Этика деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:13, реферат

Описание

Организация социально ответственна, когда получает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этой позиции организация преследует экономические цели. Организация при этом обязана ставить и социальные цели: учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем общества.

Содержание

Введение
Этика и социальная ответственность организаций.
Этические нормы в деятельности организаций.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Этика деятельности организации.docx

— 19.09 Кб (Скачать документ)

Этика деятельности организации

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 

Этика и социальная ответственность организаций.

Этические нормы  в деятельности организаций.

Заключение.

Введение

Этичность должна стать неотъемлемой частью существования  организации на всех её этапах –  в начале проектирования, в процессе создания, активного функционирования и даже в момент прекращения её существования.[1]

Бизнес – инициативная хозяйственная деятельность, осуществляемая как за счет собственных, так и  заемных средств на свой риск и  под свою ответственность, целью  которой является становление, и  развитие собственного дела для получения  прибыли и решения социальных проблем предпринимателя, трудового  коллектива, общества в целом.5

Этика бизнеса –  деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать  на рынке в соответствии с действующим  законодательством, установленными правилами  и традициями.

Организация социально  ответственна, когда получает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этой позиции организация  преследует экономические цели. Организация  при этом обязана ставить и  социальные цели: учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия  своей деловой активности на работников, потребителей, а также вносить  определенный позитивный вклад в  решение социальных проблем общества.2

Этика и социальная ответственность организаций.

С одной стороны  организация – это экономическая  система, обязанная заботиться об эффективности  использования своих ресурсов. С  другой стороны, организация - это нечто  большее, чем экономическая система.

Современная организация  является сложной частью окружения, включающего множество составляющих, от которых зависит само существование  организации. К этому относятся: потребители, поставщики, средства информации и т.д.

В обществе сложились  определенные представления, каким  образом должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочной. Организации должны ответственно действовать  в таких сферах, как защита среды  обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов  потребителя и т.п.

Обществу совсем небезразлично, какими средствами и  по каким правилам достигаются цели организации. Поэтому все острее встает вопрос об этических отношениях внутри организации и об отношениях с другими организациями.

Социальная ответственность  рассматривается как добровольный отклик организации на социальные проблемы своих работников, жителей своего города, страны, мира.

Этические правила  закрепляются в законодательстве. Фактически все правовые нормы являются отражением этических взглядов, носителем которых  в момент принятия законов был  законодатель.2

Общество как  совокупность отдельных и объединенных в организации людей предполагает наличие социальных функций, ответственности  и у организации, и у людей.

Социально ответственная  стратегия организации может  оказаться исключительно полезной для организации.

Преимущества, которые  получают организации, придерживающиеся политики социальной ответственности:

§ Формируется более  привлекательный образ организации  в обществе;

§ Возрастает доверие  к организации;

§ Увеличивается  товарооборот, количество клиентов и  т.д.

§ Возможность получения  более выгодных заказов;

§ Возможность снижения местных налогов и т.д.

Для этого необходимы объективные условия и наличие  ресурсов в организации – материальных, финансовых, человеческих.

В то же время имеются  и недостатки такой политики для  организации:

§ Увеличиваются  издержки производства;

§ Ограничивается действие закона максимизации прибыли;

§ Для поддержания  своих доходов организация нередко  повышает свои цены с целью покрытия издержек;

§ Вложение средств в социальную сферу часто бывает неэффективным;

§ Невысокий уровень  квалификации персонала организации  в области разрешения социальных проблем и т.п.

Важнейшими принципами эффективной политики социальной ответственности, которые могут служить ориентиром для организации, являются:

§ Помощь организации, прежде всего, должна быть направлена на человека;

§ Помощь должна быть направлена на удовлетворение основных потребностей в еде, жилье, отдыхе, безопасности и т.д.

Для успешного функционирования организация должна уметь откликаться  на проблемы, возникающие в социальной среде, чтобы сделать эту среду  для себя более благоприятной.

Организация должна анализировать собственные действия и окружающую их среду и выбирать такие программы социальной ответственности, которые помогут этой среде в  наибольшей мере.

Не подлежит сомнению, что прибыль важна для выживания  организации. Для любой организации  на первом месте стоит выживание  и только потом – проблемы общества.

К причинам неэтичной  практики ведения дел относятся:

1) Конкурентная  борьба, оттесняющая этические соображения; 

2) Отсутствие системы  вознаграждения руководителей за  этичное поведение; 

3) Общее снижение  значения этики в обществе, что  оправдывает неэтичное поведение  на рабочем месте. 

Организации принимают  различные меры для повышения  характеристик этичности поведения  у руководителей и рядовых  работников. К таким мерам относятся  разработка этических нормативов.

Этические нормы в деятельности организаций.

Этические нормы  – это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники  организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности  и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.[3]

Эти правила запрещают  дискриминацию по следующим признакам: раса; язык; цвет кожи; религия; пол; возраст  и т.д., также сексуальные домогательства; высмеивание работников; грубость; насилие некорректное отношение  к служащим.

Этические нормы  – правила этики принимаются  на общем собрании коллектива, для  того чтобы они воспринимались работниками  как свои собственные. Примерная  структура правил этики организации, включающая следующие разделы:

§ Введение;

§ Послание руководителя организации;

§ Каким должен быть работник организации;

§ Каналы связи;

§ Трудовые династии;

§ Частная жизнь  работников;

§ Собственность  организации;

§ Деловая репутация;

§ Отношение к  законам;

§ Общественная жизнь  организации;

§ Основные принципы организации;

§ Основные этические  принципы организации;

§ социальная ответственность  организации;

§ и т. п.

Принятые правила  не имеют статуса нормативного правового  акта, и за их нарушение нельзя применять  юридические санкции, меры дисциплинарной ответственности. Средством защиты нормы от нарушения является общественное мнение. Можно включать в правила  этики некоторые нормы из морального кодекса и придать им статус нормативного правового акта.

На данный момент в стране соблюдение этических норм зависит от работодателя, действия которого зачастую бывают аморальными. Работодатель нарушает права нанимаемого  человека, ограничивает его свободу. Аморальное поведение работодателя заключается в следующем:

§ неисполнение своих  прямых обязанностей;

§ привнесение в  трудовые отношения агрессивности;

§ сохранение опасных  для здоровья условий труда;

§ низкий уровень  организации труда;

§ необъективное  отношение к человеку;

§ нарушение трудового  законодательства и т.п

На сегодняшний  день ведущие корпорации мира постоянно  уделяют большое внимание вопросам нравственности.

В нашей стране в организациях действует три  вида морали: советская, «дикого» рынка и собственно рыночных отношений.

Мораль советская  заключается в попытках сохранить  моральные принципы прошлого (взаимовыручка, взаимопомощь, равная оплата за равный труд, товарищество), но в основном не является эффективной.

Мораль «дикого» рынка заключается в господстве закона силы, произвола. «Дикому» рынку  присущи спекуляция, паразитизм, стремление к наживе любой ценой, безразличие  к людям. Подобные отношения, к сожалению возможны потому, что наше общество несовершенно и не установлены более справедливые правила.

Мораль третьего вида основана на убеждении, что в  условиях рыночных отношений достаточно лишь уважения со стороны другого  лица, признания его равным себе, отказа от нарушения прав работников. Эта мораль все больше завоевывает  мир. Все в большей степени  в деловых отношениях получает распространение  этика ответственности вместо этики  убеждений.

Этика трудовых отношений  в российских условиях предполагает их оценку с помощью таких понятий, как:

Правильно - неправильно 

Справедливо –  несправедливо 

Гуманно – негуманно 

Законно – незаконно 

Нарушает права  – не нарушает права 

Добро – зло 

Это результат положительного влияния этики советского времени.

Для повышения этического уровня организации и этичности  поведения руководителей и рядовых  сотрудников в организациях проводятся различные мероприятия.

Например, в организациях разрабатываются этические кодексы. В кодексе предусмотрены следующие  пункты: соблюдение сотрудниками законов  и правил деловой этики и поведения; этические принципы; поведение на рабочем месте; подкуп в коммерческих отношениях; безопасность труда, охраны здоровья и защиты окружающей среды  и др.

Они необходимы для  определения целей организации, служат ориентиром этичного поведения  для сотрудников. В некоторых  организациях предусмотрены дисциплинарные взыскания для нарушителей правил этического кодекса.

Также разрабатываются  карты этики – набор этических  правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс организации для  каждого её сотрудника. Они содержат также имя и телефон консультанта организации по этическим вопросам.

Осуществляется  обучение этичному поведению руководителей  и рядовых сотрудников. В ходе обучения работники знакомятся с  требованиями этики деловых отношений, что повышает их восприимчивость  к этическим проблемам, которые  могут перед ними возникнуть, осваивают  набор готовых решений, укладывающихся в рамках этических требований.

Особое значение имеет этика, соблюдение этических  норм в отношениях руководителей  и их подчиненных.

Заключение.

Мое личное мнение, что уровень организации во многом зависит от степени ориентации руководителей  и её рядовых сотрудников в  своем поведении и принятии решений  на нравственные нормы деловых отношений.

Руководители организаций  должны всегда стремиться к повышению  уровня этичности деятельности своей  организации. А, также повышая свой уровень поведения, руководители подают положительный пример для подражания рядовым сотрудникам. Заботиться надо не только о получении прибыли  любой ценой, но и о том, что  дает общественности деятельность этой организации или фирмы. Руководителям  необходимо стремиться к тому, чтобы  каждый сотрудник знал и руководствовался правилами этики и этическими нормами поведения в организации.

Но, несмотря на это  многие руководители считают, что попытки  этической коррекции делового поведения  сотрудников, имеющих значительный жизненный опыт, равно как и  опыт работы в других организациях, далеко не всегда успешны. Взрослого  человека со сформировавшейся системой ценностей и взглядов трудно переучить. Поэтому многие руководители считают, что более продуктивным является привлечение на работу выпускников  учебных заведений, где была обширная программа обучения основам этики  деловых отношений.

К сожалению, в нашей  стране далеко не все организации  придерживаются правил этики и этичного поведения в деятельности. В основном это организации и корпорации, которые уже завоевали признание  на рынке.

Мне хотелось бы, чтобы  об этике поведения и своей  деятельности заботились руководители и работники не только коммерческих организаций, но и госучреждений, бюджетных  организаций. Ведь большинство их даже не вспоминают о том, что такие  правила существуют.

Но многие организации  стремятся соблюдать принципы политики социальной ответственности и вкладывая  средства в благотворительность:

§ создание рабочих  мест;

§ улучшение экологии;

§ строительства  жилья для бездомных;

§ бесплатное питание  для неимущих;

§ строительство  библиотек и других учреждений культуры;

тем самым, улучшают отношение общественности к себе и к своей деятельности.


Информация о работе Этика деятельности организации