Административная (классическая) школа управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание

Управление социально-рыночным хозяйством является одной из ключевых проблем развития экономики любого государства, но особенно актуальна эта проблема для экономики России. Актуальность управления социально-рыночным хозяйством России продиктована следующими обстоятельствами:
 Россия переходит к рынку, и многие проблемы пока решаются путем проб и ошибок;
 отсутствие своей собственной экономической теории и концепции;
 отсутствие механизма управления социально-рыночным хозяйством;
 ограниченная численность менеджеров-профессионалов, способных успешно работать в условиях рынка;
 разрушение финансово-кредитной системы страны;
отсутствие мотивационного механизма, способного повысить заинтересованность работников в конечных результатах труда и так далее

Содержание

Введение.
1. Предпосылки создания теории.
2. Классическая школа: определение, принципы, цели.
3. Элементы управления.
4. Принципы управления.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

теория организации.docx

— 21.03 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Российский  Государственный  Социальный Университет 
 

Филиал  в г. Электросталь

Специальность «Государственное и муниципальное управление» 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине:

«Теория организации»

на  тему:

«Административная (классическая) школа управления» 
 
 
 

Выполнил:

студентка 5 курса

группы  ГМУ-З-4

Котелевская Е.С. 
 

Проверил:

Чиркова О. Н. 
 
 
 
 
 
 
 

Электросталь 2011 
 

Содержание.

      Введение.

  1. Предпосылки создания теории.
  2. Классическая школа: определение, принципы, цели.
  3. Элементы управления.
  4. Принципы управления.

      Заключение.

      Список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

        Управление социально-рыночным хозяйством является одной из ключевых проблем развития экономики любого государства, но особенно актуальна эта проблема для экономики России. Актуальность управления социально-рыночным хозяйством России продиктована следующими обстоятельствами:

  • Россия переходит к рынку, и многие проблемы пока решаются путем проб и ошибок;
  • отсутствие своей собственной экономической теории и концепции;
  • отсутствие механизма управления социально-рыночным хозяйством;
  • ограниченная численность менеджеров-профессионалов, способных успешно работать в условиях рынка;
  • разрушение финансово-кредитной системы страны;
  • отсутствие мотивационного механизма, способного повысить заинтересованность работников в конечных результатах труда и так далее.
 

В настоящее  время сам хозяйственный механизм управления экономикой находится в  кризисном состоянии, как и развитие экономики государства в целом. В чем же состоят основные причины, мешающие эффективному развитию экономики? Причин такого положения достаточно много, отметим лишь главные из них:

  • нестабильность политической обстановки;
  • безвластие на всех уровнях управления;
  • разбалансированность экономики;
  • недостаточная квалификация кадров управления рыночной экономикой.
 

Это следствие  перехода от централизованного управления и планирования к рыночным отношениям. Рынок диктует новые правила. Поэтому управление предприятием играет важную роль в развитии экономики. Однако совсем нелишне было бы знать историю  управления, этапы развития и школы. Цель данной курсовой работы состоит  в рассмотрении классической или  административной школы управления. В работе рассматриваются предпосылки  развития, взгляды, представители этой школы и ее значение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Предпосылки создания теории.

        Прогресс человеческой культуры отражается на всех сферах жизни деятельности общества и, прежде всего, на способе производства, господствующем в нем в заданный момент времени. Усложнение способа производства отражается и на организационных формах, в которых осуществляется производственный процесс. Если на ранних этапах развития экономики эти организационные формы были настолько просты, что их рассмотрение не вызывало самостоятельного научного интереса ни у исследователей-современников, ни у более поздних исследователей, то начиная со второй половины 19 столетия, когда экономика передовых европейских стран (Англии, Франции, Германии) вступила в стадию монополистического капитализма, вопросы организационного управления приобретают самостоятельное значение, причем интерес к ним с тех пор стабильно высокий. К тому времени организационное управление выделяется как самостоятельная наука, появляются первые теоретические работы в этой области знаний, возникают первые школы. 

   Актуальность проблем организационного управления обусловлена возможностью повышения отдачи на вложенные ресурсы путем совершенствования способа их соединения, то есть организационной структуры. В этой связи к исторически первой модели трех факторов производства (земля, труд, капитал) добавляется четвертый - предпринимательские способности, которые в широком смысле можно трактовать как выгодные свойства организационной структуры производственного процесса. Оказалось, что за счет совершенствования организационной структуры можно извлекать прибавочную стоимость дополнительно к результатам использования других факторов производства, причем не только не повышая, но иногда и снижая интенсивность их использования.

      Разработка проблем научного управления, развернувшаяся в начале XX столетия и сосредоточившая свое внимание на деятельности и специализации руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения и создания принципов функционирования организации в целом. Ответом на эту потребность практики стали работы Анри Файоля, предложившего ряд организационных принципов, необходимых для эффективного управления компанией.

     По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины XX в. С его именем главным образом связано возникновение административной школы.

          Анри Файоль (1841-1925) был по образованию горным инженером. Будучи французом по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горно-металлургическом синдикате компании "Комамбо", сначала в должности инженера, а затем - в главном управлении. С 1886 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката. В момент его назначения на пост генерального управляющего компания находилась на грани банкротства, а ко времени его отставки (1918 г.) стала одним из самых мощных, славящихся своими административными, техническими и научными кадрами французских концернов.

   Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал "теорию администрации" и достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно. Лишь в 1916 был опубликован труд Файоля "Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль". Этот труд - основной вклад Файоля в науку об управлении.

Целью административной школы Файоля было создание универсальных принципов  управления, следуя которым, но убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха. 

Файоль  утверждал: управлять - значит, вести  организацию к ее цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся  в ее распоряжении ресурсов. Понятие "управление", по его мнению, объединяет в себе шесть основных функций:

  • Техническая (технологическая) деятельность (производство, обработка, применение).
  • Коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен).
  • Финансовая деятельность (поиски и оптимальное использование капитала).
  • Обеспечение безопасности (защита собственности и людей).
  • Отчетная деятельность (инвентаризация, балансовый отчет, расходы, статистика).
  • Деятельность по управлению (планирование, организация, распоряжение, координация, контроль).
 

         В предпринимательстве, в простом или сложном, большом или малом, всегда присутствуют эти шесть групп деятельности или их существенные функции.

       Эти шесть групп деятельности будут присутствовать во всех сферах бизнеса, но в различной степени. При этом управление будет занимать значительное место в деятельности высшего управленческого персонала и значительно меньшее (или вообще отсутствовать) в деятельности персонала, непосредственно занятого в производстве, или младшего управленческого персонала. Специально подчеркивается, что управленческая деятельность универсальна для любой организации. 
 
 

      1. Классическая  школа: определение, принципы, цели.

           Классическая школа управления - одна из школ развития управленческой мысли в первой половине XIX в. (1920 - 1930 гг.). Возникновение классической школы управления связывают с именем Анри Файоля. Если создатель школы научного управления Ф. Тейлор начинал свою карьеру простым рабочим, что повлияло на его представление об управлении организацией, то авторы классической школы управления имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Файоль, которого называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией.

      Следовательно, они старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций в целом. Основной вклад представителей классической школы управления в теорию управления состоял в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Файоль выделил следующие взаимосвязанные функции процессоуправления: планирование (определение цели организации, путей и средств достижения их); организация (создание определенной структуры организации); распорядительство; мотивация (выработка способов, стимулирования труда); координация (достижение согласованности в работе всех звеньев организации); контроль (коррекция и реализация плана).

     Именно создание универсальных принципов управления было важнейшей целью классической школы управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху. Эти принципы касались разработки рациональной системы управления организацией и построения структуры организации и управления работниками. Файоль выделял 14 основных принципов управления:

  • разделение труда;
  • власть;
  • дисциплина;
  • единство распорядительства;
  • единство руководства;
  • подчинение частных интересов общему;
  • вознаграждение;
  • централизация;
  • иерархия;
  • порядок;
  • справедливость;
  • постоянство состава персонала;
  • инициатива;
  • единение персонала.
 

    Слово "классическая" используется для подчеркивания раннего возникновения школы. Было бы печально, если бы оно имело также тот смысл, что основная часть этих работ не оказывает более влияния на принятие организационных решений. Однако это не так.

             Идеи классического подхода во многих случаях неверно понимались и даже искажались. Например, часто утверждалось, что он игнорирует цели и внешнюю среду. Эта точка зрения едва ли соответствует действительности. Так, Л. Урвик утверждает: "Невозможно планировать нечто неизвестное; концепция подготовки плана предполагает, что это план какой-то деятельности. У нее должна быть цель".

    Анри Файоль, наиболее известный представитель классической школы управления, также осознавал взаимосвязь между внешней средой и организацией. Он утверждал, что компания должна иметь план действий, который основывается:

  • на ресурсах фирмы (здания, инструмент, сырье, кадры, производственные мощности, сеть сбыта, репутация и тому подобное); на учете состава и значимости незавершенного производства;
  • на будущих тенденциях, которые в известной мере зависят от технических, коммерческих, финансовых и других условий, подверженных изменениям, важность и сроки которых не могут быть определены заранее".

    Далее он указывает, что "организация должна выполнять следующие управленческие функции:

  • обеспечивать тщательную разработку и строгое выполнение плана;
  • следить за тем, чтобы кадровая и материальная составляющие организации соответствовали целям, ресурсам и потребностям фирмы".

        Эти цитаты взяты из главы "Элементы управления" книги А. Файоля "Общее и промышленное управление".Вся эта глава свидетельствует о том, что Файоль осознавал необходимость постановки целей и их важность для организации.

Информация о работе Административная (классическая) школа управления