Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:15, контрольная работа
В процессе становления и понимания необходимости расширения рыночных отношений в экономике России коммерческая деятельность все активнее охватывает все сферы системы управ¬ления и хозяйствования. Это связано не только с тем, что со¬держательная основа коммерции - процесс купли-продажи - все¬гда являлся атрибутом товарно-денежных отношений, но и то, что коммерция является одним из важных механизмов взаимоот-ношений рыночных структур. Современная экономическая ситуация обязывает предприятия, как основные рыночные струк¬туры, искать новые подходы к активизации коммерческой дея¬тельности.
Введение……………………………………………………………..стр. 3.
1. Коммерческая деятельность.
1.1. Содержание коммерческой деятельности……………….стр. 4.
1.2. Организационно-правовые формы коммерческих
предприятий………………………………………………………....стр. 5.
2. Структура коммерческих организаций ……………...………….стр. 10.
Заключение…………………………………………………………...стр. 18.
Список литературы…………………………………………………..стр. 19.
Линейная структура управления строится на прямом подчинении нижестоящих звеньев управления вышестоящим. Она реализуется в основном в малых предприятиях, структурных подразделениях.
Директор
Зам.директора Бухгалтер Экономист Коммерсант
Ассортиментные отделы, секции
Рис. 1. Схема линейной структуры управления.
Как видно из схемы, руководитель осуществляет все функции управления, все специалисты и структурные подразделения подчинены непосредственно ему и получают указания только от директора. Поэтому в целом линейная структура эффективна: оперативность принятия решений, отсутствие противоречивых указаний и распоряжений, ответственность непосредственных исполнителей за порученный участок и возможность проверки исполнения. Однако такая структура управления имеет ряд недостатков: руководитель должен обладать разносторонними знаниями в различных сферах деятельности, отсутствует функциональное разделение труда, что в конечном счете снижает качество управления. Основным же недостатком линейной структуры является то, что с ростом масштабов деятельности предприятия теряется оперативность управления, система становится трудноуправляемой.
На схеме видно, что в условиях линейной структуры управления на предприятиях малого бизнеса коммерческие функции реализуются линейно ограниченным количеством специалистов: коммерсант или менеджер по продаже (сбыту), администратор, работник склада. Все они непосредственно подчиняются руководителю и их деятельность в основном направлена на завершение процесса реализации (сбыта) товаров, продукции, услуг.
Применение функциональной структуры в чистом виде не осуществляется в организационных структурах управления, однако ее рассмотрение позволяет реализовать принцип функционального разделения и операции труда аппарата управления.
Руководитель
Функциональный отдел
1
Структурные подразделения
Рис. 2. Схема функциональной структуры управления.
Из схемы видно, что руководитель осуществляет руководство не сам непосредственно, а через функциональные подразделения и их специалистов. Этим достигается качество управленческих работ, руководитель освобождается от узкоспециализированных функций управления и получает возможность сосредоточить свое внимание на решении основных, принципиальных вопросах деятельности системы управления.
Использование функциональной структуры управления позволяет осуществить эффективное управление при росте масштабов деятельности системы управления в сочетании с линейной структурой. Коммерческая деятельность осуществляется функциональным блоком структуры управления, включающим специалистов линейной структуры управления, а также специалистов, интегрирующих отдельные коммерческие функции: менеджеров, руководителей групп и подразделений, коммерческих директоров. Вся их деятельность как функциональных специалистов коммерческого блока направлена на организацию всего объема коммерческой деятельности предприятия и других субъектов рынка.
Построение организационной структуры управления типовым предприятием отвечает требованиям линейно-функциональной (комбинированной) структуры управления. Она строится на основе сочетания и взаимодействия линейной и функциональной структур. По данному принципу построены практически все организационные структуры управления субъектов рынка.
Директор
Экономический Коммерческий Блок социального Блок совершенствования
блок блок управления управления и техн.
Рис. 3. Схема линейно-функциональной структуры управления.
Как видно из приведенной выше схемы в структуре управления предприятием целесообразно выделять коммерческий блок, реализующий конечные цели функционирования любого субъекта рынка. В основе его построения должна лежать структура, ориентированная на маркетинговую концепцию управления коммерческой деятельностью. Из этого следует, что предприятие должно производить продукцию или приобретать товары для их последующей реализации, которые требуются данному конкретному рынку (покупателю). Линейно-функциональной структурой обладает компания «М.Видио».
Исторически вслед за линейно-функциональными структурами появились дивизиональные. Отцом дивизиональной структуры считается Альфред Слоун, управлявший корпорацией General Motors в 20-х годах прошлого века. В отличие от Генри Форда, который все бразды правления компанией держал в своих руках — и чуть не погубил свое детище, Слоун сделал подразделения корпорации (Chevrolet, Pontiac, Buick, Oldsmobile и Cadillac) автономными, оставив управляющей компании только стратегические вопросы. Плюсы такой реорганизации можно пояснить простым примером. Генри Форд шутил, что покупатель может выбрать любой цвет машины, если этот цвет будет черным. А Cadillac в те же годы мог предложить покупателю до 500 вариантов окраски.[10]
Когда продуктовая линия расширяется, а покупатели становятся более разборчивыми, такая структура позволяет компании быстро откликаться на требования рынка. Поэтому дивизиональные структуры называют «структурами, ведомыми спросом». Ради этого идут даже на дублирование функционального блока – в каждом дивизионе своя бухгалтерия, свой отдел маркетинга и т.д. управляющая компания, как правило, оставляет за собой разработку стратегии, распределение общих финансовых ресурсов, наблюдение за деятельностью дивизионов, предоставление общих вспомогательных услуг (например, юридических) и ряд других.
Крупные российские холдинги вроде «Русского алюминия», «Альфа-групп» или АФК «Система» приходят к дивизиональной структуре «по необходимости» — купив массу диверсифицированных активов, они понимают, что трудно руководить ими из единого центра. Поэтому управляющие компании дают дочерней компании максимум самостоятельности — взяв на себя полный контроль над финансами.[11]
Гораздо чаще российские компании выделяют в своей структуре самостоятельные бизнес-единицы. Именно это сделала компания «Вимм-Билль-Данн» (ВБД) с помощью Boston Consulting Group (BCG). Вот как описывает эту процедуру Дмитрий Куприянов, директор ВБД по персоналу: «Компания активно расширила производственные мощности в регионах и нарастила дистрибуторскую сеть, поэтому возникла необходимость в новой структуре управления региональными предприятиями»[12]. При построении новой структуры нужно было сохранить основные корпоративные стандарты управления (финансовый и управленческий учет, кадровая политика и т. д.). Кроме того — «включить» в компанию новые предприятия и сделать процесс коммуникаций более быстрым. И наконец, избежать дублирования функций. В результате были выделены управляющая компания и структурные бизнес-единицы по продуктовому принципу (молоко, сок, минеральная вода). Дмитрий Куприянов говорит: «В управляющую компанию вошли директора подразделений, отвечающие за общие для любого предприятия функции: финансы, персонал, юридические вопросы. Все региональные директора подчиняются руководителям бизнес-единиц. При этом региональные дирекции являются центрами прибыли и имеют свои финансовые планы».[13]
Недостаток дивизиональной структуры особенно заметен именно в России. В дивизионах и бизнес-единицах часто происходит противопоставление интересов подразделения общекорпоративным. Когда децентрализуются предпринимательские полномочия, люди с хорошей фантазией используют их в личных целях. Поэтому зачастую при реорганизации управляющая компания сохраняет 100-процентную долю в капитале бизнес-единиц и создает в них свои наблюдательные советы. Кроме того, с каждым дивизионом заключается договор о принципах распределения прибыли.
Одной из разновидностей дивизиональной оргструктуры являются конгломераты. Они возникают, когда корпорация объединяет виды бизнеса, слабо или совсем не связанные друг с другом. Например, в консорциум «Альфа-групп» входят такие разные компании, как Альфа-банк, Тюменская нефтяная компания, торговый дом «Перекресток», торгующие биржевыми товарами «Альфа-Эко» и Crown Resources AG, United Food Company (производство и торговля сахаром и зерном), телекоммуникационные гиганты «Вымпелком» и «Голден Телеком». Управляющая компания имеет своих представителей в советах директоров этих предприятий. В то же время создан и так называемый корпоративный центр. Этот центр не вмешивается в оперативную деятельность компаний, т.к. людей, которые могут заниматься одновременно финансами, телекоммуникациями, торговлей зерном и ритейлом, не существует.
Задача корпоративного центра — формализовать процедуру принятия важнейших решений. Он разрабатывает единые требования к тому, как строить финансовые модели, оценивать инвестиционную ситуацию, как должен проходить процесс согласования и прохождения инвестиционного проекта от момента его инициирования до принятия. Таким образом, корпоративный центр передает компаниям современные технологии ведения бизнеса.
Возможен и другой подход к деятельности управляющей компании. АФК «Система» диверсифицирована больше, чем «Альфа-групп», но принимает более активное участие в работе дочерних компаний. Она делит дочерние предприятия на три категории — «звезды», «дойные коровы» и венчурные бизнесы. В компаниях-«звездах», имеющих высокую доходность (МТС, РОСНО и концерн «Научный центр»), «Система» следит за стратегией, инвестиционной политикой, кадрами, назначает топ-менеджеров. При этом «дочки» достаточно самостоятельны в текущей деятельности. «Дойные коровы» (источники финансовых ресурсов) — «Детский мир», «Система-Галс», «Интурист», «Система-Нефть» — живут на жестком бюджете, и управляющая компания постоянно контролирует их финансы и оперативную деятельность. Венчуры управляются сверхжестко.[14]
Головная компания выполняет пять основных функций: одобрение бюджетов бизнес-направлений на год вперед, совместная разработка стратегии их развития на перспективу (5—15 лет), работа с потенциальными стратегическими инвесторами, проведение корпоративной реструктуризации, вопросы внешних заимствований для венчурных видов бизнеса. На уровне высшего руководства отраслевых подразделений нет. Если изобразить структуру АФК «Система» в виде дерева, «отраслевики» появятся лишь на уровне исполнителей.
Существует еще один вид организационной структуры – матричная. Матричная структура, несмотря на свою популярность среди российских топ-менеджеров, самая «антироссийская». Нашим реалиям противоречат основные принципы матриц: никакой регламентации, полная лояльность сотрудника компании, умение руководителя находить компромисс. Матричная структура возникла в аэрокосмических компаниях США. Необходимость работы над крупными государственными заказами привела к тому, что были введены должности руководителей проектов — в их оперативном подчинении находились сотрудники различных функциональных служб. В СССР был разработан «наш ответ Западу» — программно-целевой подход. Матричная структура подрывает одно из основополагающих положений менеджмента — принцип единоначалия
В матричной структуре сотрудники подчиняются одновременно и руководителю какого-то проекта, и начальнику своего подразделения. Горизонтальные связи между сотрудниками разных служб очень сильны, однако работа под началом сразу двух руководителей нередко приводит к анархии.
Заключение
В условиях рыночной экономики существенно возрастает роль коммерческой деятельности как основного фактора эффективного хозяйствования предприятий с различными формами собственности на потребительском рынке.
Коммерческая деятельность представляет собой совокупность финансово-экономических, правовых и организационных знаний и действий, направленных на организацию и совершенствование процессов обращения (купли, продажи) товаров и услуг для удовлетворения спроса потребителей и получения прибыли. Последнее является основной целью деятельности коммерческих организаций.
Согласно Гражданскому кодексу РФ коммерческие организации могут иметь различную организационно-правовую форму. Они могут быть хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями.
Организационные структуры коммерческих организаций выделяют пяти разновидностей: линейная, функциональная, смешанная (линейно-функциональная), дивизиональная и матричная.
Выбор той или иной структуры управления зависит от многих факторов: от отраслевой принадлежности, от организационно-правовой формы, нынешний этап развития компании и др.
Список литературы
1. Аванесов Ю.А., Васькин Е.В., Клочко А.М. Основы коммерции: Учебник. - 2-е изд. М.: ТОО «Люкс-арт»,2001.
2. Альбеков А.У., Самогонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2002.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации.
4. Кашин С. В. Скелет компании // Секрет фирмы. 2002. 23 сентября.
5. Мильнер Б. З. Теория организаий. – М.: ИНФРА-М, 1998.
[1] Аванесов Ю.А., Васькин Е.В., Клочко А.М. Основы коммерции: Учебник. - 2-е изд. М.: ТОО «Люкс-арт»,2001. С.9.
[2] Гражданский кодекс Российской Федерации. Ст.50.
[3] Альбеков А.У., Самогонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2002. С.34.
[4] Там же. С.35.
[5] Альбеков А.У., Самогонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2002. С. 36.
[6] Там же. С.37.
[7] Там же. С.37-38.
[8] Альбеков А.У., Самогонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2002. С.41.
[9] Альбеков А.У., Самогонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2002. С. 42.
[10] Кашин С. В. Скелет компании // Секрет фирмы. 2002. 23 сентября. С.52.
[11] Кашин С. В. Скелет компании // Секрет фирмы. 2002. 23 сентября.С.52.
[12] Там же. С.52.
[13] Кашин С. В. Скелет компании // Секрет фирмы. 2002. 23 сентября. С. 53.
[14] Кашин С. В. Скелет компании // Секрет фирмы. 2002. 23 сентября. С.53.