Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 17:33, курсовая работа
Майкл Портер родился 23 мая 1947 года в штате Мичиган в семье офицера американской армии. Окончил Принстонский университет, затем получил степени магистра делового администрирования и доктора философии в Гарвардском университете, причем каждый этап обучения завершал с отличием. С 1973 года по настоящее время работает в школе бизнеса Гарвардского университета, с 1981 года — в должности профессора. Живет в Бруклине, штат Массачусетс.
Майкл Портер родился 23 мая
1947 года в штате Мичиган в семье
офицера американской армии. Окончил
Принстонский университет, затем получил
степени магистра делового администрирования
и доктора философии в
На протяжении всей научной карьеры М. Портер занимался изучением конкуренции. Он был консультантом многих ведущих компаний, таких как T&T, DuPont, Procter&Gmble и Royl Dutch/ Shell, оказывал услуги директорату lph-Bet Technologies, Prmetric Technology Corp., R&B Flcon Corp. и ThermoQuest Corp. Кроме того, Портер работал в качестве консультанта и советника правительств Индии, Новой Зеландии, Канады и Португалии, в настоящее время является ведущим специалистом по развитию региональной стратегии для президентов ряда стран Центральной Америки.
Будучи одним из самых влиятельных специалистов в области менеджмента, Портер во многом определил основные направления исследования конкуренции (прежде всего в глобальном контексте), предложил модели и методы такого исследования. Ему удалось связать вопросы разработки стратегии предприятия и прикладную микроэкономику, которые ранее рассматривались независимо друг от друга.
Он написал 17 книг и более 60 статей. Среди наиболее известных: «Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов» (Competitive Strtegy: Techiques for nlyzing Competitors) (1980), «Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость» (Competitive dvntge: Creting nd Sustining Superior Performnce) (1985) и «Конкурентные преимущества стран» (Competitive dvntge of Ntions) (1990)
В своей главной книге
«Конкурентная стратегия» Портер предложил
революционные подходы к
На слайде конкурентная стратегия представлена в виде схемы, названной Портером «Колесо конкурентной стратегии»:
ось колеса — это цели
компании, включающие общее определение
ее конкурентных намерений, конкретных
экономических и
спицы колеса — это средства (методы), с помощью которых компания стремится реализовать свои основные цели, ключевые направления деловой политики.
По каждому пункту схемы кратко определяются ключевые моменты деловой политики (в зависимости от характера бизнеса формулировки могут быть более или менее специфичны). Вместе цели и направления представляют собой концепцию стратегии, которая выступает для компании руководством, определяющим ее развитие и поведение на рынке. Как и в колесе, спицы (методы) исходят из центра (целей) и связаны друг с другом; в противном случае колесо не покатится.
Майкл Портер предложил революционный подход к разработке стратегии предприятия — с использованием законов микроэкономики. Он стал рассматривать стратегию в качестве базового принципа, который можно применять не только к отдельным компаниям, но и к целым секторам экономики. Анализ стратегических требований в различных отраслях позволил исследователю разработать модель пяти сил (рис. 3), учитывающую действие пяти конкурентных факторов:
Влияние каждой из этих сил изменяется от отрасли к отрасли, но все вместе они определяют прибыльность компании в долгосрочной перспективе.
Портер ясно дает понять, что ни в одной отрасли не существует единственной «лучшей» стратегии: разные компании используют различные стратегии, в каждой из отраслей действуют одни и те же пять конкурентных сил, хотя и в разных сочетаниях.
М. Портер разработал классификацию стратегий на генерические (видовые) типы.
Все стратегии, согласно его концепции, можно разделить на три генерических типа в зависимости от того, охватывают они весь рынок или отдельный узкий сегмент (разделение по вертикали).
В результате классификации образуются четыре типа стратегий, принадлежащих к трем генерическим видам.
Первый генерический вид — стратегия лидерства по издержкам, означает, что все усилия компании сосредоточены на производстве и сбыте более дешевой продукции, чем конкуренты.
Для того чтобы добиться
конкурентных преимуществ компания
использует принцип модели экономии
от масштаба производства или кривой
опыта. Суть этой модели в том, что
статистически установлена
Использование этой стратегии строится на охвате как можно большей доли рынка, ставка делается на группы населения с высокоэластичным спросом, сильно реагирующие на снижение цен. Понижение цен по сравнению с известными торговыми марками может достигать 3-, 5- и даже 10-кратных размеров. Однако качество, надежность и обслуживание при этой стратегии отходят на второй план, зачастую ими жертвуют во имя снижения себестоимости.
Второй генерический тип — стратегия дифференциации может проводиться на как широком рынке, многих сегментах, так и на отдельном узком сегменте рынка. Если для стандартного продукта создается новое качество или свойство, речь идет о стратегии широкой дифференциации, если на узком — возникает третий тип генетической стратегии.
Третий тип генерической стратегии — стратегия фокусирования, означает сосредоточение усилий компании на узком сегменте. Если компания на этом сегменте пытается достичь конкурентного преимущества за счет более низких издержек по сравнению с конкурентами, эту стратегию называют фокусированием на издержках. Если на отдельном сегменте компания фокусирует (концентрирует) свои усилия на дифференциации, росте качества и появлении новых свойств в предлагаемых ею продуктах и услугах, эту стратегию называют стратегией фокусирования на дифференциации.
М. Портер утверждает, что компания должна выбрать единственную генерическую стратегию и следовать ей, так как, по его мнению, нельзя добиться успеха, пытаясь проводить стратегии дифференциации и низких издержек одновременно. Такие стратегии он называл «застрявшими посредине».
Модель генерических стратегий получила широкую известность. Между тем обращает внимание ее серьезное расхождение с практикой. Одним из примеров является прорыв японских компаний в 70-е годы прошлого века на американский автомобильный рынок, который во многих регионах оттеснил американские корпорации на вторые роли. Японские корпорации достигли успеха за счет стратегии достижения устойчивых конкурентных преимуществ на основе одновременного роста качества, максимального снижение затрат и цен. Аналогична ситуация с многими видами товаров, производимых южно-азиатскими компаниями.
Еще один весомый вклад
Майкла Портера в теорию менеджмента
— разработка концепции ценностной
цепочки. В ней учитываются все
действия компании, приводящие к увеличению
ценности продукта или услуги. Исследователь
выделяет основные виды деятельности,
связанные с производством
В работе Конкуренция в глобальных
отраслях М. Портер и его коллеги применяют
принципы анализа конкурентной стратегии
к оперирующим на международных рынках
компаниям. Как и прежде, опираясь на результаты
отраслевого анализа, М. Портер определяет
два типа международной конкуренции. Согласно
его классификации существуют мультивнутренние
отрасли, в которых в каждой отдельной
стране существует своя собственная конкуренция
(например, банковское обслуживание частных
лиц) и глобальные отрасли.
При этом глобальной является такая “отрасль,
в которой конкурентная позиция фирмы
в одной стране во многом зависит от ее
положения в других странах, и наоборот”
(1986: 18).
В качестве примеров
таких отраслей автор выделяет
автомобилестроение и
Для международной конкуренции характерно
распределение видов деятельности, образующих
ценностную цепочку между несколькими
странами. Следовательно, помимо выбора
пространства для конкуренции и типа конкурентного
преимущества, компании должны разрабатывать
варианты своей стратегии также с учетом
характеристик, входящих в ценностную
цепочку видов деятельности:
Возможны четыре варианта сочетания этих факторов:
В книге «Конкурентные преимущества стран» (1990) Портер углубляет анализ явления конкуренции: выявляет детерминанты, определяющие действие конкурентных сил на национальном уровне: