Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:05, реферат
Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации. Так, нереальность бюджета на 1994 г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении.
Введение……………………………………………………………………………3
I. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики
1. Цели и сущность финансовой политики………………………………..5
2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации ………………9
II. Проведение финансовой политики в России
1. Современное состояние бюджетной системы и политики РФ, проблемы ее реформирования………………………………………………………………..22
2. Российская финансовая политика: тенденции и перспективы………...33
Заключение……………………………………………………………………..…38
Список использованной литературы……………………………………………40
в) Обязательная уплата налогов. Налоговая
система не должна оставлять сомнений
у налогоплательщика в
г) Процедура выплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для учреждений, собирающих налоги.
д) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
е) Налоговая система должна обеспечивать эффективное перераспределение создаваемого ВНП.
Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой системы российского государства и регулировать экономические взаимоотношения внутри федерации. Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие функции государственного управления налогообложением:
1. Обеспечение финансирования государственных расходов, то есть прямая функция налогов;
2. Поддержание социального
равновесия путем изменения
3. Государственное
Раскрывая содержание социальной функции, хотелось бы отметить, что большинство граждан считают, что они платят слишком высокие налоги, тогда как другие социальные группы платят слишком низкие, и что государство расходует недостаточно средств для обеспечения их материального благосостояния и чересчур много отдает другим.
В связи с этим интересен принцип взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика, породивший систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход (налоговая база), тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Принцип же пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах, независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают ее уменьшение по мере возрастания налоговой базы (дохода).
Анализируя налоги как средство государственного управления деловой активностью , важно остановиться на регулирующих их функциях:
— установление и изменение системы налогообложения;
— определение налоговых ставок, их дифференциация;
— предоставление налоговых льгот — освобождение от налогов части прибылей и капитала с условиями их целевого использования в соответствии с задачами общей экономической политики правительства.
Важную регулирующую роль играют глобальные изменения ставок налогов. Так, глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости, и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Увеличение налогов — обычный способ борьбы с повышенной деловой активностью.
Изменяя налоги на прибыль
(прямые налоги), государство может
создать или уменьшить
Избрав либеральную
или протекционистскую
Однако дискреционная фискальная политика, как и политика, основанная на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд своих недостатков. Помимо очевидных политических трудностей, связанных с длительным обсуждением в Государственной Думе относительно принятия закона об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временного снижения налогов для борьбы со спадом проистекает из того политического факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова повысить налоги после преодоления спада.
Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что в любом случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику. Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения России.
1. Современное состояние
бюджетной системы и политики
Российской Федерации,
Основная часть
К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды — денежные средства государства, имеющие целевое назначение и невключенные в федеральный бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примером может быть пенсионный фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.
Государственный бюджет — это годовой план государсвенных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается парламентом Российской Федерации. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятом в предыдущем году законом о бюджете.
Сейчас структура российского
бюджета в соответствии с федеральным
законом “О составе и структуре
бюджетной классификации
I Доходы бюджета
II Расходы бюджета
II.1 Функциональная структура расходов
II.2 Ведомственная структура расходов
II.3 Экономическая структура расходов
III Финансирование бюджета
IV Государственный долг
Планируется, что доходы и расходы бюджета по сравнению с прошедшим годом в 1995 составят соответственно (в трлн. рублей):
1994 год |
1995 год | |||||
Утвержденный план |
в %% к общей сумме расходов |
в %% к ВВП (725) |
Проект |
в %% к общей сумме расходов |
в %% к ВПП (925) | |
Доходы |
124.5 |
64.0 |
17.2 |
134.3 |
65.1 |
14.5 |
Расходы |
194.5 |
100.0 |
26.8 |
206.3 |
100.0 |
22.3 |
Дефицит бюджета |
70.0 |
36.0 |
8.8 |
72.0 |
34.9 |
7.8 |
При этом доходные статьи бюджета включают:
Наименование доходов |
План на 1994 в млрд. рублей |
Ожидаемое поступление в 1994 году |
Фактически поступило за I полугодие 1994 |
Проект на 1995 |
В процентах к ВВП (проект на 1995) |
Налоговые доходы (всего) |
97225.0 |
56441.1 |
18680.2 |
103863.1 |
11.23 |
Из них:
Прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала |
22040.0 |
15600.0 |
6373.3 |
25940.0 |
2.80 |
Налоги на товары и услуги |
62414.0 |
32728.0 |
9769.1 |
56691.9 |
6.13 |
Налоги на имущество |
258.3 |
360.6 |
99.5 |
635.0 |
0.07 |
Платежи за использование природных ресурсов |
3551.9 |
866.4 |
220.4 |
2091.8 |
0.23 |
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции |
8590.0 |
6454.1 |
2050.6 |
18070.9 |
1.95 |
Прочие налоги, сборы и пошлины |
370.8 |
432.0 |
167.3 |
433.5 |
0.05 |
Неналоговые доходы (всего) |
28107.3 |
13932.7 |
5922.7 |
27700.6 |
2.99 |
Из них:
Доходы от государственной собственности или от деятельности |
2909.1 |
2063.3 |
1614.6 |
7450.0 |
0.81 |
Доходы от продажи принадлежащего государству имущества |
329.1 |
108.0 |
48.0 |
8730.0 |
0.94 |
Доходы от реализакции государственных запасов |
3481.9 |
830.6 |
409.4 |
3283.0 |
0.35 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
21387.2 |
10930.8 |
3850.7 |
8237.6 |
0.89 |
Прочие неналоговые доходы |
938.0 |
939.7 |
410.4 |
1262.9 |
0.14 |
Безвозмездные перечисления |
200.0 |
200.0 |
40.0 |
273.0 |
0.03 |
Важно отметить, что некоторые цифры, указанные в законопроекте и приведенные в моей работе в качестве наглядного материала, поясняющего структуру государственного бюджета РФ, могли быть изменены в течение последующих трех чтений, однако общие закономерности, несомненно, были сохранены. Теперь мне бы хотелось также схематично обрисовать, расходную часть, а затем проанализировать проблемы, стоящие перед бюджетной системой Российской Федерации, выделить ее основные особенности и недостатки.
Итак, в российский бюджет на 1995 год заложена следующая структура расходов (в млн. рублей):
Государственное управление |
4175218.4 |
Международная деятельность |
17544274.6 |
Национальная оборона |
45274901.8 |
Правоохранительная |
15543439.9 |
Фундаментальное исследование и содействие научно-техническому прогрессу |
5442401.8 |
Промышленность, энергетика и строительство |
26790548.2 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
5538283.2 |
Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеология, картография и геодезия |
1136511.8 |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |
530263.5 |
Развитие рыночной инфраструктуры |
5746.6 |
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и после стихийных бедствий |
2162533.4 |
Образование |
7894517.6 |
Культура и искусство |
1320845.0 |
Средства массовой информации |
1747253.9 |
Здравоохранение и физическая культура |
4192213.2 |
Социальная политика |
2988486.4 |
Обслуживание государственного долга |
21497120.6 |
Пополнение государственных запасов и резервов |
8140387.4 |
Прочие расходы |
34415049.1 |
Информация о работе Финансовая политика и механизм её действия