Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 21:06, доклад
Главой Конституционного суда является Председатель.
Конституционный суд состоит из двух палат из 10 и 9 судей. Палаты комплектуются по жребию, порядок проведения жеребьёвки устанавливается Регламентом Конституционного Суда.
Структура
Главой Конституционного суда является
Председатель.
Конституционный суд состоит из двух палат
из 10 и 9 судей. Палаты комплектуются по
жребию, порядок проведения жеребьёвки
устанавливается Регламентом Конституционного
Суда.
Согласно ст. 20 Федерального конституционного
закона о Конституционном суде, персональный
состав палат не должен оставаться неизмененным
более чем три года подряд.
Полномочия Конституционного суда Российской
Федерации
Конституционный суд Российской Федерации:
1.По запросам Президента РФ, Совета Федерации
или одной пятой его членов, Государственной
думы или одной пятой её депутатов, Правительства
РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного
суда РФ, органов законодательной и исполнительной
власти субъектов РФ разрешает дела о
соответствии Конституции РФ федеральных
законов, нормативных актов Президента
РФ, Совета Федерации, Государственной
думы, Правительства РФ, конституций республик,
уставов, а также законов и иных нормативных
актов субъектов РФ, изданных по вопросам
ведения РФ и совместного ведения, договоров
между органами государственной власти,
не вступивших в силу международных договоров
РФ,
2.Разрешает споры о компетенции между
органами государственной власти
3.По жалобам на нарушение конституционных
прав и свобод граждан и по запросам судов
проверяет конституционность закона,
применённого или подлежащего применению
в конкретном деле
4.По запросам Президента РФ, Государственной
думы, Правительства РФ, органов законодательной
власти субъектов РФ даёт толкование Конституции
РФ
5.По запросу Совета Федерации даёт заключение
о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения против Президента
РФ
6.Выступает с законодательной инициативой
по предметам своего ведения
7.Осуществляет иные полномочия, предоставленные
ему федеральными конституционными законами
(например, по запросу Президента РФ проверяет
конституционность референдума РФ).
Место судебной
власти в системе органов
Судебная власть
признается как разновидность государственной
власти наряду с законодательной и исполнительной,
ее органы пользуются самостоятельностью.
Эта самостоятельность судебной власти
проявляется в независимости судей, которые
подчиняются только Конституции РФ и закону.
В своей деятельности по осуществлению
правосудия они никому не подотчетны.
Судебная власть принадлежит не только
высшим судебным инстанциям (Верховному
Суду и др.), но всем судам Российской Федерации.
Они стоят в одном ряду с Президентом РФ,
Федеральным Собранием, Правительством
РФ, осуществляющим государственную власть
в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции
РФ).
Принцип разделения властей не только
распределяет функции государственной
власти между тремя ветвями власти, но
и устанавливает их самостоятельность
и взаимную уравновешиваемость. В этой
системе суды связаны с законодательной
и исполнительной властью обязанностью
применять законы и другие нормативные
правовые акты, а также в отношении назначения
судей на их должности, но судебная власть
обладает возможностью фактической отмены
законов, указов Президента РФ и постановлений
Правительства РФ, если они будут ею признаны
неконституционными.
Судебная власть полностью самостоятельна
в вынесении судебных решений и приговоров,
но их исполнение относится к обязанностям
исполнительной власти. Возможность судебного
обжалования гражданами действий (бездействия)
должностных лиц и органов исполнительной
власти позволяет судебной власти противостоять
незаконным действиям этой власти. Функции
и полномочия судебных органов, таким
образом, служат своеобразным противовесом
в отношении двух других ветвей власти,
а в совокупности с ними образуют единую
государственную власть.
Принцип разделения властей важен также
для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность
полномочий не привели к присвоению полномочий
судебной власти какой-либо другой властью.
Судить не вправе ни органы законодательной,
ни органы исполнительной власти. Со своей
стороны судебная власть не должна заниматься
нормотворчеством, подменяя законодательные
органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной
власти. Вместе с тем судебная практика,
безусловно, влияет на направление законодательной
деятельности, а также исправляет многие
ошибки органов исполнительной власти;
более того, своим толкованием права в
процессе его применения, суды выявляют
подлинное содержание правовых норм, часто
отличное от первоначальных целей.
Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная
власть в Российской Федерации осуществляется
посредством четырех видов судопроизводства:
- конституционного;
- гражданского;
- административного;
- уголовного.
Каждому из этих видов соответствует свой
комплекс установленных законом процессуальных
правил.
Конституция РФ не содержит перечня конкретных
судебных инстанций, а ограничивается
закреплением общего правила о том, что
судебная система РФ устанавливается
Конституцией РФ и федеральным конституционным
законом.
Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий
в судебную систему РФ, не может быть учрежден
каким-либо правовым актом, кроме федерального
конституционного закона. Следовательно,
не могут создавать особые судебные системы
и субъекты РФ, поскольку это привело бы
к нарушению единства судебной системы
страны.
Разумеется, на территориях субъектов
РФ существуют судебные органы общей и
арбитражной юрисдикции, но они строятся
на единых принципах всей федеральной
судебной системы и признании Верховного
Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ
высшей судебной инстанцией. Поэтому эти
суды называются федеральными судами.
В настоящее время судебная система
РФ состоит из следующих судов:
1. Конституционная юстиция.
Она включает Конституционный Суд РФ,
а также конституционные и уставные суды
в субъектах РФ, которые, однако, не составляют
единой системы с федеральным Конституционным
Судом.
2. Суды общей юрисдикции.
Они включают Верховный Суд РФ, верховные
суды республик, краевые и областные суды,
суды автономной области и автономных
округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга,
районные суды, а также военные суды (в
гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.).
Они осуществляют правосудие по уголовным,
гражданским делам и делам, возникающим
из административных правонарушений.
Судьями общей юрисдикции субъектов РФ
являются мировые судьи, которые в пределах
своей компетенции рассматривают гражданские,
административные и уголовные дела в качестве
суда первой инстанции. Полномочия и порядок
деятельности мирового судьи устанавливаются
федеральным законом и законом субъекта
РФ.
3. Арбитражные суды.
В эту систему входят Высший Арбитражный
суд РФ, федеральные арбитражные суды
округов, арбитражные суды республик и
других субъектов РФ. Они осуществляют
правосудие путем разрешения экономических
споров и рассмотрения ряда иных дел.