Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:16, курсовая работа
Потребность разработки новых методологических подходов непосредственно связана с бурным развитием бизнеса, ускорением научно-технического прогресса.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….. .3
1 ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ ……………………………. .6
2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ
2.1Школа научного управления ……………………..........................................9
2.2Классическая (административная) школа в управлении …………………10
2.3 Школа психологии и человеческих отношений…………………………...11
2.4 Школа науки управления (количественная школа) ……………………....12
3 РАЗНООБРАЗИЕ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА ……………………… 14
3.1 Особенности американской модели …………………………………….. 14
3.2 Характеристика японской модели ……………………………………… 15
3.3 Западноевропейская модель менеджмента ……………………………...17
4 РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ ………………………………. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………..….………………………………. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………...… ……………………23
управления особого рода являются:
. индустриальный
способ организации
. развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена.
Для систематизации этапов
использовался исторический подход с применением хронологического
принципа.
Американские ученые Г. Кунц
и С. 0'Доннел разработали более
подробную классификацию
На протяжении всей истории развития менеджмента ученые и исследователи управленческих проблем предпринимали попытки разработать универсальную классификацию школ менеджмента. Предложенные ими классификации носят, в известной мере, условный характер. Это объясняется тем, что практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций, трудно найти один универсальный принцип, который следует положить в основу классификации.
В американском учебнике по
управлению описан современный
взгляд на классификацию подходов
и школ, а также оценен их реальный вклад
в развитие управленческой мысли. В настоящее
время известны четыре важнейших подхода,
которые позволили выделить четыре
школы управления, каждая из
которых базируется на своих позициях
и взглядах:
Подход с точки зрения научного - Школа научного управления
управления
Административный подход - Классическая
(административная)
школа
в управлении
Подход с точки зрения - Школа психологии и
человеческих
отношений и подход с точки отношений
зрения науки о поведении
Подход с точки зрения количест- - Школа науки управления
венных
методов
(количественная)
Потребность разработки новых методологических подходов непосредственно связана с бурным развитием бизнеса, ускорением научно-технического прогресса.
Все вышеуказанные школы внесли значительный
вклад в развитие науки об
управлении.
2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ,
ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
2.1 ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Возникновение современной
Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции. Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации. Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.
Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место.
Важным вкладом Тейлора было
признание того, что работа по
управлению — это определенная
специальность.Основной задачей
предложенной им системы Тейлор
считал сближение интересов
Философскую основу системы Тейлора составила концепция так называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей системы оплаты труда можно добиться максимальной производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора заключался в провозглашении единства экономических интересов рабочих и менеджеров. Цели не были достигнуты. Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.
Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.
Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности. Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной
труд
машинами, т. е. сделал дальнейший шаг
в развитии системы Тейлора.
2.2. КЛАССИЧЕСКАЯ (АДМИНИСТРАТИВНАЯ) ШКОЛА В
УПРАВЛЕНИИ
Классическая или
вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.
Заслуга Файоля заключается в
том, что он разделил все
функции управления на общие,
относящиеся к любой
сфере деятельности, и
специфические, относящиеся
На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:
. четкое
функциональное разделение
. передача команд и распоряжений сверху вниз;
. единство распорядительства («никто не работает более чем на одного
босса»);
.соблюдение
«диапазона контроля» (
Все вышеуказанные
принципы построения организации
справедливы и для настоящего
времени, несмотря на то, что достижения
НТП наложили на них определенный
отпечаток. Так, широкое использование
в практической деятельности
электронно-вычислительной техники
упростило связи между органами
(звеньями) управления в организации
за счет ускорения обработки
информации. В целом же для классической
школы менеджмента характерно
игнорирование человека и его
потребностей. За это представители
школы подвергаются справедливой критике
со стороны теоретиков и практиков менеджмент.
2.3 ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ И
Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой. Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом.
В 20—30-е годы нашего
Одним из основателей школы
психологии и человеческих отношений
является профессор Школы
Представители школы «
Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.
Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера.
Наиболее последовательно
концепция мотивации
развита видным представителем
школы психологии и
2. 4 ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ (КОЛИЧЕСТВЕННАЯ
ШКОЛА)
Становление школы науки
Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:
Информация о работе История развития практического менеджмента