Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 13:19, курс лекций
Теория организации – межпредметная базовая теоретическая дисциплина, формируемая и в значительной степени уже сформированная в рамках организационно-управленческой проблематики
Связь теории организаций со смежными научными дисциплинами, изучающими организацию: экономикой, социологией, психологией, юридической наукой.
Теория Организаций 2
Теория организаций как одна из базовых управленческих дисциплин. 2
Основные подходы к определению понятия организации 3
Организация как процесс упорядочения поведения активных социальных объектов 4
Модели организации как искусственной и естественной системы 4
Условия возникновения и развития организации 6
Различные подходы к формированию типологии организации 7
Парсонс 7
Минцберг 7
Барнард 7
Пригожин 7
Организационная структура как важнейшая характеристика внутренней среды организации 8
Проблема границ контроля 9
Централизация и децентрализация 10
Факторы, влияющие на соотношение централизации и децентрализации оргструктуры 10
Степень формализации отношений как параметр измерения организационной структуры 11
Формализация 11
Формальная и неформальная организации 11
Принципы департаментализации 12
Функциональная структура 12
Дивизиональная структура 12
Матричная структура 13
Модульная структура 15
Гибридные структуры 15
Контекстуальный подход 15
Концепция «управления по целям» П.Друкера. 16
Концепция А.Чендлера (стратегия) 16
Концепция Вудворт. Концепция Томпсона (технология) 17
Исследования Астонской группы (Размер организации) 18
Организационная культура 19
Проектный подход 19
Понятие внешней среды 20
Внешняя среда организации 20
Проблема границ организации 22
Модели организации как закрытой, открытой системы 22
Инвайронментальные концепции организации 23
Перспектива естественного отбора 23
Выживание 23
Понятие организационных изменений 24
Источники организационных изменений 24
Основная классификация моделей организационных изменений. 25
Модель организационных изменений Курта Левина 25
Стадии процесса организационных изменений: 25
Модели организационных изменений 26
Организационное развитие. 26
Стадии жизненного цикла организации 28
В результате возникают совершенно различные типы организационной структуры, базирующиеся на этих двух типах принципов.
Разделение деятельности по горизонтали представляет собой специализацию базовой деятельности и профессионализацию людей, участвующих в ней с последующим выделением целевых групп (коллективов) и специализированных структурных подразделений данного профиля.
Иерархия - это
универсальный принцип
Иерархическое строение организации - это результат:
Нужно помнить, что увеличение числа подчиненных на одну единицу ведет к квадратичному увеличению объема отношений, которые руководитель вынужден контролировать, что при превышении определенного предела практически невозможно. Количество подчиненных у руководителя зависит от требуемого контакта, подготовленности и уровня квалификации подчиненных, способности общения, сложности контролируемых отношений. Поэтому руководитель должен помнить о принципе максимального делегирования полномочий (руководитель должен передать вниз по иерархии часть власти, полномочий, ответственности, сохранив за собой лишь те функции, которые кроме него никто не может выполнить: функцию координации).
Существует два вида управленческой деятельности:
Этот фактор представляет собой создание внутри организации определенных социальных, культурных норм, а также правил поведения сотрудников.
Парсонс (Функциональный подход.Основа – цели организации):
Минцберг (основа-как организация строится, чтобы противостоять непредвиденным обстоятельствам):
По масштабу(по количеству людей, деятельность которых координируется):
По типу управленческих структур
Также существует ещё много различных типологий, например по форме собственности (частные, государственные, муниципальные, смешанные), по отношению к прибыли (коммерч., некоммерч), по организационно-правовой форме, по отрасли производства, по содержанию деятельности
Внутренняя структура - это абстрактная схема отношений между подразделениями, используется для наглядной демонстрации системы вертикального подчинения и горизонтальных отношений. Она полезна для понимания того, как работает компания. Организационная структура состоит из трех элементов:
Элементы 1 и 2 касаются вертикального аспекта организации, они создают основу организационной структуры - вертикаль. Третий элемент касается горизонтального аспекта, он связан с характером взаимодействия сотрудников. Идеальная структура помогает координировать и получать нужную информацию тем, кому нужно и когда нужно. Структура приобретает важность с усложнением самой работы, организаций, привлечением большого числа людей, так как появилась необходимость в разработке способов контроля и управления. В классической структуре организации (19 - нач. 20 века) директор занимает самую высокую позицию, все остальные распределяются по уровням иерархии. Выработка решений - руководство компаний, собственно производство - в функциональных подразделениях. Такая жесткая структура была наиболее популярная в 20 веке, но она теряет эффективность в быстро меняющемся окружении. Другие структурные решения, направленные на развитие горизонтальных связей - координации и коммуникации, позволяют приспосабливаться к внешним изменениям.
Структура организации — это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.специализированное разделение труда — закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. Разделение управленческого труда между экспертами по маркетингу, финансам и производству является наглядным тому примером. Разделение работы по производству автомобиля на многочисленные малые операции, такие, например, как установка фар, также можно рассматривать как конкретную специализацию труда. Во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Выбор функциональных областей определяет основную структуру ор