Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 20:38, курсовая работа
Как показывает мировой опыт, важной составной частью этого знания является овладение наукой и искусством управления. В процессе совместной трудовой деятельности, общественной и какой-либо другой люди, группы людей входят в контакт между собой, решают общие для них задачи, добиваются поставленных целей. Чем сложнее поставленные цели и решаемые задачи, тем большее количество людей вовлекается в этот процесс. Между ними устанавливаются необходимые взаимосвязи.
Введение……………………………………………………………………… 2
Глава 1. Факторы проектирования………………………………………….. 5
1.1. Внешняя среда……………………………………………………….. 5
1.2. Технология работы…………………………………………………... 8
1.3. Стратегический выбор………………………………………………. 11
Глава 2. Элементы проектирования организации…………………………. 14
2.1. разделение труда и специализация…………………………………. 14
2.2. департаментизация и кооперация…………………………………... 16
2.3. связи между частями и координация……………………………….. 18
2.4. масштаб управляемости и контроля………………………………... 20
2.5. иерархия организации и ее звенность................................................ 21
2.6. распределение прав и ответственности…………………………….. 22
2.7. централизация и децентрализация...................................................... 23
2.8. дифференциация и интеграция........................................................... 23
Заключение…………………………………………………………………… 25
Литература………………………………………………………………….... 26
Приложение…………………………………………………………………... 27
2.6. Распределение прав и ответственности
В практике управления в организациях применяются две системы распределения прав и ответственности или полномочий по уровням иерархии. Первая система строится на основе принципа единства подчинения, а ее схема чет-то похожа на «елочку».
Историческими и культурными корнями системы «елочки» являются комбинация отношений частной собственности на землю и базирующихся на уважении и расчете отношений, воспроизводимых в западноевропейской семье между ее старшими и младшими членами.
Принцип единства подчинения заключается в том, что работник должен получать распоряжение, относящееся к выполняемой работе, только от одного начальника. Исходя из этого система «елочка» построена так, что права и ответственность вышестоящего руководителя поглощают только часть прав и ответственности нижестоящего руководителя.
Вторая система – система двойного или множественного подчинения («матрешка») – исторически строилась на комбинации отношений совместной или общественной собственности на землю и отношений, воспроизводимых в семьях с азиатской культурой.
В отличие от «елочки», система «матрешка» построена так, что права и ответственность всех нижестоящих руководителей. При такой системе права и ответственность распылены между многими уровнями организации, и здесь практически невозможно найти виновного за случившееся. Им может стать руководитель любого уровня, и определятся это будет не в рамках установленной политики и процедур, а субъективным мнением вышестоящего руководителя, преследующего свои политические цели.
2.7. Централизация и децентрализация
В
небольшой организации все
Централизация – это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации. Централизация является реакцией организованной системы, направленной на предотвращение искажения информации при передаче ее через все увеличивающееся количество уровней управления.
Децентрализация – это передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а следовательно, и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией. Понятия «централизация» и «децентрализация» вовсе не исключают друг друга. Они выступают лишь разными способами решения проблемы искажения информации при перемещении ее с уровня на уровень, способами прав и ответственности по «вертикали» управления.
2.8. Дифференциация и интеграция
Дифференциация означает деление в организации работ между ее частями или подразделениями таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения. Дифференциация – это выделение частей в организации, каждая из которых предлагает что-то в ответ на спрос, предъявляемый внешней средой и, в частности, ее институтами, находящимися в непосредственном соприкосновении с организацией.
Интеграция означает уровень сотрудничества, существующего между частями организации и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением. Потребность в интеграции изначально создается разделением и взаимозависимостью работ в организации.
Изучение степени дифференциации частей организации помогает определить уровень потенциального конфликта между ними, а нахождение соответствующего интеграционного механизма создает условия для снижения уровня возможной конфликтности. Все вместе способствует повышению эффективности организации в ее взаимодействии с внешней средой.
Заключение
Для каждой организации является обязательным выполнение определенного вида работ, поддерживающих ее существование во взаимодействии с внешней средой. Выделение отдельных работ в управлении в самостоятельные виды деятельности проходит шесть стадий от того, что управляет и исполняет один и тот же человек, до того, что руководство становится специализированным видом деятельности.
Проектирование организации, обеспечивающее установление взаимодействия между членами организации с учетом выполненных ими работ, проявляется в статическом виде как процессы, протекающие в организации.
Проектирование
организации находится под
Проектирование организации отражает разделение труда и взаимозависимость работ. Выделяется четыре типа взаимозависимости работ: складывающаяся, последовательная, связанная и групповая.
Связь проектирования организации со стратегическим выбором проявляется в том, что при проектировании организации большую роль играет то, какую идеологию ведения бизнеса исповедует руководство организации, а также то, как и на какого потребителя ориентирована организация и на каком рынке она собирается работать.
Проектирование
организации связано с
Приложение
Рис.
1. Модель проектирования и выполнения
работы
Фактор задачи | Выполнение и результаты работы |
Человеческий фактор | Индивидуальные различия |
Рис. 2. Ситуационные
факторы проектирования
Внешняя
среда
· Сложность среды ∙ Динамизм среды |
Технология
работ
∙ Неопределенность в сроках начала работ и месте их выполнения ∙ Неопределенность в способе выполнения работы |
Стратегический
выбор
∙ Идеология управления · Типы потребителей · Типы рынков сбыта и территориальное размещение производства |
Поведение
работника
· Потребности · Квалификация · Мотивированность |
Рис. 5. Типы
взаимозависимости работ в
простая
складывающаяся
последовательная
связанная
групповая
сложная
Рис. 6. Взаимосвязь
между стратегией и организационным
дизайном
Возникновение новых управленческих проблем |
Рис. 1. Влияние стратегий на организационную эволюцию
Простая
организация |
Конгломеративная
интеграция
Рост через Рост по
приобретение цепочке
Внутренний рост
Концентрация
на внутреннем
росте
Приобретения
в разных диверсификация
отраслях
Дивизиональная
организация |
Внешний рост
Концентрация
на внутреннем
росте
Приобретения Массовое
в
разных
Глобальная
организация |
отраслях
Рис. 8. Линейное
деление или группирование
(по
численности)