Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 17:36, курсовая работа
Цель работы: изучение методов управления.
Задачи: рассмотреть теоретические аспекты методов управления.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль методов управления в системе менеджмента………………………5
1.1. Система управления персоналом: основные понятия и сущность……......5
1.2. Классификация и роль методов управления……………………………….5
1.2.1. Административные методы управления …………………………………8
1.2.2 Экономические методы управления…………………………………........9
1.2.3. Социально-психологические методы управления ……………………..10
1.3. Взаимосвязь методов управления и стилей руководства………………...16
Глава 2. Анализ конкретной практической ситуации………………………….....22
2.1 Ситуация для анализа……………………………………………………….22
2.2 Анализ ситуации…………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….....26
Список литературы…………………………………………………………………2
Попустительскому стилю присущи: стремление руководителя уклониться от принятия решений или переложить эту задачу на других, а также его абсолютно безучастное отношение к делам коллектива. Руководитель избегает как позитивных, так и негативных оценок сотрудников, регулирования групповых отношений. В крайнем положении попустительский стиль означает отсутствие руководства, поскольку руководитель полностью устраняется от своей управленческой роли.
Таблица 1. Характерные черты классических стилей руководства
Критерий |
Авторитарный |
Демократический |
Попустительский |
Постановка целей |
Цели ставит руководитель |
Цели – результат группового решения при поддержке руководителя |
Полная свобода для
индивидуальных и групповых решений,
минимальное участие |
Распределение заданий |
Все задания дает руководитель, причем сотрудник не знает, какое задание он получит в следующий раз |
Устанавливается определенный порядок распределения работ. В зависимости от пожеланий сотрудника руководитель может давать совет и предлагать другое задание |
Руководитель предоставляет необходимые материалы и по просьбе сотрудника дает информацию |
Оценка работы |
Руководитель лично награждает и наказывает работников, но сам в трудовом процессе не участвует |
Руководитель стремится использовать объективные критерии критики и похвалы, пытается непосредственно участвовать в работе |
Руководитель дает отдельные спонтанные комментарии, регулирование и оценка групповой работы отсутствует |
Трудовая атмосфера |
Высока напряженность, враждебность |
Свободная, дружеская атмосфера |
Атмосфера произвола отдельных сотрудников |
Групповая сплоченность |
Покорное, бескорыстное повиновение |
Высокая групповая сплоченность, низкая текучесть |
Низкая групповая сплоченность |
Интерес к выполненным заданиям |
Низкий |
Высокий |
Минимальный |
Интенсивность (качество) работы |
Высокая интенсивность |
Высокая оригинальность результатов |
- |
Готовность к работе |
При отсутствии руководителя перерыв в работе |
При отсутствии руководителя продолжение работы |
Перерывы в работе по желанию |
Мотивация труда |
Минимальная |
Высокая |
Минимальная |
Стиль руководства и методы управления тесно связаны и взаимно обусловлены. Руководитель, обладающий определенным стилем, обычно предпочитает определенные методы управления.
Таблица 2. Взаимосвязь методов и стилей управления
Методы управления |
Стиль управления | ||
автократический |
Демократический |
либеральный | |
Экономические |
++ |
++ |
++ |
Организационно-распорядительны |
+++ |
++ |
+ |
Социально-психологические |
+ |
++ |
+++ |
Матрица иллюстрирует взаимосвязь между стилями
руководства и методами управления. Автократический
стиль явно тяготеет к организационно-
Глава 2. Анализ конкретной практической ситуации
2.1. Ситуация для анализа
Шведская компания «IKEA» была основана в 1943 г. В настоящее время она активно развивает свой бизнес во всем мире, в том числе и в России. Владелец компании «IKEA» И. Кампрад в своей деятельности использует своеобразную систему методов управления компанией.
1. Бизнес – идея «IKEA» заключается в том, чтобы предлагать широкий ассортимент удобных функциональных товаров для обустройства дома по таким низким ценам, чтобы как можно больше людей могли их купить. В основном красивые товары для обустройства дома могут позволить себе немногие. «IKEA» с самого начала выбрала другой путь. Компания решила быть на стороне большинства. Это означает, что компания удовлетворяет потребности в товарах для обустройства дома людей во всем мире: людей с разными потребностями, вкусами, мечтами, стремлениями и размером кошелька; людей которые хотят изменить к лучшему свой дом и свою повседневную жизнь. Производить изысканную и дорогую мебель нетрудно: достаточно просто тратить деньги и позволять покупателям оплачивать эти расходы. А вот производить красивую, долговечную мебель, которая будет продаваться по низкой цене – непросто: это требует совершенно особого подхода. Здесь все дело в том, чтобы находить простые решения и экономить на каждом методе, процессе или подходе – но не на идеях.
Менеджеры компании «IKEA» постоянно ищут способы снижения производственных издержек и, соответсвенно, цен. Для этого сотрудники компании регулярно посещают предприятия – изготовителей продукции и смотрят, какие там есть технологические возможности для выпуска новых товаров. Известно, что чем лучше используются производственные технологии, тем ниже себестоимость товаров. Занимаясь производством и продажей мебели, компания придерживается простого правила: начинать разработку каждого товара с установки его цены. В этом и заключается методы «IKEA» - максимально эффективно использовать сырье, чтобы создавать качественные и при этом недорогие товары, отвечающие потребностям и предпочтениям людей.
2. В основе бизнес идеи лежит сотрудничество с покупателем. Сначала компания делает свою часть дела. Она начинается с работы дизайнера и производителя в поисках нестандартных способов производства мебели с использованием уже имеющегося производственного процесса. Затем закупщики компании по всему миру ищут хороших поставщиков максимально подходящего сырья. После этого компания закупает оптом, в глобальных масштабах, чтобы заключить наиболее выгодную сделку и чтобы покупатель увидел самую низкую цену на этот товар.
3. Ассортимент магазинов компании «IKEA» одинаков во всех странах. Компания ориентируется на основные человеческие потребности: люди повсюду нуждаются в удобной и недорогой мебели для того чтобы работать, отдыхать, готовить, заботиться о детях. Таким образом, на первом месте — назначение товара, а затем его дизайн.
4. В компании сначала создают ценник, а затем работают над тем, чтобы адаптировать товар к его цене. Разработчики ассортимента и дизайнеры «IKEA» напрамую сотрудничают с поставщиками, что позволяет начинать работу над снижением цены непосредственно на фабрике. Совместными усилиями они стараются максимально эффективно использовать производственное оборудование и сырье, применять в производственных технологиях новаторские идеи, воплощать самый лучший дизайн и сводить к минимуму отходы. Также при производстве учитываются необходимость транспортировки товаров в плоских упаковках и возможность их самостоятельной сборки покупателем. Подразделение «IKEA» of Sweden в г. Эльмхульте, Швеция, разрабатывает весь ассортимент товаров «IKEA».
5. Менеджеры понимают, что компания должна постоянно напоминать о себе. Однако на прессу, телевидение и наружную рекламу компания «IKEA» тратит примерно треть рекламного бюджета, а две трети уходят на изготовление и рассылку каталогов. Считают, что, ознакомившись с каталогом, покупатель лучше поймет, подойдут ли ему товары этой компании.
6. Компания «IKEA» сотрудничает почти с 2 тыс. поставщиков, а на собственных фабриках производит только 10% ассортимента. Закупочные службы компании действуют в 60 странах мира - в них работают более 1 тыс. сотрудников. Это значительные издержки, зато за счет прямого общения с поставщиками можно хорошо изучить их возможности. Если разработан новый товар, компания рассылает спецификацию модели по нескольким закупочным службам в разных странах. И они фактически соревнуются между собой, чтобы найти производителя с лучшим соотношением цены и качества. Так как компания выплачивает за это довольно большую премию, службы закупок заинтересованы в том, чтобы помочь поставщику оптимизировать производственные затраты, например совместно разработать технологию.
7. Поставщики компании «IKEA» могут одновременно работать с ее конкурентами. И таких поставщиков много. Менеджеры полагают, что нет смысла просить кого-то из поставщиков работать только на себя. Они считают, что когда фабрика загружена заказами от одной компании, у нее нет стимула развивать свои технологии. Поэтому компания «IKEA» заинтересована в том, чтобы поставщик не зависел полностью от ее заказов.
8. В Группе компаний «IKEA» работает 31 дистрибьюторский центр в 16 странах. Эти подразделения снабжают товарами магазины «IKEA». В 31 стране действуют около 45 закупочных сервис-офисов. Это позволяет компании поддерживать тесные взаимоотношения со всеми 1350 поставщиками в 50 странах мира.
9. Магазины «IKEA» демонстрируют ассортимент своих товаров в готовых интерьерах, делясь с покупателями вдохновляющими идеями обустройства дома. Для поддержания низких цен товары «IKEA» закупаются и транспортируются крупными партиями, магазины «IKEA» располагаются там, где земля стоит дешевле, а покупателям предлагаются система самообслуживания в магазине и самостоятельная сборка мебели дома.
10. Главное в работе компании — ее корпоративный дух. Это когда все сотрудники знают, что они — одна команда, работающая на общую цель. «Вместе» — ключевое слово в идеологии компании «IKEA». Различия в статусе между менеджерами и подчиненными не приветствуются. Это не значит, что в компании все равны, естественно, у каждого свои обязанности, своя роль. Речь идет о том, что для компании ценен каждый работник. Сотрудники, которые окружают менеджера, - это люди, которые его поддерживают, компенсируют его недостатки, исправляют его ошибки.
11. В компании «IKEA» вполне достойный уровень заработной платы, хотя и не такой высокий, как, например, в нефтяном бизнесе, зато есть возможности для быстрого карьерного роста. Не секрет, что люди уходили и уходят из «IКЕА» в другие компании. Но менеджеры к этому относятся спокойно. Если кто-то захочет вернуться — пожалуйста. Считают, что работа в другой компании только способствует накоплению профессионального опыта, а значит, может принести пользу компании «IKEA». Было много случаев, когда бывшие сотрудники возвращались из компаний, где им платили в два раза больше. Ведь для профессионала важен не только размер заработной платы, но и то, какое влияние он оказывает на работу компании. Руководство компании «IKEA» старается делать так, чтобы ее сотрудники были как можно более самостоятельны в принятии решений.
12. Для менеджера важно знать свои недостатки и окружать себя людьми, которые могут делать то, чего он не может сделать самостоятельно, или умеют делать это лучше. Необходимо просчитывать свои решения от начала до конца, прежде чем приступать к их реализации, не принимать радикальных решений, прежде чем вся система администрирования не будет приспособлена к этим изменениям.
2.2. Анализ ситуации
1. Оригинальным в работе
И. Кампрада и команды
2. К экономическому методу можно отнести то, что компания постоянно ищет способы снижения производственных издержек и, соответственно, цен. И изучают как изготовить товар и из каких материалов, чтобы он выдержал все тесты на качество.
К организационно-
К социально-психологическим
методам можно отнести
3. На российских предприятиях
можно реализовать социально-
Заключение
Исходя из проведенных исследований данной темы, можно придти к следующим выводам.
Что реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Все методы управления дополняют друг друга и находятся в постоянном равновесии. На любом предприятии должна существовать система стимулов, соответствующих мотивам работников и направляющая их деятельность в общее русло.