Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:08, реферат
Коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе Н.-т. р., начало которой относится к середине 20 в., бурно развивается и завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. Н.-т. р. изменяет весь облик общественного производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общест
Реферат: Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития
Название: Научно-техническая
революция и ее влияние на ход
общественного развития Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат Добавлен 02:08:10 15 апреля 2011 Похожие работы Просмотров: 2889 Комментариев: 0 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать |
Министерство
образования и науки российской
федерации
министерство образования московской области государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный областной социально-гуманитарный институт Реферат по истории на тему: Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития Коломна
– 2011 Содержание Научно-техническая революция в 50е-60е годы 20 века Влияние НТР на ход общественного развития Литература
научный
технический революция Научно-техническая революция в 50е-60е годы 20 века Коренное,
качественное преобразование производительных
сил на основе превращения науки
в ведущий фактор развития общественного
производства. В ходе Н.-т. р., начало
которой относится к середине
20 в., бурно развивается и Н.-т.
р. является закономерным этапом человеческой
истории, характерным для эпохи
перехода от капитализма к коммунизму.
Она представляет собой мировое
явление, но формы её проявления, её
течение и последствия в Н.-т.
р. — длительный процесс, который
имеет две главные предпосылки
— научно-техническую и Революционный
сдвиг произошёл и в технике,
в первую очередь под влиянием
применения электричества в промышленности
и на транспорте. Было изобретено радио,
получившее широкое распространение.
Родилась авиация. В 40-х гг. наука
решила проблему расщепления атомного
ядра. Человечество овладело атомной
энергией. Важнейшее значение имело
возникновение кибернетики. Исследования
по созданию атомных реакторов и
атомной бомбы впервые В 40—50-е гг. под влиянием крупнейших научных и технических открытий происходят коренные сдвиги в структуре большинства наук и научной деятельности; возрастает взаимодействие науки с техникой и производством. Так, в 40—50-е гг. человечество вступает в период Н.-т. р. На
современном этапе своего развития
Н.-т. р. характеризуется следующими
основными чертами. 1) Превращением
науки в непосредственную производительную
силу в результате слияния воедино
переворотов в науке, технике
и производстве, усиления взаимодействия
между ними и сокращения сроков от
рождения новой научной идеи до её
производственного воплощения. 2) Новым
этапом общественного разделения труда,
связанным с превращением науки
в ведущую сферу экономической
и социальной деятельности, приобретающей
массовый характер. 3) Качественным преобразованием
всех элементов производительных сил
— предмета труда, орудий производства
и самого работника; возрастающей интенсификацией
всего процесса производства благодаря
его научной организации и
рационализации, снижению материалоёмкости,
капиталоёмкости и трудоёмкости
продукции: приобретаемое обществом
новое знание в своеобразной форме
«замещает» затраты на сырьё, оборудование
и рабочую силу, многократно окупая
расходы на научные исследования
и технические разработки. 4) Изменением
характера и содержания труда, возрастанием
в нём роли творческих элементов;
превращением процесса производства «...
из простого процесса труда в научный
процесс...» (Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 208). 5) Возникновением
на этой основе материально-технических
предпосылок преодоления Наряду
с основными чертами Н.-т. р. можно
выделить её главные научно-технические
направления: комплексная автоматизация
производства, контроля и управления
производством; открытие и использование
новых видов энергии; создание и
применение новых конструкционных
материалов. Однако сущность Н.-т. р. не
сводится ни к её характерным чертам,
ни, тем более, к тем или иным
даже самым крупным научным Н.-т.
р. создаёт предпосылки для Превращение
науки в ведущее звено в
системе наука — техника —
производство не означает низведения
двух других звеньев этой системы
до пассивной роли лишь воспринимающих
импульсы, идущие от науки. Общественное
производство является важнейшим условием
существования науки, и его потребности
по-прежнему служат главной движущей
силой её развития. Однако, в отличие
от предшествующего периода, к науке
перешла наиболее революционизирующая,
активная роль. Это находит выражение
в том, что она открывает новые
классы веществ и процессов, и
особенно в том, что на основе результатов
фундаментальных научных Усиление
роли науки сопровождается усложнением
её структуры. Этот процесс находит
выражение в бурном развитии прикладных
исследований, проектно-конструкторских
и опытно-конструкторских Научно-технический
переворот революционизирует В
процессе Н.-т. р. в новую фазу вступают
отношения общества и природы. Неконтролируемое
воздействие технической В
условиях Н.-т. р. возрастает взаимосвязь
различных процессов и явлений,
что усиливает значение комплексного
подхода к любой крупной Изменение содержания труда, постепенно происходящее в ходе Н.-т. р. в различных сферах общества, существенно изменило требования к трудовым ресурсам. Наряду с увеличением объёма обязательного общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их периодической переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда. Масштабы
и темпы изменений в Подлинным носителем Н -т. р. выступает рабочий класс, ибо он является не только главной производительной силой общества, но и единственным классом, заинтересованным в последовательном, полном развитии Н.-т. р. При капитализме, борясь за своё социальное освобождение, за ликвидацию капиталистических отношений, рабочий класс одновременно открывает путь для полного развития Н.-т. р. в интересах всех трудящихся. Н.-т.
р. создаёт предпосылки для Успехи
науки и техники в 1-й половины
20 в. могли перерасти в Н.-т. р. лишь
при определённом уровне социально-экономического
развития общества. Н.-т. р. стала возможной
благодаря высокой степени Н.
-т. р., как и предшествовавшие технологические
перевороты в истории общества, обладает
относительной В. И. Ленин подчёркивал, что за каждым коренным техническим переворотом «... неизбежно идет самая крутая ломка общественных отношений производства...» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 3, с. 455). Н.-т. р. преобразует производительные силы, но их коренное изменение невозможно без соответствующего качественного преобразования общественных отношений. Как промышленная революция конца 18 — начала 19 вв., заложившая основы материально-технической базы капитализма, нуждалась для своего осуществления не только в коренном техническом преобразовании производства, но и в глубоком преобразовании социальной структуры общества, так и современная Н.-т. р. требует для собственного полного развития не только преобразования технологии производства, но и революционного преобразования общества. Глубоко обнажив несовместимость свободного развития современных производительных сил с капиталистическим способом производства, Н.-т. р. усилила объективную необходимость перехода от капитализма к социализму и тем самым стала важным фактором мирового революционного процесса. Напротив, в социалистических странах создание материально-технической базы и др. предпосылок перехода к коммунизму предполагает органическое соединение достижений Н.-т. р. с преимуществами социалистической системы. В современных условиях Н.-т. р. «... стала одним из главных участков исторического соревнования между капитализмом и социализмом... « (Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 303). Всемирный
характер Н.-т. р. настоятельно требует
развития международного научно-технического
сотрудничества, в том числе и
между государствами с Для мировой социалистической системы Н.-т. р. является естественным продолжением коренных социальных преобразований. Мировая система социализма сознательно ставит Н.-т. р. на службу социальному прогрессу. В условиях социализма Н.-т. р. способствует дальнейшему совершенствованию социальной структуры общества и общественных отношений. Капиталистическое
применение достижений Н.-т. р. подчинено,
прежде всего, интересам монополий
и направлено на укрепление их экономических
и политических позиций. Развитые капиталистические
страны располагают Современная
наука и техника могут В
рамках отдельных крупных Известное
расширение функций капиталистического
государства в результате его
срастания с монополиями, попытки
государственного программирования и
регулирования позволяют Капиталистическое общество резко ограничивает возможности, открываемые Н.-т. р. для развития самого человека, а зачастую обусловливает их реализацию в уродливой форме (стандартизация образа жизни, «Массовая культура«, отчуждение личности). Напротив, при социализме Н.-т. р. создаёт условия для повышения общекультурного и научно-технического уровня трудящихся и тем самым является важнейшим средством всестороннего развития личности. Истолкование
сущности и социальных последствий
Н.-т. р. является полем острой борьбы
марксистско-ленинской и Первоначально
буржуазно-реформистские Обострение
противоречий капитализма в связи
с Н.-т. р. вызвало на Западе широкое
распространение так называемой
«технофобии», т. е. враждебности к науке
и технике как среди Основоположники
марксизма-ленинизма Влияние НТР на ход общественного развития Исследование технического прогресса невозможно в отрыве от общественного прогресса. В свою очередь ,полную картину общественного прогресса как органического целого нельзя получить не изучив все части этого целого и, прежде всего, не исследовав технический прогресс как социальный феномен. Если
вести более конкретный разговор,
то диалектика общественного и технического
прогресса заключается в Эти
две линии взаимосвязи Эта диалектика проявляется, прежде всего, в социальной обусловленности развития техники. Не существует технических задач, которые бы не касались общества. Именно общество формулирует задачи технике в виде социальных заказов, определяет финансовые возможности, общую направленность технического прогресса, его перспективы. Технологическая необходимость есть способ проявления общественной необходимости. "Ведь цели техники имеют внетехническую природу, - пишет Х.Закесе. - Постановка надлежащих целей функционирования техники - не проблема техники, а проблема общественной структуры и формирования политической воли" (6,420). Мы
уже отмечали, что, безусловно, существует
определенная самостоятельность в
развитии техники, которая может
опережать, а может (что чаще) отставать
от социальных запросов в силу наличия
в ней своих специфических
законов развития и функционирования.
Но как социальный феномен техника
подчиняется и Необходимо отметить не только зависимость технического прогресса от общественного, не только определенную самостоятельность в развитии техники, но и то, что технический прогресс оказывает обратное воздействие на развитие общества, является одной из могучих движущих сил этого развития. Ускорение технического прогресса заставляет нас умножать усилия для ускорения решения ряда социальных проблем, а замедление темпов технического прогресса заставляет людей прилагать огромные усилия для решения возникающих проблем, ликвидации негативных сторон общественной жизни. Необходимо отметить амбивалентный характер воздействия техники на общественный прогресс. Непосредственная цель достигается с помощью определенной техники, однако эта техника может вызвать не ожидаемые и не желательные последствия. Каждое воскресное издание газеты "Нью-Йорк Таймс" поглощает несколько гектаров леса. Повышение количества вырабатываемой энергии с огромной скоростью уничтожает невосполнимые запасы нефти, газа, угля. Средства защиты древесины приводит к отравлению организма. Химические удобрения отравляют пищевые продукты. АЭС несут радиоактивные заражения. Подобный перечень можно было бы продолжить. Технический прогресс имеет свою цену, которую должно платить общество. Особую противоречивость воздействия на общество оказывает современный этап научно-технической революции. Так, возникновение "гибких рабочих мест", т.е. работы на дому в результате компьютеризации информационной сферы, имеет ряд преимуществ. К
их числу можно отнести экономию
времени и горючего при переездах,
лучшее использование времени В
целом развитие техники вызывает
качественные измения в обществе,
рево люционизирует все сферы
деятельности человека, все элементы
общественной системы, способствует формированию
новой культуры. Ж.Кантен пишет, что
под воздействием технического развития
происходит переход "от этапа цивилизации,
на котором доминировала технокультура,
к новому этапу на котором ведущей
уже становится социокультура... Инновация
будет иметь тем больше шансов
на успех, чем гармоничнее и теснее
она соединит технический аспект
с социальным" (Цит. по:11,209). Литература 1.Научно-техническая
революция и общественный 2.Современная
научно-техническая революция. 3.Современная
научно-техническая революция 4.Иванов
Н. П., Научно-техническая революция
и вопросы подготовки кадров
в развитых странах 5.Гвишиани
Д. М., Микулинский С. Р., Научно-техническая
революция и социальный 6.Афанасьев В. Г., Научно-техническая революция, управление, образование, М., 1972 7.Научно-техническая
революция и социальный 8.Урбанизация,
научно-техническая революция 9.Научно-техническая революция и социализм, М., 1973 10.Человек — наука — техника, М., 1973 11.Борьба
идей и научно-техническая 12.Марков Н. В., Научно-техническая революция: анализ, перспективы, последствия, М., 1973 13.Научно-техническая революция и общество, М., 1973 14.Гвишиани Д. М., Научно-техническая революция и социальный прогресс, «Вопросы философии», 1974 15.Глаголев
В. Ф., Гудожник Г. С., Козиков
И. А., Современная научно- 16.Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978 |