Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:14, курсовая работа
Изучение мной структуры местного управления связано с необходимостью решения целого ряда задач в том числе:
- определение сущности местного самоуправления и его положения в системе территориального управления государства;
- оценка реального положения местного самоуправления в нашем отечестве;
- разработка системы рекомендаций по совершенствованию структуры местного самоуправления.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Состояние местного самоуправления в России. . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Представительный орган муниципального образования. . . . . . .7
Задачи местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.1 Принципы и подходы к формированию организационной структуры органов местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.2 Виды и структура органов местного самоуправления. . . . . . . . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Список литературы . . . . . . . .
1.3
Задачи местного самоуправления
Местное самоуправление в государстве используется преимущественно для выполнения трех основных функций. Во-первых, для выполнения функции непосредственного обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения: обеспечение жильем благоустройство территории предоставление коммунальных услуг местного транспорта и связи создание условий для получения основного общего образования необходимой медицинской помощи торгового бытового культурного обслуживания населения и т.п. Данные задачи местная власть способна решать более оперативно и эффективно, так как имеет наиболее полное представление о потребностях населения и местных условиях.
Во-вторых, местное самоуправление необходимо для более полного и эффективного привлечения и использования местных человеческих природных и иных ресурсов. Выявление и оптимальное использование этих ресурсов способствует развитию малого и среднего бизнеса увеличению налоговой базы уменьшению безработицы повышению благосостояния населения. Хотя масштаб местных ресурсов невелик, в целом по стране они составляют значительную величину. Местное самоуправление также необходимо для обеспечения функционирования обратной связи в государственном управлении, т.е. для организации непосредственного взаимодействия с населением.
В Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного значения, что порождает проблему определения пределов законодательного регулирования, порядка решения органами местного самоуправления вопросов местного значения, а также пределов самостоятельности в их решении.
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к собственной компетенции местного самоуправления отнесено различных задач:
- принятие и
изменение уставов
- владение пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
- местные финансы формирование утверждение и исполнение местного бюджета установление местных налогов и сборов решение других финансовых вопросов местного значения;
- комплексное
социально-экономическое
- содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
- организация содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного основного общего и профессионального образования;
- организация содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения обеспечение санитарного благополучия населения;
- охрана общественного
порядка организация и
- регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
- создание условий
для жилищного и социально-
- контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
- регулирование использования водных объектов местного значения месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
- организация
содержание и развитие
- организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
- муниципальное
дорожное строительство и
- благоустройство
и озеленение территории
- организация
утилизации и переработки
- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
- организация
и содержание муниципальных
- организация
транспортного обслуживания
- создание условий для обеспечения населения услугами торговли общественного питания и бытового обслуживания;
- создание условий
для деятельности учреждений
культуры в муниципальном
- сохранение
памятников истории и культуры,
- организация и содержание муниципальной информационной службы;
- создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
- создание условий для организации зрелищных мероприятий;
- создание условий
для развития физической
- обеспечение
социальной поддержки и
- участие в
охране окружающей среды на
территории муниципального
- обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании организация муниципальной пожарной службы.
Данные
задачи по своему характеру неразрывно
связаны с территорией
В
целом задачи местного самоуправления
могут быть классифицированы по порядку
их возникновения на обязательные
добровольные и делегированные. Обязательные
полномочия включают вопросы жизнедеятельности
населения, решать которые обязательно
в соответствии с законами. Органы местного
самоуправления не могут самостоятельно
решать выполнять или нет данные задачи,
однако у них есть определенный выбор
в том, как их решать.
Организационная
структура местной
Этот процесс разделяется на несколько этапов (рис. 1)
Реальные системы муниципального управления отличаются большим разнообразием организационных структур администраций. Но при этом существуют общие подходы к построению организационных структур. Самый перспективный - системно-целевой подход с ориентацией на конечные результаты деятельности системы. Определение системы целей («дерева целей») и задач конкретного муниципального образования служит главным ориентиром формирования его организационной структуры. При формировании организационной структуры на основе «дерева целей» требуется декомпозиция целей и задач муниципального управления до конкретных управленческих функций.
Таким
образом, при системно-целевом подходе
создаются реальные условия для
индивидуализации процесса формирования
организационной структуры
Системно–целевой подход в данном случае заключается в том, чтобы, исходя из конечных целей управления муниципальным образованием:
не упустить из виду ни одну из управленческих задач, без решения которой реализация целей окажется неполной;
выявить и увязать применительно к этим задачам систему функций, прав и ответственности по вертикали управления;
исследовать и организационно оформить горизонтальные связи и отношения, т.е. предусмотреть координацию деятельности разных звеньев и организационных единиц при выполнении общих задач;
обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления, найти оптимальное для данных условий соотношения централизации и децентрализации в принятии решений.
При построении организационной структуры на основе «дерева целей» важно дать качественную и количественную характеристику целей и задач. Качественная характеристика служит обоснованием для выделения функций управления, количественная – для определения вида организационной единицы (отдел, управление, департамент и т.д.).
Распределение задач между подразделениями местной администрации может осуществляться по нескольким признакам:
по группам объектов управления (отраслям муниципальной деятельности), обеспечивающим предоставление муниципальных услуг определенного типа: образование, здравоохранение, строительство, молодежная политика и т.д.;
по функциональному признаку, определяемому характером, функциями и стадиями управленческой деятельности и управленческого цикла: анализ и планирование, контроль, управление имуществом, финансами, правовое обеспечение, информационное обеспечение и т.д.;
по территориальному признаку (для муниципальных образований сельских районов и для крупных городов, а после вступления в силу Федерального закона 2003 г. - только для крупных городов).
В современной муниципальной практике типичными звеньями организационной структуры местной администрации являются:
глава администрации;
его заместители по сферам муниципальной деятельности, среди которых могут быть один или два первых заместителя;
структурные подразделения различных типов, которые могут находиться в подчинении главы администрации, одного из его заместителей или в подчинении между собой (например, отдел в составе управления);
коллегиальные совещательные органы: коллегия администрации, экономический и другие советы;
аппарат администрации.
На территориях большинства субъектов Российской Федерации проведены муниципальные выборы, и местное самоуправление осуществляется в формах в основном соответствующих требованиям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства. Однако формирование полноценных органов местного самоуправления все еще не завершено. В Российской Федерации существуют территории, население которых не реализовало свое конституционное право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. В ряде случаев органы местного самоуправления не имеют возможности осуществлять свои конституционные полномочия в частности по формированию утверждению и исполнению местных бюджетов установлению местных налогов и сборов управлению муниципальной собственностью. Это не только ущемляет права граждан на участие в местном самоуправлении, но и значительно затрудняет управление местной экономикой. Так в городских сельских поселениях и на иных территориях, где отсутствуют органы местного самоуправления, не могут собираться местные налоги и сборы, поскольку правом устанавливать их обладают только представительные органы местного самоуправления.
В
отношении определения
Несмотря на то, что первичное формирование структур органов местного самоуправления в основном завершено, организационные проблемы нельзя считать полностью решенными. Дело в том, что после выбора той или иной укрупненной организационной модели местного самоуправления продолжается внутреннее структурирование органов местного самоуправления с целью построения оптимальной модели наиболее полно соответствующей объекту управления. Также следует учитывать, что выбор организационной модели происходил аналогично выбору территориальной модели, то есть во многом в зависимости от представления местных и региональных элит об их роли в различных сферах деятельности. В то же время необоснованное смещение и порой необоснованная концентрация управленческих функций в социальной политической и экономической областях на одном из уровней управления приводит к снижению эффективности местного хозяйствования и росту недоверия населения к местной власти.
Информация о работе Организационные структуры в системе муниципального управления