Методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучение методов управления.

Задачи: рассмотреть теоретические аспекты методов управления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль методов управления в системе менеджмента………………………5
1.1. Система управления персоналом: основные понятия и сущность……......5
1.2. Классификация и роль методов управления……………………………….5
1.2.1. Административные методы управления …………………………………8
1.2.2 Экономические методы управления…………………………………........9
1.2.3. Социально-психологические методы управления ……………………..10
1.3. Взаимосвязь методов управления и стилей руководства………………...16
Глава 2. Анализ конкретной практической ситуации………………………….....22
2.1 Ситуация для анализа……………………………………………………….22
2.2 Анализ ситуации…………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….....26
Список литературы…………………………………………………………………2

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая работа Методы управления НА ПЕЧАТЬ.doc

— 253.50 Кб (Скачать документ)

Попустительскому стилю присущи: стремление руководителя уклониться от принятия решений или переложить эту задачу на других, а также его абсолютно безучастное отношение к делам коллектива. Руководитель избегает как позитивных, так и негативных оценок сотрудников, регулирования групповых отношений. В крайнем положении попустительский стиль означает отсутствие руководства, поскольку руководитель полностью устраняется от своей управленческой роли.

 

Таблица 1. Характерные черты классических стилей руководства

Критерий 

Авторитарный 

Демократический

Попустительский

Постановка целей 

Цели ставит руководитель

Цели – результат  группового решения при поддержке руководителя

Полная свобода для  индивидуальных и групповых решений, минимальное участие руководителя

Распределение заданий

Все задания дает руководитель, причем сотрудник не знает, какое  задание он получит в следующий  раз

Устанавливается определенный порядок распределения работ. В зависимости от пожеланий сотрудника руководитель может давать совет и предлагать другое задание

Руководитель предоставляет  необходимые материалы и по просьбе  сотрудника дает информацию

Оценка работы

Руководитель лично награждает и наказывает работников, но сам в трудовом процессе не участвует

Руководитель стремится  использовать объективные критерии критики и похвалы, пытается непосредственно  участвовать в работе

Руководитель дает отдельные  спонтанные комментарии, регулирование и оценка групповой работы отсутствует

Трудовая атмосфера

Высока напряженность, враждебность

Свободная, дружеская  атмосфера

Атмосфера произвола  отдельных сотрудников

Групповая сплоченность

Покорное, бескорыстное повиновение

Высокая групповая сплоченность, низкая текучесть

Низкая групповая сплоченность

Интерес к выполненным  заданиям

Низкий

Высокий

Минимальный

Интенсивность (качество) работы

Высокая интенсивность

Высокая оригинальность результатов

-

Готовность к работе

При отсутствии руководителя перерыв в работе

При отсутствии руководителя продолжение работы

Перерывы в работе по желанию

Мотивация труда

Минимальная

Высокая

Минимальная


 

Стиль руководства и методы управления тесно связаны и взаимно обусловлены. Руководитель, обладающий определенным стилем, обычно предпочитает определенные методы управления.

 

 

Таблица 2. Взаимосвязь методов и стилей управления

Методы управления

Стиль управления

 

автократический

Демократический

либеральный

Экономические

++

++

++

Организационно-распорядительные

+++

++

+

Социально-психологические

+

++

+++


 

Матрица иллюстрирует взаимосвязь между стилями руководства и методами управления. Автократический стиль явно тяготеет к организационно-распорядительным методам, более ярко выражающим императив власти, принуждении. Даже экономические методы такой руководитель больше подчиняет распорядительным отношениям, чем экономическим оценкам целесообразности. Социально-психологические методы не развиты, и для этого нет оснований: психологические контакты с коллективом развиты очень мало.

 

Глава 2. Анализ конкретной практической ситуации

 

2.1. Ситуация для анализа

 

Шведская компания «IKEA» была основана в 1943 г. В настоящее время она активно развивает свой бизнес во всем мире, в том числе и в России. Владелец компании «IKEA» И. Кампрад в своей деятельности использует своеобразную систему методов управления компанией.

1. Бизнес – идея «IKEA» заключается в том, чтобы предлагать широкий ассортимент удобных функциональных товаров для обустройства дома по таким низким ценам, чтобы как можно больше людей могли их купить. В основном красивые товары для обустройства дома могут позволить себе немногие. «IKEA» с самого начала выбрала другой путь. Компания решила быть на стороне большинства. Это означает, что компания удовлетворяет потребности в товарах для обустройства дома людей во всем мире: людей с разными потребностями, вкусами, мечтами, стремлениями и размером кошелька; людей которые хотят изменить к лучшему свой дом и свою повседневную жизнь. Производить изысканную и дорогую мебель нетрудно: достаточно просто тратить деньги и позволять покупателям оплачивать эти расходы. А вот производить красивую, долговечную мебель, которая будет продаваться по низкой цене – непросто: это требует совершенно особого подхода. Здесь все дело в том, чтобы находить простые решения и экономить на каждом методе, процессе или подходе – но не на идеях.

 Менеджеры компании «IKEA» постоянно ищут способы снижения производственных издержек и, соответсвенно, цен. Для этого сотрудники компании регулярно посещают предприятия – изготовителей продукции и смотрят, какие там есть технологические возможности для выпуска новых товаров. Известно, что чем лучше используются производственные технологии, тем ниже себестоимость товаров. Занимаясь производством и продажей мебели, компания придерживается простого правила: начинать разработку каждого товара с установки его цены. В этом и заключается методы «IKEA» - максимально эффективно использовать сырье, чтобы создавать качественные и при этом недорогие товары, отвечающие потребностям и предпочтениям людей.

2. В основе бизнес идеи лежит сотрудничество с покупателем. Сначала компания делает свою часть дела. Она начинается с работы дизайнера и производителя в поисках нестандартных способов производства мебели с использованием уже имеющегося производственного процесса. Затем закупщики компании по всему миру ищут хороших поставщиков максимально подходящего сырья. После этого компания закупает оптом, в глобальных масштабах, чтобы заключить наиболее выгодную сделку и чтобы покупатель увидел самую низкую цену на этот товар.

3. Ассортимент магазинов компании «IKEA» одинаков во всех странах. Компания ориентируется на основные человеческие потребности: люди повсюду нуждаются в удобной и недорогой мебели для того чтобы работать, отдыхать, готовить, заботиться о детях. Таким образом, на первом месте — назначение товара, а затем его дизайн.

4. В компании сначала создают ценник, а затем работают над тем, чтобы адаптировать товар к его цене. Разработчики ассортимента и дизайнеры «IKEA» напрамую сотрудничают с поставщиками, что позволяет начинать работу над снижением цены непосредственно на фабрике. Совместными усилиями они стараются максимально эффективно использовать производственное оборудование и сырье, применять в производственных технологиях новаторские идеи, воплощать самый лучший дизайн и сводить к минимуму отходы. Также при производстве учитываются необходимость транспортировки товаров в плоских упаковках и возможность их самостоятельной сборки покупателем. Подразделение «IKEA» of Sweden в г. Эльмхульте, Швеция, разрабатывает весь ассортимент товаров «IKEA».

5. Менеджеры понимают, что компания должна постоянно напоминать о себе. Однако на прессу, телевидение и наружную рекламу компания «IKEA» тратит примерно треть рекламного бюджета, а две трети уходят на изготовление и рассылку каталогов. Считают, что, ознакомившись с каталогом, покупатель лучше поймет, подойдут ли ему товары этой компании.

6. Компания «IKEA» сотрудничает почти с 2 тыс. поставщиков, а на собственных фабриках производит только 10% ассортимента. Закупочные службы компании действуют в 60 странах мира - в них работают более 1 тыс. сотрудников. Это значительные издержки, зато за счет прямого общения с поставщиками можно хорошо изучить их возможности. Если разработан новый товар, компания рассылает спецификацию модели по нескольким закупочным службам в разных странах. И они фактически соревнуются между собой, чтобы найти производителя с лучшим соотношением цены и качества. Так как компания выплачивает за это довольно большую премию, службы закупок заинтересованы в том, чтобы помочь поставщику оптимизировать производственные затраты, например совместно разработать технологию.

7. Поставщики компании «IKEA» могут одновременно работать с ее конкурентами. И таких поставщиков много. Менеджеры полагают, что нет смысла просить кого-то из поставщиков работать только на себя. Они считают, что когда фабрика загружена заказами от одной компании, у нее нет стимула развивать свои технологии. Поэтому компания «IKEA» заинтересована в том, чтобы поставщик не зависел полностью от ее заказов.

8. В Группе компаний «IKEA» работает 31 дистрибьюторский центр в 16 странах. Эти подразделения снабжают товарами магазины «IKEA». В 31 стране действуют около 45 закупочных сервис-офисов. Это позволяет компании поддерживать тесные взаимоотношения со всеми 1350 поставщиками в 50 странах мира.

9. Магазины «IKEA» демонстрируют ассортимент своих товаров в готовых интерьерах, делясь с покупателями вдохновляющими идеями обустройства дома. Для поддержания низких цен товары «IKEA» закупаются и транспортируются крупными партиями, магазины «IKEA» располагаются там, где земля стоит дешевле, а покупателям предлагаются система самообслуживания в магазине и самостоятельная сборка мебели дома.

10. Главное в работе компании — ее корпоративный дух. Это когда все сотрудники знают, что они — одна команда, работающая на общую цель. «Вместе» — ключевое слово в идеологии компании «IKEA». Различия в статусе между менеджерами и подчиненными не приветствуются. Это не значит, что в компании все равны, естественно, у каждого свои обязанности, своя роль. Речь идет о том, что для компании ценен каждый работник. Сотрудники, которые окружают менеджера, - это люди, которые его поддерживают, компенсируют его недостатки, исправляют его ошибки.

11. В компании «IKEA» вполне достойный уровень заработной платы, хотя и не такой высокий, как, например, в нефтяном бизнесе, зато есть возможности для быстрого карьерного роста. Не секрет, что люди уходили и уходят из «IКЕА» в другие компании. Но менеджеры к этому относятся спокойно. Если кто-то захочет вернуться — пожалуйста. Считают, что работа в другой компании только способствует накоплению профессионального опыта, а значит, может принести пользу компании «IKEA». Было много случаев, когда бывшие сотрудники возвращались из компаний, где им платили в два раза больше. Ведь для профессионала важен не только размер заработной платы, но и то, какое влияние он оказывает на работу компании. Руководство компании «IKEA» старается делать так, чтобы ее сотрудники были как можно более самостоятельны в принятии решений.

12. Для менеджера важно знать свои недостатки и окружать себя людьми, которые могут делать то, чего он не может сделать самостоятельно, или умеют делать это лучше. Необходимо просчитывать свои решения от начала до конца, прежде чем приступать к их реализации, не принимать радикальных решений, прежде чем вся система администрирования не будет приспособлена к этим изменениям.

 

2.2. Анализ ситуации

 

1. Оригинальным в работе  И. Кампрада и команды менеджеров  является то, что компания ориентируется  на основные человеческие потребности. Данная компания делает удобную и недорогую мебель, а не средство роскоши. Еще оригинальным в этой компании является, что им важен каждый сотрудник. Их рабочий коллектив как одна семья, в которой не приветствуется различие между менеджером и подчиненным. Все проблемы сотрудники решают вместе, каждый человек работающий в этой компании дополняет рабочий коллектив и становится значимой частью «IKEA».

2. К экономическому методу можно отнести то, что компания постоянно ищет способы снижения производственных издержек и, соответственно, цен. И  изучают как изготовить товар и из каких материалов, чтобы он выдержал все тесты на качество.

К организационно-распорядительным методам можно отнести то, что  в этой компании хорошо видно отлаженность трудового коллектива. Например: сотрудники четко знают, что если на рынок поступила какая-либо новинка, которая может пополнить ассортимент компании «IKEA» они тут же разрабатывают что-то похожее.

К социально-психологическим  методам можно отнести сплоченность коллектива, у них все сотрудники находятся почти на равной позиции, они дополняют друг друга. При этом труд рабочих вознаграждается достойной заработной платой и есть возможности для быстрого карьерного роста. Компания «IKEA» старается делать своих сотрудников более самостоятельными, разрешая уходить с их фирмы к конкурентам, а потом возвращаться. Как говорит руководство компании – это способствует накоплению их профессионального опыта.

3. На российских предприятиях  можно реализовать социально-психологический метод. Ведь именно этот метод составляет способы воздействия на поведение личности и коллектива; на состояние и настроение организации; активизации климата в организации на базе высокой нравственной культуры, глубокого уважения человека и коллектива. Чего очень не хватает на российских предприятиях.

 

 

Заключение

 

Исходя из проведенных  исследований данной темы, можно придти к следующим выводам.

Что реализация функций  и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Все методы управления дополняют друг  друга и находятся в постоянном равновесии. На любом предприятии должна существовать система стимулов, соответствующих мотивам работников и направляющая их деятельность в общее русло.

Информация о работе Методы управления