Организационные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:31, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть организацию как социально-экономическую систему.
Для достижения намеченной цели в курсовой работе были определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы организационных систем;
- рассмотреть сущность социально-экономической системы;
- выявить элементы системы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ………………………………………………………………………….4
1.1. Организация как система…………………………………………………….4
1.2. Общие понятия систем, признаки, свойства, классификация……………..7
1.3. Организационные отношения, их типология и схемы……………………11
1.4. Социальные и хозяйственные организации, их примеры и отличия...….14
ГЛАВА 2.СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ……………………………………19
2.1. Каковы варианты реализации на практике закона самосохранения?........19
2.2. Примеры использования стратегий предпринимательства на
примере конкретных организаций. Примеры обосновать (пассивно-индивидуалистическая, пассивно- коллективная, активно-индивидуальная, активно-коллективная…………………………………………………………...21
2.3. За счет каких мероприятий можно усилить созидательные
ресурсы организации…………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...27

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ТЕОРИИ ОРГ-ЦИИ.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ              СИСТЕМ………………………………………………………………………….4

1.1. Организация как система…………………………………………………….4

1.2. Общие понятия систем, признаки, свойства, классификация……………..7

1.3. Организационные отношения, их типология и схемы……………………11

1.4. Социальные и хозяйственные организации, их примеры и отличия...….14

ГЛАВА 2.СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ……………………………………19

2.1. Каковы варианты реализации на практике закона самосохранения?........19

2.2. Примеры    использования   стратегий   предпринимательства  на

примере   конкретных   организаций.   Примеры   обосновать   (пассивно-индивидуалистическая, пассивно- коллективная, активно-индивидуальная, активно-коллективная…………………………………………………………...21

2.3. За   счет   каких мероприятий   можно усилить   созидательные

ресурсы организации…………………………………………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Каждый конкретный человек – это часть организации, проводящий в ней значительное время. Поэтому он должен знать основные законы и принципы функционирования организаций, уметь использовать их практически. В основе теории организации лежит теория систем. Система - это целое, созданное из частей и элементов для целенаправленной деятельности. Иногда систему определяют как совокупность взаимосвязанных действующих элементов. Признаками системы являются множество составляющих ее элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, наличие структуры и иерархичности, относительная самостоятельность и наличие управления этими элементами. Термин «организация» в одном из своих лексических значений означает также «систему», но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную, поэтому данная тема актуальна.

Объектом исследования изучения курсовой работы являются теоретические и практические положения теории организации.

Предметом курсовой работы является понятие и сущность организационных систем.

Цель курсовой работы – рассмотреть организацию как социально-экономическую систему.

Для достижения намеченной цели в курсовой работе были определены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы организационных систем;

- рассмотреть сущность социально-экономической системы;

- выявить элементы системы;

        Библиография проблемы отражена в работах Туровец О.Г., Родионова В.Н., Смирнов Э.А и другие.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ              СИСТЕМ

1.1. Организация как система

Для удовлетворения потребностей общества, раз­ных групп населения в материальных и духов­ных благах, бытовых услугах, охране здоровья, вос­питании детей, образовании общество создает специальные учреждения — организации, являющиеся органичес­кими ячейками общества и самой массовой формой объединен­ного труда. В них реализуются производственные, социальные и экономические отношения, концентрируются основные трудовые ресурсы страны, ее технико-технологическая база и финансовые средства.

Организация - это целевая общность людей, деятельность ко­торых интегрирована и соответствующим образом упорядочена. Организация создается обществом для решения определенного круга социальных задач и осуществления определенных целей. Цели организации задаются извне или вырабатываются внутри нее, с учетом этих целей выбираются форма и устройство орга­низации /1, с. 6/.

В организацию входят ее участники, члены, работники, по­скольку организация - это не один человек, а общность людей, причем людей, не просто связанных между собой, а взаимосвя­занных, где действия одного обусловлены действиями другого и вызывают их. Люди объединяются в организации потому, что це­ли, которые они ставят перед собой и которые важны для каждо­го из них, не могут быть достигнуты никем из них порознь. Только интеграция целей отдельных членов организации позволит дос­тичь целей самой организации.

Возникает вопрос: почему человечество так часто прибегает к такой форме устройства, как организация? В чем ее преимущества?

Многовековой опыт указывает на важное достоинство орга­низации, которое состоит в том, что, соединившись наилучшим об­разом, люди могут получить больший результат своей деятельности, чем действуя порознь. В этом находит выражение так называемый эффект организации, являющийся следствием возникновения при объединении людей прироста энергии. Источником дополнитель­ной энергии является взаимодействие участников организации /2,  с. 43/.

Понятие организации, подчеркивающее ее един­ство и целостность, в определенной мере совпа­дает с часто применяющимся понятием систе­мы. Следует выяснить, в чем эти понятия совпадают и в чем их различие.

Системой называется организованное сложное целое, совокуп­ность или комбинация предметов или частей, образующих комп­лексное, единое целое. Иначе говоря, под системой понимается наличие множества объектов с набором связей между ними и меж­ду их свойствами.

При такой трактовке системами являются:

- машины, собранные из множества деталей и узлов;

- человеческий организм, образуемый совокупностью клеток;

- предприятие, объединяющее и связывающее в единое целое множество производственных процессов, коллективов людей, ма­шины и т.д.

Рассмотрим такие термины, как «объекты», «свойства», «связи».

Объекты - это части или компоненты системы. Такая слож­ная система, как предприятие, включает в себя цехи и участки, станочный парк, коллективы людей и т.д.

Свойства - это качество параметров объектов, а качество есть внешнее проявление того способа, с помощью которого получа­ется знание об объекте или которым объект вводится в систему. Свойства позволяют описывать объект количественно, выражая его в единицах, имеющих определенную размерность.

Связь - это то, что соединяет объекты и свойства в единое це­лое. Без связей система не может функционировать /1, с. 7/.

Организации создаются людьми для достижения опреде­ленных общественных, корпоративных и личных целей. В этом заключается смысл их существования. Таким образом, с одной стороны, организация является элементом обществен­ной системы.

Основой деятельности любой организации является ее цель. Цель — это желаемое состояние системы в результате управ­ляемого процесса ее развития. Цель должна быть социально значимой, актуальной, реальной, измеряемой, понятной испол­нителям, совместимой с подцелями, с возможностями, иметь конкретные сроки исполнения и допускать возможность кор­ректировки при изменении внешних и внутренних условий.

Цель организации зависит не только от желания членов ее коллектива (субъективная сторона), но и от реальных возмож­ностей ее выполнения (объективные условия). Диалектика субъективного и объективного лежит в основе целеполагающей деятельности каждого человека в отдельности, организа­ции и общества.

Организация будет жизнеспособной только в том случае, если ее цель достаточно хорошо согласуются с целями, стоящими перед обществом в целом. Поэтому организация являет­ся целенаправленной системой.

Успешное достижение поставленной цели или реализация подцелей предусматривают согласованное действие всех чле­нов организации, обоснованное распределение материальных и финансовых ресурсов, создание системы информационного обеспечения, использование современных технологий управ­ления. Чтобы достичь цели с минимальными временными и материальными затратами, необходимо скоординировать дея­тельность всех звеньев организации. Для этого в любой орга­низации выделяется:

- управляющая часть (дирекция, административно-управ­ленческий аппарат, менеджеры),

- управляемая часть (исполнительные звенья).

  Таким образом, организации относятся к управляемым системам. /3, с. 18-19/.

 

1.2. Общие понятия систем, признаки, свойства, классификация

В основе теории организаций лежит теория систем.

Система – это целое, созданное из частей и элементов целенаправленной деятельности и обладающее новыми свойствами, отсутствующими у элементов и частей, его образующих;

Признаками системы являются множество составляющих ее элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, наличие структуры и иерархичности, относительная самостоятельность и наличие управления этими элементами. Термин «организация» в одном из своих лексических значений означает также «систему», но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную.

Система может включать большой перечень элементов и ее целесообразно разделить на ряд подсистем.

Подсистема – набор элементов, представляющих автономную внутри системы область (экономическая, организационная, техническая подсистемы).

Большие системы (БС) – системы, представляемые совокупностью подсистем постоянно уменьшающегося уровня сложности вплоть до элементарных подсистем, выполняющих в рамках данной большой системы базовые элементарные функции.

Свойства системы – это качества элементов, дающие возможность количественного описания системы, выражения ее в определенных величинах.

Система обладает рядом свойств.

- система стремится сохранить свою структуру (это свойст­во основано на объективном законе организации - зако­не самосохранения;

- система имеет потребность в управлении (существует на­бор потребностей человека, животного, общества, стада животных и большого социума);

- в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и мо­жет не иметь свойств своих элементов) /4, с.31/.

Каждая система имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь (рис. 1.1).


Рис. 1.1. Схема функционирования системы

Классификация систем может быть проведена по различным признакам, однако основной является группировка их в трех подсистемах: технической, биологической и социальной.

Техническая подсистема - включает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен и последствия решений обычно предопределены. Например, порядок включения и работы с компьютером, порядок управления автомобилем, методика расчета мачтовых опор для ЛЭП, решение задач по математике и др. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого и выполненного решения. Например, хороший программист может эффективно использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный продукт, а неквалифицированный может испортить информационную и техническую базу компьютера.

Биологическая подсистема - включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например муравейник, человеческий организм и др. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее последствия решений в биологических подсистемах часто оказываются непредсказуемыми. Например, решения врача, связанные с методами и средствами лечения пациентов, решения агронома о применении тех или иных химикатов в качестве удобрений. Решения в таких подсистемах предполагают разработку нескольких альтернативных вариантов и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить лучшее из альтернативных решений, т.е. он должен правильно ответить на вопрос: что будет, если?

Социальная (общественная) подсистема - характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию, водителя, управляющего автомобилем, и даже одного отдельного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. /5, с. 79/.

Перечисленные виды подсистем обладают различным уровнем неопределенности (непредсказуемости) в результатах реализации решений (рис. 1.2).


Рис. 1.2. Соотношение неопределенностей
в деятельности различных подсистем

Социальная система может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая – техническую (рис. 1.3).


Рис. 1.3. Взаимодействие подсистем

Социальные, биологические и технические системы могут быть: искусственными и естественными, открытыми и закрытыми, полностью и частично предсказуемыми (детерминированные и стохастические), жесткими и мягкими. В дальнейшем классификация систем будет рассматриваться на примере социальных систем.

Искусственные системы создаются по желанию человека или какого-либо общества для реализации намеченных программ или целей. Например, семья, конструкторское бюро, студенческий профсоюз, предвыборное объединение.

Естественные системы создаются природой или обществом. Например, система мироздания, циклическая система землепользования, стратегия устойчивого развития мировой экономики.

Открытые системы характеризуются широким набором связей с внешней средой, сильной зависимостью от нее. Например, коммерческие фирмы, средства массовой информации, органы местной власти.

Информация о работе Организационные системы