Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2011 в 19:02, контрольная работа
Актуальностьисторико-правового исследования развития административного права проистекает не только из еговнешнего количественного объема. Задачей первоочередной важности является последовательноесистемное изучение внутреннего развития форм управления, организации системы государственногоуправления, развитие норм, понятия и в целом науки административного права.
Введение…………………………………….……………………………………..3
История развития науки социального управления в России в дореволюционныйпериод………………………………………………………...5
Развитие науки социального управления в советский и постсоветский периоды……………………………………………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………...……………17
МИНИСТЕРСТВО
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Контрольная работа
по дисциплине «Основы управления и делопроизводства в ОВД»
Тема: «Становление и развитие науки социального управления в России»
кафедры АП и АД
Комков С. В.
Калининград, 2011
Содержание
Введение…………………………………….…………………
История развития
науки социального управления в
России в
дореволюционный период………………………………………………………...
Развитие науки
социального управления в советский
и постсоветский периоды……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………...……………
Введение
Административное право является одной из древнейших и фундаментальных отраслей правовой системы. Оно имело и имеет большое общественное значение для жизнеобеспечения и регулирования отношений, складывающихся в обществе.
Современные условия способствуют обусловленности государственного управления с постановкой основной задачи – обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех составляющих частей механизма исполнительной власти.
В своей совокупности механизм исполнительной власти представляет государственную администрацию с полномочиями реализации своих прав в масштабах России. Органы исполнительной власти администрируют, то есть управляют экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества, обеспечивают практическую реализацию законодательных актов. Естественно, что их деятельность носит административный (управленческий, исполнительный, внесудебный) характер.
Сам термин "административное" происходит от латинского слова administration и означает руководить, управлять. Управление чаще всего воздействует на сам процесс жизненного бытия, затрагивая все сферы и механизмы общества. Регулятором всех отношений возникающих в сфере управления является административное право. Оно призвано регулировать общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления. Административное право, право внутриорганизационного характера, постоянно усиливает свою социальную значимость.
Действующее в Российской Федерации административное законодательство представляет собой безбрежное собрание правовых норм, разбросанных в различных актах, которые в политическом соотношении просто необозримы. Такую интерпретацию развития административного законодательства можно отнести не только к постсоветскому времени, но и ко всей ее истории. Большой объем историко-правового материала, лежащий в области административного законодательства, требует его изучения.
Актуальность историко-правового исследования развития административного права проистекает не только из его внешнего количественного объема. Задачей первоочередной важности является последовательное системное изучение внутреннего развития форм управления, организации системы государственного управления, развитие норм, понятия и в целом науки административного права. Актуальность историко-правового анализа административного права заключается еще и в том, что современные российские учебные программы и учебная юридическая литература практически не содержит даже одного параграфа, посвященного истории административного права. В редких изданиях историю развития административного законодательства рассматривают с октября 1917 года.
Подобный подход противоречит общеисторическому пути развития российской государственности и не отвечает современному представлению и уровню знания в данном вопросе. Включение в учебные курсы современного административного права изучение истории предмета данной науки восполнит создавшиеся пробелы и позволит полнее представить пути исторического развития, выработать всесторонний подход к действующему административному законодательству в России.
Некоторые
выводы носят дискуссионный характер,
вместе с тем данный аспект способствует
формированию наиболее объективных научных
представлений о сущности понятия истории
развития науки административного права
и современного истолкования фактов, а
также отдельных проблем этой науки.
История развития науки социального управления в России в дореволюционный период
Начало развития управленческой науки в России было положено в XVII в. и преимущественно в рамках теории государственного управления. В развитии этой системы важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин (1605—1680), сделавший попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах России. Таким образом, А.Л. Ордин-Нащокин считается одним из первых русских управленцев, поставивший вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) управления. Особую эпоху в развитии российской теории управления составляют петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Круг управленческих действий Петра I весьма широк — от изменения летоисчисления до создания нового государственного управленческого аппарата. Детализируя и конкретизируя управленческие аспекты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении:
— развитие
крупной промышленности и государственная
поддержка ремесленных
— содействие развитию сельского хозяйства;
— укрепление финансовой системы;
— активизация развития внешней и внутренней торговли.
Законодательные
акты Петра I — указы, регламенты, инструкции
и контроль за их исполнением — регулировали
различные сферы деятельности государства,
по сути это было государственным управлением.
Заслуживают внимания и управленческие
идеи И. Т. Посошкова (1652—1726). К оригинальным
идеям И.Т. Посошкова следует отнести разделение
богатства на вещественное и невещественное.
Под первым он подразумевал богатство
государства (казны) и народа, под вторым
— эффективное управление страной и наличие
справедливых законов. Принципы И.Т. Посошкова
об улучшении управления экономикой основывались
на решающей роли государства в руководстве
хозяйственными процессами. Он был сторонником
строгой регламентации хозяйственной
жизни. Первая четверть XVIII века была периодом
петровского реформирования управления
экономикой как на макро-, так и на микроуровне.
Созданная Петром I система управления
имела необратимый характер. Идеи государственного
управления нашли свое отражение в трудах
А.П. Волынского (1689—1740). Последовательным
идеологом крепостничества был В.Н. Татищев
(1686—1750). В области управления хозяйственными
делами России В.Н. Татищев особое значение
придавал управлению финансовой политикой.
Он считал, что государство обязано не
наблюдать за хозяйственными процессами,
а активно регулировать их в интересах
России. Во второй половине XVIII века управленческая
мысль развивалась в духе реформ Екатерины
II. В целях совершенствования управления
экономикой России по указанию Екатерины
II было издано “Учреждение для управления
губерний Российской Империи”. К началу
XIX века невозможность управления Государством
Российским старыми методами, необходимость
преобразований осознавались высшей властью. Основные
преобразования управления экономикой
в начале XIX века произошли в период царствования
Александра I. В 1801 г. был издан манифест
об учреждении министерств, которые были
построены на началах личной власти и
ответственности.
В XIX — начале XX века появился целый ряд авторов, посвятивших свои работы организации и совершенствованию государственного устройства и управления. Среди них особенно выделяются труды видного государственного деятеля первой четверти XIX века М.М. Сперанского. Значительный вклад в становление науки социального управления внесли также известные ученые России: государствоведы и социологи Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский, Б.И. Чичерин и др.
В
начале XX в. управленческие преобразования
осуществлялись под руководством таких
личностей, как С.Ю. Витте (1849—1915) и А. С.
Столыпин (1862—1911). Программа реформ А.С.
Столыпина затрагивала все отрасли государственного
управления и была рассчитана по замыслу
ее автора на 20 лет. Речь в основном шла
о децентрализации управления Россией.
В России еще до 1917 г. существовала школа
административного права, в границах которой
исследовались проблемы государственного
управления. Земская реформа в России XIX
в. инициировала разработку вопросов государственного
управления, которым посвящены работы
Андриевского И.Е. “О наместниках, воеводах
и губернаторах”, Лохвицкого А.В. “Губерния,
ее земские и правительственные учреждения”
(1864), Васильчикова А.И. “О самоуправлении”
(1870—1871), Алексеева А.С. “Начала современного
правового государства и русский административный
строй” (1905), Грибовского В.М. “Государственное
устройство и управление Российской Империи”
(1912), Елистратова А.И. “Основные начала
административного права” (1914). Вышедшие
в предреволюционные годы труды А.А. Богданова
(1873—1928) “Всеобщая организационная наука
(тектология)” (1913—1917) предвосхитили некоторые
идеи кибернетики и общей теории систем.
“Мой исходный пункт, — писал А.А. Богданов,—
заключается в том, что структурные отношения
могут быть обобщены до такой степени
формальной чистоты схем, как в математике
отношения величин, и на такой основе организационные
задачи могут решаться способами, аналогичными
математическим”. Эти идеи в то время
большинством не были поняты и не получили
широкого распространения.
Развитие науки социального управления в советский и постсоветский периоды.
После
окончания гражданской войны
руководством страны была поставлена
задача перестройки государственного
аппарата на научной основе. В связи
с тем, что дореволюционная наука
административного права не могла
обеспечить этот процесс необходимыми
научными знаниями, возникла потребность
в развитии науки управления. Ее
формирование осуществлялось в рамках
движения научной организации труда
и управления, сформировавшегося
на основе работ, зарубежных специалистов
по управлению: Тейлора, Файоля, Черча,
Эмерсона, Форда и других. Для широкого
изучения и внедрения научной организации
труда и управления был создан целый ряд
научно-исследовательских организаций.
Ведущими стали Центральный институт
труда (директор А. К. Гастев), Казанский
институт научной организации труда (директор
И.М. Бурдянский), Всеукраинский институт
труда (директор Ф.Р. Дунаевский), Таганрогский
институт научной организации производства
(директор П.М. Есманский), Государственный
институт техники управления (директор
Е.Ф. Розмирович), Центральная лаборатория
по изучению труда (руководитель В.М. Бехтерев). В
первые годы существования советской
власти значительное внимание уделялось
проблемам организации управления экономикой,
научной организации труда, в частности
управленческого, подготовке работников
государственного аппарата, изучению
опыта управления в зарубежных странах.
Были переизданы труды вышеназванных авторов по организации и научной организации труда. Опубликованы работы ряда зарубежных авторов по кибернетике, теории организации, иссле дованию операций, психологии и социологии управления.
В эти же годы были изданы труды А.И. Берга, В.М. Глушкова, Ю.И. Черняка и других авторов. В работах этих авторов и исследуется кибернетический аспект науки социального управлении Крупным вкладом в общую теорию социального управления явился выпуск в 1968 году монографии В.Г. Афанасьева «Научное управление обществом (опыт системного исследования)» (в 1973 г. выпущено второе дополненное издание этой монографии). В последующие годы В. Г. Афанасьев опубликовал монографии: «Научно-техническая революция, управление, образование» (1972 г.), «Социальная информация и управление обществом» (1975 г.), «Человек в управлении обществом» (1977 г.), «Общество, системность, познание и управление» (1991 г.) и др.
Рядом авторов (Н.А. Витке,
П.М. Керженцев и др.) предлагалось наряду
с оргпроектированием и механизацией
управленческого труда включение в исследование
проблем управления анализа отношений
в коллективе, стимулирования труда и
т. п. Розмирович отрицала проблему “человеческих
отношений” в управлении, исходя из того,
что здесь “ничего не остается для администрирования
и руководства коллективом. Здесь только
всеопределяющее влияние техники и сам
администратор только техник и ничего
больше”. Исходя из этого она считала,
что “ставить вопрос об администрировании
как о создании специальной социологической
доктрины в условиях пролетарской диктатуры
не нужно и теоретически неверно. Можно
принять научное администрирование как
часть научной организации труда, но не
больше”. Политика узкого техницизма,
проводимая Институтом техники управления
в рационализации управления, и его теоретическое
обоснование — “метод производственной
трактовки учреждения” — были подвергнуты
резкой критике и признаны вредными. Для
руководства работой по НОТ и управлению
в 20-е годы был создан Совет научной организации
труда (СовНОТ) во главе с наркомом РКИ
В.В. Куйбышевым. Под флагом НОТ начался
период быстрого развития отечественной
теории управления. Вокруг таких ученых,
как А.К. Гастев, П.М. Керженцев, Н.А. Витке,
Е.Ф. Розмирович, И.М. Бурдянский, О.А. Ерманский,
стали формироваться первые школы управления.
Исследования в области науки управления
и административного права были прерваны
в середине 30-х годов, по административному
праву были возобновлены после Первого
всесоюзного совещания по вопросам науки
советского государства и права в июле
1938 г. Поскольку возрождения науки управления
не состоялось, исследование проблем государственного
управления перешло к науке административного
права. В течение более 20 лет наука административного
права исследовала проблемы государственного
управления. В начале 60-х годов в нашей
стране возобновились исследования проблем
управления, но уже на новой основе. Условно
можно выделить три направления, по которым
развивались исследования вопросов управления:
1) общая теория социального управления;
2) государственное управление; 3) управление
производством.
Информация о работе Становление и развитие науки социального управления в России