Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 14:55, реферат
Миграция-любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населёнными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности.
Общие сведения о
миграции населения
Миграция-любое территориальное
Одним из проявлений миграции является многообразие основных типов миграционных процессов:
1.По направлению миграционных перемещений:
-эпизодическая, разовая миграция. Например, поездка в другой регион для получения образования, на лечение и т.п.;
- маятниковая миграци я, т.е., перемещение людей по относительно стабильным маршрутам, предполагающее возвращение на прежнее место жительства. Например, перемещение больших масс людей в южные и западные регионы страны летом и столь же массовое возвращение обратно осенью;
-сезонная миграция, перемещение людей в определённых направлениях, связанное с необходимостью или желанием участвовать в каком-либо сезонном виде деятельности. Например, участие в рыбной путине, уборке урожая и т.п.
2.По возможностям возвращения
на прежнее место жительства:
-возвратная миграция, с необходимостью предполагающая возвращение людей на прежнее, постоянное место проживания.
-безвозвратная миграция, связанная с окончательным изменением места пребывания и проживания человека или группы людей.
3.По отношению людей к
-добровольная миграция, перемещения людей на новое место пребывания по собственной воле, по собственному желанию. Например, участие в освоении новых территорий, переезд на новое место жительства;
-вынужденная миграция, процессы перемещения людей по собственной воле, но против собственного желания, это ситуация, когда человек понимает, что ему необходимо оставить место своего прежнего проживания, т.к. дальнейшее пребывание здесь невозможно по независящим от него обстоятельствам (стихийное бедствие и вооружённый конфликт);
-принудительная миграция, или перемещение людей под давлением, по приказу или под угрозой (насильственная депортация, вывоз в другую страну или регион, насильственное переселение или изгнание).
4.По степени управляемости
-организованная миграция, миграционные процессы, которые осуществляются при участии государственных, общественных и других учреждений и организаций. Например, организация массового притока населения в какие-либо регионы;
-неорганизованная, стихийная миграция, которая осуществляется силами самих мигрантов. Например, бегство от какой-либо опасности (война, стихийное бедствие).
5.По отношению к
-внутренняя миграция, которая осуществляется в пределах одной страны или одного региона, например, поездка на учёбу;
-внешняя миграция, осуществляется за пределы государственных или региональных границ, например, переезд на постоянное место жительства в другой регион и за границу.
Структура миграционного процесса.
Понятие миграционного потока.
Миграция населения - сложный социально-
- исходной, или подготовительной
стадии, представляющей процесс
формирования территориальной
- основной стадии, или
собственно переселения
- заключительной, или завершающей стадии, выступающей как приживаемость мигрантов на новом месте.
Отдельные стадии миграционного
процесса тесно связаны между
собой. Мигрант – это будущий
новосел в период его территориального
перемещения, а новосел – это
бывший мигрант в период его обустройства
и адаптации в районе вселения.
Так, новоселы, обладая повышенной миграционной
активностью, т.е. способностью к переселениям,
в значительной мере являются и потенциальными
мигрантами.
Совокупность переселений,
совершающихся в определённое время в рамках той или иной территориальной
системы, т.е. между её частями, представл
Заключительная стадия мигр
Механизм миграции
Механизм миграции. Для того чтобы люди
захотели изменить привычное для них место
жительства, необходимы условия, заставляющие
их переселиться в другие города, регионы,
страны. Эти условия обычно делят на три
основные группы: выталкивание, притяжение
и пути миграции.
1. Выталкивание связано с неудовлетворительными
или тяжелыми условиями существования
индивида в его родных местах. Выталкивание
крупных масс людей связано прежде всего
с серьезными социальными потрясениями
(межнациональными конфликтами, диктатурами,
войнами), экономическими кризисами, стихийными
бедствиями (землетрясениями, наводнениями
и т.п.).
2. Притяжение - это совокупность привлекательных
черт или условий для проживания в других
местах, например в регионах, где существует
более высокая оплата труда, где можно
занять более высокий социальный статус
или где существует большая политическая
стабильность.
3. Пути миграции - это характеристика непосредственного
передвижения мигранта из одного географического
места в другое. Пути миграции включают
в себя доступность попадания мигранта,
его багажа и семьи в другой регион, наличие
или отсутствие барьеров на пути, информацию,
помогающую преодолеть финансовые препятствия.
В условиях современного общества, осознающего
проблемы миграции как универсальные,
сложилась и действует правовая база решения
социальных проблем мигрантов, которая включает в себя как
международное, так и государственное
законодательство. К основным актам международного
права, предназначенных для социальной
защиты мигрантов, можно отнести, вопервых, Конвенцию ООН о статусе беженцев,
принятую в 1951 г., которую к настоящему
времени ратифицировали большинство государств
– членов ООН. Вовторых, это отдельные статьи и положения
Заключительного акта совещания по европейской
безопасности и сотрудничеству, подписанном
в 1975 г. в Хельсинки главами всех европейских
государств, США и Канады. Это, в первую
очередь, те статьи и положения, которые
касаются права свободного выезда и въезда
в страну, права на политическое убежище
и другие.
В законодательстве современной России на защиту прав мигрантов и на регулирование вопросов, связанных с их пребыванием в стране направлены такие законодательные акты как законы «О беженцах» (1993 г.), «О вынужденных переселенцах» (1993 г.), федеральная миграционная программа, Закон «О гражданстве Российской Федерации» (2001 г.).
Рассматривая внутреннюю структуру такой социальной общности, как мигранты, необходимо анализировать её по таким основаниям как, вопервых, по направлениям перемещения людей и, вовторых, по причинам, которые вынудили их к перемещению.
По первому основанию можно выделить такие категории мигрантов как эмигранты (выезжающие из страны) и иммигранты (въезжающие в страну). В этих случаях возникающие проблемы, в основном, носят менее острый характер, так как человек, сознательно принимая решение о въезде или выезде из страны, рассчитывает на определённую поддержку (наличие приглашения на работу или на учёбу, наличие родственников или друзей, у которых можно найти пристанище и т.п.).
По второму основанию выделяются беженцы и
Согласно Конвенции ООН о статусе беженцев, беженцы – это мигранты, которые были вынуждены покинуть свою страну изза обоснованных опасений, что их будут преследовать по какимлибо причинам (расовым, религиозным, политическим, за принадлежность к какойлибо группе или организации) (23.С.181). Иначе говоря, согласно основополагающему международноправовому акту, направленному на защиту прав мигрантов, беженец – это иностранец, прибывший в чужую страну. Такая же категория мигрантов, но уже внутри страны считается перемещёнными лицами или вынужденными переселенцами (30.С.187). Эти категории мигрантов нуждаются в том, чтобы необходимые им социальная поддержка и помощь были оказаны как можно быстрее. Поэтому, социальная работа с мигрантами – это, чаще всего, деятельность, направленная на оказание людям срочной или экстренной социальной помощи.
Основным способом решения
социальных проблем мигрантов и
регулирования миграционных потоков
на территории Российской федерации
является миграционная политика, представляющая
собой совокупность социальнополитических
концепций и взглядов на миграционную
ситуацию в стране, а также конкретных
организационноправовых и социальноэкономических
мероприятий по регулированию миграционных
процессов, направленных на создание условий
для обустройства и социальной адаптации
мигрантов (23.С.173,13).Основн
учёт и постоянный анализ миграционной ситуации в обществе;
деятельность по оказанию
практической помощи, необходимой
конкретным категориям
реорганизация социальной среды для более эффективной адаптации мигрантов в новых условиях (23.С.174.).
Причинами, побуждающими или вынуждающими людей втягиваться в процессы перемещений по территориям, могут быть явления и факторы разного порядка. Чаще всего, к основным причинам миграции относят следующие:
социальноэкономические (поиск рабочих мест, возможностей для самореализации, получения образования, вступление в брак и т.п.);
политические (преследование по политическим мотивам, политический протест, стремление к распространению своих политических взглядов и принципов);
этнические (этническая рознь, угнетение и преследование по этническим признакам, стремление к этническому воссоединению);
религиозные (религиозная нетерпимость и рознь, религиозное паломничество);
военные (военные действия на определённой территории и желание людей избежать их возможных последствий);
экологические (неблагоприятные природные условия региона, экологические катастрофы и т.п.).
Основные функции
миграции
Миграция населения воздействует
на общественное развитие посред
Ускорительная функция состоит
в обеспечении того или иного
Вторая функция - пере
Суть селективной функции миграции
населения в том, что неравномерное участие в миграции
населения различных социальн
Миграция населения в
Экономическая функция
рабочей силой и их функционирования в
процессе производства.
Социальная функция
Факторы, влияющие
на миграцию в России.
По данным некоторых экспертов, в России
на сегодняшний день насчитывается свыше
4 миллионов мигрантов, что позволяет нашей
стране по этому показателю занимать после
США второе место в мире
Миграция может быть как легальной, так
и нелегальной, незаконной. Например, многие
россияне предпочитают выезжать на постоянное
место жительства в ФРГ, Испанию, Канаду,
Австралию, США
Субъекты Российской Федерации ежегодно,
по оценкам экспертов, нуждаются примерно
в 1 миллионе рабочих, так как местные жители
не хотят работать дорожными строителями,
каменщиками, разнорабочими, водителями
общественного транспорта.
Субъектами федерации официально заказывалось
и прибывало в Россию мигрантов: в 2001 году
– около 500 тыс. человек, в 2002 году – около
700 тыс. человек, а в 2003 году – только 230
тыс. человек.
Одновременно с увеличением числа нелегальных
мигрантов возникло большое количество
организаций, которые за 500-700 рублей (если
верить множеству объявлений) способны
помочь таким лицам оформить официальные
регистрационные документы. В это же время
регулярные рейды и проверки показали,
что только 22% мигрантов-гастарбайтеров
имеют миграционные карты и разрешение
на работу в России. Этот факт говорит
либо о том, что появился новый способ
мошенничества, и волна мошенников осваивает
новую «золотую жилу», либо о новой коррупционной
волне в рядах правоохранительных органов.
К числу основных факторов, влияющих как
на процессы миграции в России относятся:
1. Ситуация в экономике и промышленном
производстве.
2. Провалы в сельском хозяйстве и обеспечении
населения сельскохохяйственной продукцией
привели к созданию огромного числа маломощных
фермерских хозяйств, неспособных обеспечить
страну продовольствием
3. Политическая нестабильность в стране,
использование грязных технологий в ходе
борьбы за власть, коррумпированность
государственных чиновников на всех уровнях
власти и управления. В то же время используются
и средства шантажа, угрозы, физического
устранения неугодных должностных лиц,
политиков.
4. Несостоятельность государства в вопросах
социальной защиты населения, особенно
малоимущих слоев.
5. Невиданный размах организованной и
транснациональной преступности, позволяющий
ей оказывать существенное влияние практически
на все сферы жизни общества.
3.2. Проблема нелегальной миграции.
Нелегальная миграция – это въезд граждан
одной страны в другую с целью нелегального
трудоустройства. В настоящее время нелегальная
(незаконная) миграция в Россию в основном
трудовая - и осуществляется по экономическим
причинам. Основные потоки нелегальных
мигрантов направляются из стран СНГ (Украина,
Азербайджан, Молдова, Белоруссия, Таджикистан,
Казахстан). Мигрантов из стран дальнего
зарубежья не более 15-20%. Это, по большей
части, тоже трудовые мигранты, но среди
них больше транзитников. Самую большую
часть мигрантов из дальнего зарубежья
составляют граждане Китая. Корейцы, вьетнамцы,
афганцы представлены меньше.
Потенциал адаптации у мигрантов достаточно
высок. Об этом можно судить по их хорошему
владению русским языком, знанию культуры
и традиций России - в центральной части
России такое знание культуры и языка
среди мигрантов в целом выше.
В потоках нелегальных мигрантов в регионы
России в последнее время нарастает число
выходцев из Кавказского региона, которые
заинтересованы в оседании в Российской
Федерации.
Среди этнических групп нелегальных мигрантов
хуже всех интегрируются в российское
общество выходцы из Китая. Они представляют
собой замкнутые, иерархически организованные
сообщества, не ассимилируются с местным
населением, и хотя их число пока незначительно,
представляют собой группу, обладающую
самым большим миграционным потенциалом.
Ареал их миграций - Дальневосточный регион.
В регионах центральной России их число
незначительно.
С процедурой получения регистрации по
месту жительства хорошо знакомы в целом
около трети мигрантов, В целом по выборке
совершенно незнакомых с этой процедурой
- около 20%. Что же касается наличия такой
регистрации, то ее имеет в среднем половина
мигрантов. С необходимостью такой процедуры
согласны 74% всех опрошенных мигрантов,
но с приемлемостью ее правил - около 56%.
Гораздо хуже обстоят дела с процедурой
получения разрешения на работу. Совершенно
не знакомы с ней 44% мигрантов, а знают
хорошо только 19%. С приемлемостью правил
получения разрешения на работу согласны
в среднем 18% [6, c. 134].
В среднем нелегалы работают 6 дней в неделю.
В среднем по выборке среднемесячный заработок
мигрантов в стране выезда составлял 112
долларов США, а в России эта средняя величина
достигла 196 долларов, т.е. заработки возросли
примерно в два раза [11, c. 60].
Соответствие работы основной специальности
одинаково редко встречается у всех мигрантов.
Более половины мигрантов никак не используют
в России свою профессиональную подготовку.
Около четверти мигрантов - самозаняты
(т.е. имеют собственный бизнес или заняты
индивидуальным предпринимательством
- с наймом или без найма работников), т.е.
мигранты зачастую сами создают себе рабочие
места. Это говорит как о высокой их приспосабливаемости
к реальным условиям рынка труда, так и
о том, что отсутствие рациональной миграционной
политики в России снижает отдачу от работы
иностранных работников. Очевидно, что
работа с иностранцами должна вестись
не только в рамках легализации их деятельности,
но и рационализации использования их
трудового потенциала.
Работодатели склонны нанимать нелегальных
мигрантов, так как их можно уволить в
любой момент не оплачивать дни болезни,
недоплатить им (контрактов с ними, как
правило, не заключают). И так как работу
найти достаточно трудно (это отмечают
около половины опрошенных), то становится
понятным, что условия неконтролируемого
найма мигрантов становятся притягательными
для большинства работодателей.
Трудовая миграция, позволяя мигрантам
из стран ближнего зарубежья (а именно
эта миграция составляет большую часть
в нелегальных миграционных потоках) поддерживать
себя и свои семьи в финансовом плане,
гасит социальную напряженность в сопредельных
с Россией государствах и играет связующую,
интегрирующую роль между Россией и странами
исхода мигрантов.
Следует говорить о вовлеченности нелегальных
мигрантов в теневую экономику, а не в
криминальную среду России. Ситуация с
неуплатой налогов нелегалами совпадает
с ситуацией уклонения от налогов легально
работающих граждан России. По большей
части проблема легальной трудовой деятельности
иностранцев в России создается расхождением
российского трудового законодательства
с практикой его исполнения, когда процедура
легального привлечения иностранцев крайне
затруднена бюрократическими проволочками.