных
слов и сложных синтаксических оборотов,
неконкретных формулировок ("разная
переписка", "общие материалы",
"материалы Комитета" и т.д.).
Правда, могут быть отдельные исключения,
обусловленные исторически
Заголовки дел формулируются на основе определений документируемых участков работы и вопросов деятельности организации. При этом используются такие признаки документов, как номинальный, авторский, корреспондентский, хронологический, предметно-вопросный, географический.
Номинальный признак указывает на вид документов, подшиваемых в дело. Автор определяется на основании таких реквизитов документа, как наименование учреждения, где составлен документ, подпись (в письмах, предложениях, заявлениях граждан, а также в распорядительных документах). Корреспондент определяется по реквизиту "адресат" и используется, чаще всего, при составлении заголовков к делам по переписке.
Основным признаком, который обязательно следует отразить при составлении заголовка, является предметно-вопросный, отвечающий на вопрос, о чем документы дела.
Хронологический признак содержит указание о том, за какой период времени сгруппированы документы в деле. Как правило, в дела подшиваются документы одного делопроизводственного года, но есть и дела переходящие, т. е. такие, в которые подшиты документы за несколько лет. Географический признак используется реже, как правило, в тех случаях, когда в деле сгруппированы документы нескольких авторов или корреспондентов, объединенных признаком территории, на которой они расположены.
Элементы
заголовка располагаются в
В заголовках
судебных, арбитражных, следственных,
личных (персональных), других дел, связанных
последовательностью
В заголовках дел, содержащих документы по одному вопросу, но не связанных последовательностью делопроизводства, в качестве вида дела употребляется термин "документы", а в конце заголовка в скобках указываются их названия: например "Документы о проведении промышленных выставок (планы, списки, доклады, переписка, характеристики экспонатов)".
Термин
"Документы" применяется также
в заголовках дел, содержащих документы
и приложения к какому-либо документу.
Например "Документы к протоколам
заседаний правления жилищно-
В заголовках дел, содержащих переписку, указывается, с кем и по какому вопросу она ведется. Например: "Переписка с выставочным комитетом об участии в выставках".
Если дело состоит из нескольких томов или частей, то составляется общий заголовок дела, а затем, при необходимости, составляются заголовки каждого тома (части), уточняющие содержание заголовка.
В заголовках
группы дел может использоваться
какой-либо обобщенный термин, например,
"территориальный орган", "подведомственные
учреждения", означающий, что данный
вид документа формируется во
всех органах системы (организации,
объединения) и их филиалах. Например:
"Документы проверок территориального
органа (подведомственного учреждения)
вышестоящей организацией (акты, справки,
предложения и др.)", "Акты приема-передачи
дел при смене руководителя территориального
органа (подведомственного учреждения)
По одному
заголовку дела примерной номенклатуры
дел может быть предусмотрено
несколько заголовков дел в конкретной
номенклатуре дел, а заголовки дел
с одинаковыми сроками
Заголовки
дел по вопросам, которые ведутся
в течение нескольких лет, являются
переходящими. Их рекомендуется вносить
в индивидуальную номенклатуру дел
каждого года под одним и тем
же индексом до решения вопроса и
окончания по нему делопроизводства.
Определение
сроков хранения дел
Большое
значение для повышения эффективности
примерной номенклатуры дел в
качестве методического пособия
по классификации и систематизации
документов при составлении индивидуальных
номенклатур дел имеет
Сроки хранения дел, включенных в примерную номенклатуру дел, определяются исходя из их научной и практической ценности в соответствии с действующими типовыми и отраслевыми (ведомственными) перечнями документов, а также перечнями документов, подлежащих передаче на государственное хранение. Примером типового перечня, который необходимо использовать при определении сроков хранения в номенклатурах дел является Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (М., 2000).
Для документов, не предусмотренных действующими перечнями, сроки хранения устанавливаются на основании их изучения во взаимосвязи с общим комплексом документов по согласованию с соответствующим органом управления архивным делом.
Допускается согласование сроков хранения дел с ЭПК архивных учреждений в случаях, когда согласование их с центральными архивными органами затруднено (территориальная удаленность и т.д.). При этом в примерной номенклатуре дел делается примечание "Срок хранения установлен ЭПК (название архивного учреждения), протокол от 00.00.00".
Для обеспечения единства определения сроков хранения дел при разработке примерных номенклатур дел рекомендуется вести учет вновь установленных сроков хранения.
При разработке
примерных номенклатур дел
Постоянный срок хранения имеют дела, отражающие основные направления деятельности организации.
Временные
сроки хранения могут оговариваться
примечаниями, согласно которым дело
должно храниться в течение