Объединение земель вокруг Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 07:38, контрольная работа

Описание

Москва на сегодняшний день является самым большим мегаполисом в мире. Население этого города переваливает за 10000000 человек (11,7 млн человек по предварительным прогнозам переписи 2010г.). Но ведь известно из истории, что Москва до раздробленности на Руси не имела крупного политического значения и вообще не являлась сколь либо крупным городом, торговым и религиозным центром. Но именно московские князья смогли объединить русские земли, сделать Москву центром всего православия, создать впоследствии сильное и могущественное государство

Содержание

Введение
Зависимость русских земель от Золотой Орды.
Объективные и субъективные факторы возвышения Москвы.
Роль в объединении земель Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Василия I, Василия II.
Система управления при Иване III.
Формы землевладения и землепользования в конце XV в.
Судебник 1497г
Социальная структура общества в Московском государстве.
Заключение
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

распечататьистория.docx

— 54.82 Кб (Скачать документ)

      После объединения двух крупнейших русских центров- Москвы и Новгорода следующим шагом Ивана 3 было свержение монголо-татарского ига:

·   в 1478г. Иван3 отказался платить дань Орде

·    хан Ахмат вместе с золотоордынской  армией выступил на русские земли

·    в октябре-ноябре 1480г. русская и золотоордынская армии  стали лагерями на реке  Угре, что получило название «стояние на реке Угре».

·    постояв на Угре месяц, 11 ноября 1480г. хан Ахмат собрал свое войско и  ушел в Орду

     Данное событие считается моментом окончания монголо-татарского ига, длившегося 240 лет. Однако стояние на реке Угре является символом свержения ига, но не его причиной.

     Главная причина достаточно легкого свержения ига- фактическая гибель Золотой Орды в 1480-1481г.

       Московское государство набирало силу и международный авторитет. Иван3 женился на Софье Палеолог, племяннице последнего императора Византии. Поэтому молодое Московское государство было объявлено политическим и духовным правопреемником Византии. Это нашло свое выражение как в лозунге: «Москва- третий Рим», так и в заимствовании византийской символики и символов власти: 

·   Герб Византии -двуглавый орел был взят в качестве герба вновь образованного Русского (Московского) государства

·   постепенно у Византии было заимствовано новое  название страны – Россия.

·   русские  византийские символы власти как  скипетр и шапка Мономаха.

      В честь свержения монголо-татарского ига при Иване3 началось строительство нового символа власти- Московского Кремля. За основу был взят проект итальянского архитектора Аристотеля Фиорованти, по которому, вместо белокаменного, была построена основная часть современного московского Кремля из красного кирпича.

Церковная политика

       Чрезвычайно важной частью внутренней политики Ивана III были его отношения с церковью. В начальный период объединения русских земель вокруг Москвы Православная церковь представляла собой большую силу, не только поддерживающую государство, но и соперничавшую с ним. В условиях ордынского ига церковь сумела сохранить свои экономические и политические позиции. Татаро-монголы не собирались обращать Русь в свою веру, и очень скоро православные митрополиты договорились с Ордой, получили от ордынских ханов ярлыки, закреплявшие привилегии Церкви. Тем не менее по мере подъема движения за освобождение русских земель Церковь включилась в борьбу против татаро-монголов.

        Церковь в лице митрополичьего дома, епископских кафедр, крупных монастырей и городских соборов обладала огромным имуществом, в первую очередь земельным, выступая в качестве феодала. Вместо десятины, которой она была наделена еще при крещении Руси, церкви в Московской государстве получили иные источники доходов: поступления от определенных статей княжеских доходов - городских торговых, таможенных и судебных пошлин.

       Экономическое и идеологическое могущество позволяло церкви чувствовать себя независимой от государства и даже бороться с ним за влияние в обществе. Однако к концу периода московским князьям удалось взять верх. В обмен за сохранение в неприкосновенности ее земельных преимуществ Церковь признала верховенство светской власти.

       Противоречивым было отношение Церкви к проблеме централизации Русского государства. Среди церковных иерархов той поры были и горячие сторонники укрепления государственного единства Руси, и силы, оказывавшие упорное сопротивление этому процессу.

        В организационном отношении Церковь представляла собой сложную систему. Во главе ее стоял митрополит, В 1448 г. русская Православная церковь стала автокефальной - самостоятельной по отношению к вселенскому патриарху, сидевшему в Византии. Вся территория подразделялась на возглавляемые епископами епархии.

        До XV в. русские митрополиты назначались константинопольским патриархом. Теперь они стали избираться собором русских епископов сначала по согласованию со светской властью, а потом и по прямому указанию московских великих князей.

Система  управления:

·   князья в  присоединенных землях становились  боярами московского государя («обояривание князей»)

·   эти княжества  теперь назывались уездами, управлялись  наместниками из Москвы

·  наместники назывались также «боярами- кормленщиками», так как за управление уездами получали корм- часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках

      Местничество—это право занятия той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг.

     Раздробленность постепенно сменялась централизацией. Начал складываться аппарат управления.

    Боярская дума---состояла из 5-12 бояр и не более 12 окольничьих (бояре и окольничьи- два высших чина в государстве). Кроме московских бояр, с середины 15 века в думе заседали и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы. Боярская Дума имела совещательные функции о «делах земли»

     Будущая приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью, архивом.

   Также при Иване 3 в 1497г. был принят Судебник- первый свод законов независимого русского государства. Данный Судебник узаконил:

· единую систему  государственных органов

·единую систему  государственного устройства

·ограничение права  крестьян менять помещиков («Юрьев день»). 
 

6. Формы землевладения  и землепользования  в конце 15в

       Основой экономики Русского государства  конца 15- начала 16 века являлось  земледелие, подавляющее большинство  населения составляли крестьяне.  В деревне насчитывалось 3-5 дворов, в селе-до нескольких десятков. Как правило, село имело церковь.  Вотчина обычно состояла из  «села с деревнями»

В конце 15 века на смену двухполью подсеке приходит трёхполье . Главными зерновыми культурами оставались рожь, пшеница, ячмень. Наряду с зерновым хозяйством развивались садоводство и огородничество.

       В 15 веке продолжалось развитие  феодального землевладения. Будучи  верховным собственником земли,  князь часть земель жаловал  служилым людям «в вотчину». Вотчины  являлись формой обеспечения  службы. Это была наследственная, но всё же условная собственность.  Земельной собственности, не связанной  со службой. В Русском государстве  не существовало. В конце 15 века, после выселения новгородских  бояр, на их месте были «испомещены» московские служилые люди. Их владения стали именоваться поместьями. Так наряду с вотчинным возникло поместное землевладение.

      Формально поместье считалось  лишь временным держанием, а  не собственностью, как вотчина.  Реально оно передавалось по  наследству, так как обеспечивало  службу сыновей помещика.

Вотчина Поместье
Предоставляется на службу Предоставляется на службу       
Наследуется Фактически наследуется
Продаётся и покупается Не продаётся и не покупается
Вкладывается  в монастырь Не вкладывается в монастырь 
 

      Поместная система исключала  переход земель светских владельцев  в руки монастырей, сокращавший  фонд земель для пожалований  за службу и потому беспокоивший  светскую власть. Принципиальной  разницы между вотчинниками и  помещиками как отдельными слоями  господствующего класса не существовало. Нередко человек владел и вотчиной, и поместьем. Размеры владения  не зависели от его формы:  и вотчины. и поместья бывали и крупными, и мелкими. Возникновение поместной системы облегчило поглощение чёрных земель частным землевладением, так как формально земля оставалась в руках великого князя. Поэтому крестьяне менее активно сопротивлялись передаче своей земли в поместье,  нежели  в вотчину.

      В самых общих чертах  ситуация  в сфере землевладения в рассматриваемый  период в России выглядела  следующим образом. До конца  15 века основными видами земельных  владений являлись вотчины (включая  княжеские) и земельные владения  общин; поместное землевладение  практически отсутствовало. Во  время развития и расцвета  поместной системы землевладения  (16-17 вв.) резко сокращается крестьянское  общинное землевладение. Параллельно  формируется крепостное право.  С 17 века происходит постепенное  сближение правового статуса  поместий и вотчин.

7. Судебник Ивана III 1497 г. :

      В 1497 г. был принят новый свод законов единого государства - Судебник Ивана III. Судебник включил 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны .

      Главным судьей по Судебнику является великий князь с детьми своими, но право суда он предоставлял также боярам, окольничим, наместникам или волостелям, которые, однако, не могли судить без старосты, дворского и т.н. "лутчих людей". Судьям было запрещено (но без санкций) всякое пристрастие и лихоимство; однако судьи были весьма заинтересованы в суде и его исходе не только из-за больших судебных пошлин, но и потому, что после удовлетворения истца им отдавалось имущество осужденного. В делах уголовных все решалось единоборством (полем); в случае душегубства, поджога, разбоя, церковной кражи и др. побежденного в единоборстве считали виновным и казнили смертью. За первую простую кражу секли кнутом и лишали имения. В Судебнике имеется ряд постановлений материального права: о купле, займе, наследстве, землях, межах, холопах, земледельцах. Судебник впервые утверждает в законодательном порядке прикрепление к земле свободных землепашцев.

       Ст. 57 ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому определенным сроком для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26.11). За уход крестьянин должен был платить «пожилое» - плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установлению крепостного права в стране. Однако до конца XVI в. крестьяне сохранили право перехода от одного землевладельца к другому.

     С развитием крепостного права ограничивалось холопство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8. Социальная структура  общества в Московском  государстве.

Постепенно формируется  социальная структура феодального  общества, она усложняется по сравнению  с периодом Киевской Руси. В отличие  от Западной Европы, русское государство  проводит активную сословную политику и влияет на процесс образования  сословий.

Феодалы: выделяют следующие  категории:

Княжата - бывшие удельные князья, которые потеряли самостоятельность, но сохранили право собственности  на землю, их вотчины совпадают с  территориями бывших феодальных князей (т.е. с их бывшими территориями). Княжата занимали руководящие посты  в войске московского князя и  приходили на войну с собственной дружинной.

Бояре - старая земельная  аристократия, поддерживающая московских князей, они сохраняли традиции местного самоуправления, наиболее знатные образовывали Боярскую Думу (олигархический орган). Знатных боярских родов было немного (менее 10-ти).

Дети боярские - речь идёт о феодалах служащих не непосредственно  московскому князю, а боярам.

Вольные лица, находящиеся  на службе московского князя - будущее  дворянство, они получали у великого князя надел, за который и служили.

Постепенно меняется положение и статус феодалов, сближается статус княжат и бояр, княжата теряют право отъезда. Во 2-ой половине 15-го века число бояр при московском дворе  увеличивается в четыре раза, за счёт княжат, перешедших на службу со своими боярами. Меняется и смысл названия "бояре", ранее они принадлежали к высшей социальной группе, а теперь являлись придворным чином. Идёт быстрый  рост мелкого служивого сословия.

Боярин, входивший  в администрацию князя, получал  в управление город или волость. Тот, кто имел в подчинении город, назывался наместником, а тот, кто  возглавлял волость,-волостелем. Обе эти должности именовались кормлением. Это объяснялось тем, что с населения городов и волостей собирались доходы в пользу князя, а сами бояре «кормились», получая дань с жителей.

Информация о работе Объединение земель вокруг Москвы