Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:22, курсовая работа
Миграционные проблемы характерны практически для всех государств современного мира. В последние два десятилетия с ними столкнулась и Россия. Развал СССР, разрушение сложившейся в течение 70 лет государственной политической и социально-экономической системы, централизованного механизма регулирования демографических процессов привели к массовому перемещению населения.
Квота на 2008 год на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу по городу Москве составляла 300 тыс. чел., а в 2010 – 250 тыс. чел. Распределение по профессиям, специальностям и квалификациям иностранных работников приведено в табл 1.[30].
Таблица 1. Распределение на 2010 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу по профессиям, специальностям и квалификациям иностранных работников
№ п/п | Наименование специальности, квалификации | Кол-во разрешений (шт.) |
| Всего | 250000 |
1. | Руководители учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений (служб) | 76624 |
2. | Специалисты в области естественных и инженерных наук | 6188 |
3. | Специалисты среднего уровня квалификации физических и инженерных направлений деятельности | 2378 |
4. | Средний персонал в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности | 4783 |
5. | Работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности | 16100 |
6. | Продавцы, демонстраторы товаров, натурщики и демонстраторы одежды | 684 |
7. | Квалифицированные работники товарного сельскохозяйственного производства, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства, ¦имеющие рыночную ориентацию | 64 |
8. | Рабочие, занятые на горных, горнокапитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах | 60372 |
9. | Рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности | 8028 |
10. | Другие профессии квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий | 2188 |
11. | Операторы, аппаратчики и машинисты промышленных установок | 773 |
12. | Операторы, аппаратчики, машинисты и слесари-сборщики стационарного оборудования | 7279 |
13. | Водители и машинисты подвижного оборудования | 16400 |
14. | Неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей экономики | 36366 |
15. | Иные профессионально- | 11773 |
Если самым большим спросом у работодателей в 2008 году пользовались строители, то в 2010 – это руководители учреждений. Это говорит о том, что российская экономика испытывает серьезный недостаток в профессиональных руководителях предприятий, архитекторах.
Следует отметить, что в 2008 году квоты на привлечение иностранцев соответствовали заявкам московских властей[31]. В 2007 году эта квота составляла 750 тыс. человек[32], в 2010 году - 250000 человек[33].
С 2007 года введено ограничение на работу иностранцев на рынках. На сегодняшний день их присутствие практически сведено к нулю, за исключением оптовиков и частных предпринимателей, на которых данное требование не распространяется.
В столице работают примерно 3 млн. незаконных иммигрантов, причем сегодня данная категория граждан не подвергается учету. Число нелегальных иммигрантов в Москве может достигать трех миллионов - примерно четверти от общего населения столицы[34], но даже из тех, кто регистрируется в столице в законном порядке, работу находят не более трети. Рост числа нелегальных мигрантов, по мнению Председателя Московской городской Думы В.М. Платонова, «будет продолжаться, пока не будет введен визовый режим со странами СНГ и пока чиновники не перестанут брать взятки»[35].
Вызывает озабоченность тот факт, что поток мигрантов в Москву растет с каждым годом. Миграционная служба и Правительство Москвы заботятся о том, чтобы в столице не появились кварталы, подобные Чайна-тауну, которые называют моноэтническими. Компактное проживание в таких анклавах, неблагоприятные условия работы, межэтническая рознь – все это может привести к массовым беспорядкам, о чем свидетельствует печальный опыт Франции. Но некие подобия моноэтнических кварталов в Москве уже появились. Это территории вокруг продовольственных и вещевых рынков и общежития иногородних студентов.
В целях проведения работы по привлечению и использованию иностранных работников и в соответствии с (7) Правительством Москвы была создана Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников[37].
Межведомственная комиссия является коллегиальным органом и образуется в целях реализации (4), вышеуказанного (7) и координации работы по решению вопросов трудовой миграции в интересах социально-экономического развития города и защиты прав москвичей и трудящихся-мигрантов. Межведомственная комиссия проводит работу на основе взаимодействия с органами исполнительной власти города Москвы в лице их рабочих групп, ответственных специалистов и соответствующими федеральными органами исполнительной власти в сфере миграции. Решения Межведомственной комиссии являются обязательными для выполнения органами исполнительной власти, организациями города Москвы. Основными задачами Межведомственной комиссии являются:
координация работы по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы в городе Москве;
организация работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по формированию объемов квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в городе Москве с учетом социально-экономической, демографической ситуации в целом, основываясь на принципе приоритетного права граждан Российской Федерации на занятие вакантных рабочих мест;
разработка и представление в установленном порядке в федеральные органы государственной власти предложений по предусматриваемым объемам привлечения иностранных работников в город и по определению общегородской квоты на предстоящий год в целях осуществления трудовой деятельности;
осуществление мониторинга процессов трудовой миграции;
изучение практики использования иностранных работников в России и за рубежом и внесение в установленном порядке в федеральные органы государственной власти предложений по совершенствованию работы в этом направлении.
По решению Межведомственной комиссии объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть изменены, а их заявки отклонены полностью или частично по следующим основаниям:
наличия возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации;
наличия у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 года № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации» не устраненных нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников, допущенных в предыдущем и текущем годах;
наличия у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, непогашенной задолженности по оплате труда работников за период, превышающий 3 месяца, а также выявленных государственной инспекцией труда и не устраненных нарушений трудового законодательства в предыдущем и текущем годах;
отсутствие возможности обеспечения иностранных работников жильем в городе Москве.
В состав Межведомственной комиссии входят: заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы - председатель, заместитель председателя, представители департаментов, комитетов, управлений и префектур административных округов, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по городу Москве, заместитель начальника ГУВД по г. Москве, руководитель Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве, руководитель Государственной инспекции труда в городе Москве, заместитель председателя Московской федерации профсоюзов, заместитель председателя Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей), заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве, генеральный директор Государственного учреждения города Москвы «Межрегиональный информационно-деловой центр», директор Государственного учреждения города Москвы «Московский центр трудового обмена».
Состав территориальных и отраслевых рабочих групп утверждается решениями руководителя соответствующего исполнительного органа государственной власти города Москвы.
Миграционная политика в городе Москве осуществлялась в рамках Московской городской миграционной программы на 2005-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 28 июня 2005 годы № 491-ПП. Также, в целях создания эффективной комплексной системы обеспечения города Москвы квалифицированными трудовыми ресурсами, поддержания баланса рынка труда и оптимизации миграционных процессов Правительство Москвы утвердилоМосковскую городскую целевую миграционную программу на 2008-2010 годы[38].
Комплексная реализация мероприятий Программы позволит:
обеспечивать ежегодное 100% квотирование иностранной рабочей силы путем определения потребностей города в иностранных работниках на основании экономически обоснованных предложений отраслевых департаментов, комитетов и управлений города Москвы;
сократить долю иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность в городе, путем замещения их отечественными работниками;
повысить эффективность миграционного учета в городе Москве;
обеспечить органы исполнительной власти города объективной информацией об объемах и структуре миграционных потоков с целью принятия адекватных мер по регулированию миграционных процессов в городе;
сформировать условия для быстрейшей и эффективной адаптации и интеграции различных категорий мигрантов.
Общий объем финансирования мероприятий программы – 939217,16 тыс. рублей.
Введение уведомительного порядка миграционного учета взамен регистрации и усиление санкций за нарушение привлечения и использования иностранной рабочей силы способствовало сокращению незаконной миграции, но при этом минимизировало права субъектов Российской Федерации на регулирование миграционных процессов, проходящих на их территории, лишило возможности контролировать численность трудовых мигрантов, получать своевременную информацию о сфере их занятости, условиях проживания и состоянии здоровья.
Отдельные строительные организации, несмотря на принимаемые меры, продолжают нелегально использовать труд иностранных и иногородних граждан и допускают нарушения трудового и миграционного законодательства. Используя труд нелегально пребывающих в городе Москве мигрантов, работодатели уклоняются от выполнения установленных нормативными правовыми актами правил регистрации, трудоустройства, профессионального обучения, допускают проживание нелегальных мигрантов на строительных объектах, что в целом приводит к снижению антитеррористической защищенности и комплексной безопасности строительных объектов, качества строительства, к несчастным случаям на производстве.
Автоматизированный учет должен увеличить эффективность управления миграцией. В частности, новая система поможет уполномоченным органам следить за тем, чтобы иностранцы соблюдали правила пребывания на территории столицы. Оперировать системой будет управление Федеральной миграционной службы по городу Москве.
Вступление в силу с 15 января 2007 года федеральных законов от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и от 18 июля 2006 года № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» упростило порядок привлечения в Москву иностранных работников, постановки их на миграционный учет и трудоустройства и одновременно усилило ответственность за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Введение уведомительного порядка миграционного учета взамен регистрации и усиление санкций за нарушение привлечения и использования иностранной рабочей силы способствует сокращению незаконной миграции, но при этом минимизирует права субъектов Российской Федерации на регулирование миграционных процессов, проходящих на их территории, лишает возможности контролировать численность трудовых мигрантов, получать своевременную информацию о сфере их занятости, условиях проживания и состоянии здоровья.
Вопрос совершенствования эффективности механизма организационного и правового регулирования миграционных процессов в Москве как субъекте Российской Федерации напрямую связан с создавшейся сложной миграционной ситуацией в стране, жизненной необходимостью стабилизации численности трудоспособного населения и создания условий для устойчивого социально-экономического развития города.
Решения также требуют сохраняющиеся демографические проблемы, поскольку процесс убыли населения в значительной степени стал затрагивать трудоспособные возрастные контингенты.
Масштабность миграционных потоков в Москву практически не уменьшается, Москва как мегаполис со столичными функциями продолжает оставаться постоянным центром притяжения различных категорий мигрантов, в связи с чем продолжается увеличение численности незаконной, в первую очередь трудовой миграции в различных секторах экономики, сопровождающейся ростом криминальных тенденций среди мигрантов, попрошайничеством, бродяжничеством, появлением «международных» бомжей.
При этом общественное мнение жителей столицы в подавляющем большинстве случаев воспринимает миграцию негативно, а ее последствия оценивает исключительно как отрицательные, хотя анализ проблемы в комплексе, напротив, показывает, что эти процессы далеко неоднозначны по характеру и могут положительно влиять на развитие города.