История развития практического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание

Потребность разработки новых методологических подходов непосредственно связана с бурным развитием бизнеса, ускорением научно-технического прогресса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….. .3

1 ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ ……………………………. .6

2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ

2.1Школа научного управления ……………………..........................................9

2.2Классическая (административная) школа в управлении …………………10

2.3 Школа психологии и человеческих отношений…………………………...11

2.4 Школа науки управления (количественная школа) ……………………....12

3 РАЗНООБРАЗИЕ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА ……………………… 14

3.1 Особенности американской модели …………………………………….. 14

3.2 Характеристика японской модели ……………………………………… 15

3.3 Западноевропейская модель менеджмента ……………………………...17

4 РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ ………………………………. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………..….………………………………. 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………...… ……………………23

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

управления особого рода являются:

. индустриальный  способ организации производства;

. развитие  рыночных отношений, основными  элементами которых являются  спрос, предложение и цена.

           Для систематизации этапов развития  науки управления первоначально

использовался  исторический подход  с  применением  хронологического

принципа.

         Американские ученые Г. Кунц  и С. 0'Доннел разработали более  подробную классификацию подходов. Однако эта работа не дала  желаемых результатов

         На протяжении всей истории развития менеджмента  ученые  и  исследователи управленческих  проблем  предпринимали  попытки  разработать   универсальную классификацию школ менеджмента.  Предложенные  ими  классификации  носят,  в известной мере, условный характер.  Это  объясняется  тем,  что  практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций,  трудно  найти один   универсальный   принцип,   который   следует   положить   в    основу классификации.

             В американском  учебнике  по  управлению  описан  современный взгляд  на классификацию подходов и школ, а также оценен их реальный вклад в развитие управленческой мысли. В настоящее время известны четыре  важнейших подхода, которые позволили выделить  четыре  школы управления,  каждая  из  которых базируется на своих позициях и взглядах: 

Подход  с точки зрения научного      -  Школа научного управления    

управления                                                          

Административный  подход              -    Классическая               

(административная)                                                  

школа в управлении                                                  

Подход  с точки зрения                      -   Школа психологии и           

человеческих                                                        

отношений и подход с точки                 отношений                     

зрения  науки о поведении                                            

Подход  с точки зрения количест-    -     Школа науки управления      

венных  методов                                      (количественная)  
 

            Потребность разработки новых  методологических  подходов  непосредственно связана  с  бурным   развитием   бизнеса,   ускорением   научно-технического прогресса.

           Все вышеуказанные школы внесли значительный вклад  в  развитие  науки  об управлении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ,  ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ  ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ 

2.1  ШКОЛА  НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

           Возникновение современной науки  управления относится к началу  XX  в.  и связано с именами  Ф. У. Тейлора, Френка и   Лилии  Гилбрет  и  Генри  Гантта. Важной заслугой этой  школы было  положение о том,  что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный  эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов  управленческого процесса  и их обобщение. Этот  метод исследования  впервые был применен  к   отдельно   взятому предприятию американским инженером Ф.У. Тейлором, которого  следует считать основоположником научного управления производством.

         Термин  «научное  управление»   впервые  был  предложен  в  1910   г.   Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название  получило  всеобщее  признание применительно к его концепции. Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные  части  (труд  исполнительский  и  труд распорядительский) и последующем анализе этих  частей.  Целью  Тейлора  было создание  системы  научной  организации  труда,   базирующейся   на   основе экспериментальных  данных  и  анализе  процессов  физического  труда  и  его организации. Создавая  свою  систему,  Тейлор  не   ограничивался   только   вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание  Тейлор  уделял  лучшему использованию    производственных     фондов     предприятия.     Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.

        Функции  осуществления   взаимодействия   элементов   производства   были возложены на плановое  или распределительное  бюро  предприятия,  которому  в системе  Тейлора отводилось центральное место.

       Важным вкладом Тейлора было  признание того, что работа  по  управлению  — это определенная  специальность.Основной  задачей   предложенной  им  системы Тейлор  считал сближение интересов всего  персонала предприятия.

        Философскую основу системы Тейлора составила  концепция  так  называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение.  В основе этой концепции лежало утверждение о том,  что  единственным  движущим стимулом людей  являются  их  потребности. Тейлор  считал,  что с помощью соответствующей   системы   оплаты   труда   можно   добиться   максимальной производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора заключался в провозглашении единства  экономических интересов рабочих и менеджеров. Цели не были достигнуты. Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в  первую очередь следует назвать Генри Гантта,  наиболее близкого его ученика.  Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.

       Френк  Гилбрет  и  его  супруга  Лилиан  Гилбрет   занимались   вопросами рационализации  труда  рабочих  и  исследованием   возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.

        Значительный вклад в развитие  системы Тейлора внес  Г.  Эмерсон.  Эмерсон исследовал   принципы   трудовой   деятельности   применительно   к   любому производству независимо от рода его деятельности. Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства.  В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд  заменил  ручной

труд  машинами, т. е. сделал дальнейший шаг  в развитии системы Тейлора. 

2.2.  КЛАССИЧЕСКАЯ (АДМИНИСТРАТИВНАЯ) ШКОЛА  В

      УПРАВЛЕНИИ

              Классическая или административная  школа в  управлении  занимает  отрезок времени с 1920  по  1950  гг.  Родоначальником  этой  школы  считается  Анри Файоль, французский горный инженер,  выдающийся  менеджер-практик,  один  из основоположников теории управления. В отличие от школы научного управления,  которая  занималась  в  основном

вопросами рациональной организации труда  отдельного  рабочего  и  повышением эффективности  производства,  представители  классической   школы   занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Целью классической   школы   было   создание   универсальных   принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций,  поэтому часто классическую школу называют административной.

           Заслуга Файоля заключается в  том, что он разделил все  функции  управления на  общие,  относящиеся  к  любой   сфере  деятельности,   и   специфические, относящиеся непосредственно  к управлению промышленным  предприятием. Последователями Файоля, развившими и углубившими основные  положения  его доктрины, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер,  Д.  Муни,  Алфред  П. Слоун, Г.Черч.

              На  основе  разработок  Файоля  и   его   последователей   сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

. четкое  функциональное разделение труда;

. передача  команд и распоряжений сверху  вниз;

. единство  распорядительства  («никто  не  работает  более  чем  на  одного

   босса»);

.соблюдение  «диапазона контроля» (осуществление   руководства  ограниченным числом  подчиненных).

Все вышеуказанные  принципы  построения  организации  справедливы  и  для настоящего времени, несмотря на то,  что  достижения  НТП  наложили  на  них определенный  отпечаток. Так, широкое использование   в   практической деятельности  электронно-вычислительной  техники   упростило   связи   между органами (звеньями) управления в организации  за  счет  ускорения  обработки информации.  В целом же для классической школы  менеджмента  характерно  игнорирование человека  и  его  потребностей.  За  это  представители  школы  подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмент. 
 

   2.3 ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ  ОТНОШЕНИЙ

              Одним из недостатков школы научного  управления  и классической  школы было то, что они до  конца не  осознавали  роли  и значения  человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу  психологии  и  человеческих  отношений,  которая устранила недостатки  классической  школы,  часто  называют  неоклассической школой. Первая попытка применить психологический анализ к  практическим  задачам производства была предпринята   профессором  Гарвардского  университета  США Г. Мюнстербергом.

                  В 20—30-е годы нашего столетия  зародилась школа  человеческих  отношений,  в центре  внимания   которой   находится   человек.   Возникновение   доктрины «человеческих  отношений» обычно связывают с именами американский  ученых  Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны  своими  исследованиями  в  области социологии производственных отношений. Одним из  главных  отличий  школы  психологии  и  человеческих  отношений является внесение в нее бихевиоризма, т. е. теории человеческого поведения.

                 Одним из основателей школы  психологии и человеческих  отношений   является профессор Школы бизнеса  Гарвардского университета Элтон  Мэйо.

                  Представители  школы  «человеческих  отношений»   рекомендовали   уделять серьезное  внимание  изменению  неформальной   структуры   при   перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер  должен  стремиться  к тому, чтобы стать и неформальным лидером,  завоевав  «привязанности  людей». Это — не простая задача, а «социальное искусство». К недостаткам школы психологии и  человеческих  отношений  можно  отнести игнорирование  вопросов   самоуправления   и   самоорганизации   рабочих   в производстве, учеными был явно завышен  уровень  воздействия  на  рабочих  с помощью социально-психологических методов.

                Однако, несмотря на критику,  которой  подвергалась  школа   психологии  и человеческих отношений,  основные ее положения нашли   впоследствии  отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.

                  Большое место в исследованиях  ученых, примыкающих к  школе   психологии  и человеческих отношений,  занимают проблемы мотивации  людей в  организации.  К  числу  исследователей,  уделивших  этим  проблемам  значительное   внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера.

                Наиболее   последовательно    концепция    мотивации    развита    видным представителем  школы психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором.  Макгрегор внес значительный вклад в развитие  содержания  теории  человеческих  ресурсов, сосредоточив  свое  внимание  на  вопросах  лидерства,  стиля   руководства, поведения людей в организациях.

 

2. 4 ШКОЛА  НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ (КОЛИЧЕСТВЕННАЯ

             ШКОЛА)

         Становление школы науки управления  связано с развитием  математики, статистики, инженерных  наук  и  других  смежных  с  ними  областей  знаний. Наиболее  известными  представителями  этой  школы  являются  Р.  Акофф,  Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д.  Фосрестер,  Р.  Люс,  Л.  Клейн,  Н. Джорджеску-Реган.

         Школа науки управления  сформировалась  в  начале  50-х  гг.  и   успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления  различают два главных направления:

Информация о работе История развития практического менеджмента