Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:13, реферат
Организация социально ответственна, когда получает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этой позиции организация преследует экономические цели. Организация при этом обязана ставить и социальные цели: учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем общества.
Введение
Этика и социальная ответственность организаций.
Этические нормы в деятельности организаций.
Заключение.
Этика деятельности организации
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Этика и социальная ответственность организаций.
Этические нормы в деятельности организаций.
Заключение.
Введение
Этичность должна стать неотъемлемой частью существования организации на всех её этапах – в начале проектирования, в процессе создания, активного функционирования и даже в момент прекращения её существования.[1]
Бизнес – инициативная хозяйственная деятельность, осуществляемая как за счет собственных, так и заемных средств на свой риск и под свою ответственность, целью которой является становление, и развитие собственного дела для получения прибыли и решения социальных проблем предпринимателя, трудового коллектива, общества в целом.5
Этика бизнеса – деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями.
Организация социально ответственна, когда получает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этой позиции организация преследует экономические цели. Организация при этом обязана ставить и социальные цели: учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем общества.2
Этика и социальная ответственность организаций.
С одной стороны
организация – это
Современная организация
является сложной частью окружения,
включающего множество
В обществе сложились
определенные представления, каким
образом должна вести себя организация,
чтобы считаться
Обществу совсем небезразлично, какими средствами и по каким правилам достигаются цели организации. Поэтому все острее встает вопрос об этических отношениях внутри организации и об отношениях с другими организациями.
Социальная ответственность
рассматривается как
Этические правила закрепляются в законодательстве. Фактически все правовые нормы являются отражением этических взглядов, носителем которых в момент принятия законов был законодатель.2
Общество как
совокупность отдельных и объединенных
в организации людей
Социально ответственная
стратегия организации может
оказаться исключительно
Преимущества, которые получают организации, придерживающиеся политики социальной ответственности:
§ Формируется более
привлекательный образ
§ Возрастает доверие к организации;
§ Увеличивается товарооборот, количество клиентов и т.д.
§ Возможность получения более выгодных заказов;
§ Возможность снижения местных налогов и т.д.
Для этого необходимы объективные условия и наличие ресурсов в организации – материальных, финансовых, человеческих.
В то же время имеются и недостатки такой политики для организации:
§ Увеличиваются издержки производства;
§ Ограничивается действие закона максимизации прибыли;
§ Для поддержания
своих доходов организация
§ Вложение средств в социальную сферу часто бывает неэффективным;
§ Невысокий уровень квалификации персонала организации в области разрешения социальных проблем и т.п.
Важнейшими принципами
эффективной политики социальной ответственности,
которые могут служить
§ Помощь организации, прежде всего, должна быть направлена на человека;
§ Помощь должна быть направлена на удовлетворение основных потребностей в еде, жилье, отдыхе, безопасности и т.д.
Для успешного функционирования организация должна уметь откликаться на проблемы, возникающие в социальной среде, чтобы сделать эту среду для себя более благоприятной.
Организация должна
анализировать собственные
Не подлежит сомнению,
что прибыль важна для
К причинам неэтичной практики ведения дел относятся:
1) Конкурентная
борьба, оттесняющая этические
2) Отсутствие системы
вознаграждения руководителей
3) Общее снижение
значения этики в обществе, что
оправдывает неэтичное
Организации принимают
различные меры для повышения
характеристик этичности
Этические нормы в деятельности организаций.
Этические нормы
– это ценности и правила этики,
которых должны придерживаться работники
организации в своей
Эти правила запрещают
дискриминацию по следующим признакам:
раса; язык; цвет кожи; религия; пол; возраст
и т.д., также сексуальные
Этические нормы – правила этики принимаются на общем собрании коллектива, для того чтобы они воспринимались работниками как свои собственные. Примерная структура правил этики организации, включающая следующие разделы:
§ Введение;
§ Послание руководителя организации;
§ Каким должен быть работник организации;
§ Каналы связи;
§ Трудовые династии;
§ Частная жизнь работников;
§ Собственность организации;
§ Деловая репутация;
§ Отношение к законам;
§ Общественная жизнь организации;
§ Основные принципы организации;
§ Основные этические принципы организации;
§ социальная ответственность организации;
§ и т. п.
Принятые правила не имеют статуса нормативного правового акта, и за их нарушение нельзя применять юридические санкции, меры дисциплинарной ответственности. Средством защиты нормы от нарушения является общественное мнение. Можно включать в правила этики некоторые нормы из морального кодекса и придать им статус нормативного правового акта.
На данный момент в стране соблюдение этических норм зависит от работодателя, действия которого зачастую бывают аморальными. Работодатель нарушает права нанимаемого человека, ограничивает его свободу. Аморальное поведение работодателя заключается в следующем:
§ неисполнение своих прямых обязанностей;
§ привнесение в трудовые отношения агрессивности;
§ сохранение опасных для здоровья условий труда;
§ низкий уровень организации труда;
§ необъективное отношение к человеку;
§ нарушение трудового законодательства и т.п
На сегодняшний день ведущие корпорации мира постоянно уделяют большое внимание вопросам нравственности.
В нашей стране в организациях действует три вида морали: советская, «дикого» рынка и собственно рыночных отношений.
Мораль советская заключается в попытках сохранить моральные принципы прошлого (взаимовыручка, взаимопомощь, равная оплата за равный труд, товарищество), но в основном не является эффективной.
Мораль «дикого» рынка заключается в господстве закона силы, произвола. «Дикому» рынку присущи спекуляция, паразитизм, стремление к наживе любой ценой, безразличие к людям. Подобные отношения, к сожалению возможны потому, что наше общество несовершенно и не установлены более справедливые правила.
Мораль третьего вида основана на убеждении, что в условиях рыночных отношений достаточно лишь уважения со стороны другого лица, признания его равным себе, отказа от нарушения прав работников. Эта мораль все больше завоевывает мир. Все в большей степени в деловых отношениях получает распространение этика ответственности вместо этики убеждений.
Этика трудовых отношений в российских условиях предполагает их оценку с помощью таких понятий, как:
Правильно - неправильно
Справедливо – несправедливо
Гуманно – негуманно
Законно – незаконно
Нарушает права – не нарушает права
Добро – зло
Это результат положительного влияния этики советского времени.
Для повышения этического
уровня организации и этичности
поведения руководителей и
Например, в организациях
разрабатываются этические
Они необходимы для
определения целей организации,
служат ориентиром этичного поведения
для сотрудников. В некоторых
организациях предусмотрены дисциплинарные
взыскания для нарушителей
Также разрабатываются
карты этики – набор этических
правил и рекомендаций, конкретизирующих
этический кодекс организации для
каждого её сотрудника. Они содержат
также имя и телефон
Осуществляется обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников. В ходе обучения работники знакомятся с требованиями этики деловых отношений, что повышает их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть, осваивают набор готовых решений, укладывающихся в рамках этических требований.
Особое значение имеет этика, соблюдение этических норм в отношениях руководителей и их подчиненных.
Заключение.
Мое личное мнение, что уровень организации во многом зависит от степени ориентации руководителей и её рядовых сотрудников в своем поведении и принятии решений на нравственные нормы деловых отношений.
Руководители организаций
должны всегда стремиться к повышению
уровня этичности деятельности своей
организации. А, также повышая свой
уровень поведения, руководители подают
положительный пример для подражания
рядовым сотрудникам. Заботиться надо
не только о получении прибыли
любой ценой, но и о том, что
дает общественности деятельность этой
организации или фирмы. Руководителям
необходимо стремиться к тому, чтобы
каждый сотрудник знал и руководствовался
правилами этики и этическими
нормами поведения в
Но, несмотря на это многие руководители считают, что попытки этической коррекции делового поведения сотрудников, имеющих значительный жизненный опыт, равно как и опыт работы в других организациях, далеко не всегда успешны. Взрослого человека со сформировавшейся системой ценностей и взглядов трудно переучить. Поэтому многие руководители считают, что более продуктивным является привлечение на работу выпускников учебных заведений, где была обширная программа обучения основам этики деловых отношений.
К сожалению, в нашей
стране далеко не все организации
придерживаются правил этики и этичного
поведения в деятельности. В основном
это организации и корпорации,
которые уже завоевали
Мне хотелось бы, чтобы об этике поведения и своей деятельности заботились руководители и работники не только коммерческих организаций, но и госучреждений, бюджетных организаций. Ведь большинство их даже не вспоминают о том, что такие правила существуют.
Но многие организации стремятся соблюдать принципы политики социальной ответственности и вкладывая средства в благотворительность:
§ создание рабочих мест;
§ улучшение экологии;
§ строительства жилья для бездомных;
§ бесплатное питание для неимущих;
§ строительство библиотек и других учреждений культуры;
тем самым, улучшают отношение общественности к себе и к своей деятельности.