Основополагающие законы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2011 в 22:55, контрольная работа

Описание

Законы организации имеют в своем составе общее и особенное. Общая часть закона имеет механизм действия независимо от географического расположения, страны, сферы деятельно-сти организации, а особенное – это та часть закона, которая не меняет его сути и отражает особенности организации как социальной системы. (Например, общий уровень культуры и профессиональной подготовки).

Работа состоит из  1 файл

Основополагающие законы организации.doc

— 57.00 Кб (Скачать документ)
 

   Законы  организации.

   Законы  организации имеют в своем  составе общее и особенное. Общая  часть закона имеет механизм действия независимо от географического расположения, страны, сферы деятельности организации, а особенное – это та часть закона, которая не меняет его сути и отражает особенности организации как социальной системы. (Например, общий уровень культуры и профессиональной подготовки).

   Законы  играют решающую роль в теории организации, в том числе образуют теоретический фундамент, способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному, позволяют правильно оценить возникающую ситуацию.

   Законы  организации по важности делятся  на 2 уровня:

  • основополагающие (законы синергии, самосохранения, развития)
  • менее важные (информативности-упорядоченности, единства синтеза и анализа, композиции и пропорциональности, специфические законы социальной организации).
 
 
 

Основополагающие  законы организации.

    Закон синергии.

   Любая организация характеризуется следующими элементами: производительность, заинтересованность, научный потенциал, отношение к внешней среде, микроклимат в коллективе, кадровый потенциал, технический потенциал, перспективы развития, имидж. Они определяют потенциал организации, ее способность к деятельности. Процесс существенного усиления или ослабления потенциала материальной системы называется синергией.

   Закон: Для любой организации  существует такой  набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно  больше простой суммы  потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров), либо существенно меньше.

   Задача  руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер.

   Для успешной реализации закона синергии существует ряд методов. Метод  «вопросы и ответы» наиболее прост в организационном исполнении, его реализация может быть частично формализована с помощью компьютера путем создания информационной базы возможных вопросов, ответов и последствий их реализаций. Весьма перспективен метод «конференция идей», в основе которого лежит стимулирование процесса мышления на уровне сознания. С обычной конференцией здесь мало общего. Основные принципы данного метода: число участников 4-12; запрещаются насмешки, критика, даже позитивная; для обсуждения формулируются 1-2 зависимые друг от друга задачи; продолжительность конференции 30-50 мин; ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных. В США распространен метод «мозговой атаки», в его основе лежит стимулирование подсознания, который является неиссякаемым источником человеческого духа, появления блестящих идей.

   Все методы должны быть направлены на усиление действия закона синергии. 
 
 

Закон самосохранения.

    Теоретической основой для анализа общего состояния  организации является закон самосохранения.

    Закон: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для этого весь свой потенциал (ресурс).

      Таким образом, общая сумма созидательных ресурсов организации должна быть больше суммы внешних и внутренних разрушительных ресурсов.

      Как поддерживать на достаточном уровне или увеличить положительный  ресурс организации (то есть ресурс удержания)? Этого можно добиться за счет правильной работы с внешней средой. Здесь существуют и используются 4 стратегии.

      Пассивно-индивидуальная. Основана на ожидании партнеров и предложений для заполнения свободных ниш в деятельности сторонних организаций. Эта стратегия предполагает проведение умеренной рекламной кампании.

      Основная  особенность такой стратегии  – предпринимательский риск. Ведь, по сути, руководитель просто сидит и ждет, потребуются ли кому-нибудь услуги или товары его организации. Эту стратегию стоит применять, когда у предпринимателя уже есть иной стабильный источник доходов, ведь здесь довольно велик риск быть невостребованным и обанкротиться.

      Пассивно-коллективная. Основана на заинтересованности государства или какого-либо общества в развитии определенной сферы производства товаров, услуг, информации, знаний в какой-либо области, то есть государство каким-либо образом поддерживает организацию, руководители же опять довольно пассивны.

      Активно-индивидуальная. Стратегия постоянного поиска фирмы своей ниши в науке, технологии и информации.

      Активно-коллективная. Предполагает создание руководителем собственной инфраструктуры под собственную организацию (организацию-лидер).

      Удержаться  на заданных уровнях самосохранения компании помогает страхование ресурсов и рисков. Уменьшая потенциал организации на сумму страховых взносов, руководитель существенно увеличивает стабильность (постоянство) этого потенциала. 
 

Закон развития.

    Развитие  – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи  и сознания. Две формы развития – эволюционное (постепенные количественные и качественные изменения, изменение сознания сочетается с изменением материи) и революционное (скачкообразный неосознанный переход от одного состояния материи к другому, либо скачкообразным изменением сознания без соответствующего изменения базиса). Выделяют также прогрессивное и регрессивное развитие.

    Развитие  организаций обусловлено следующими факторами:

-  изменение  внешней среды (экономика, политика, этика, культура и др.)

-  изменение  внутренней среды (перемещения  работников, переход на новые  технологии и др.)

-  потребности  и интересы человека и общества (потребность в самовыражении человека, потребность в прибавочном продукте общества и др.)

-  старение  и износ материальных элементов  (оборудования, человека, технологии)

-  изменение  экологии

-  технический  прогресс

-  глобальное  состояние мировой цивилизации

      Закон развития: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

      Закон развития опирается на принципы:

инерции – изменение потенциала (суммы  ресурсов) системы начинается спустя некоторое время после начала воздействий изменений во внешней  или внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания;

эластичности  – скорость изменения потенциала зависит от самого потенциала. На практике эластичность системы оценивают в сравнении с другими системами исходя из статистических данных или классификаций. В чем состоит значение эластичности. Например,  для организации обладающей высокой эластичностью: при резком долговременном уменьшении спроса на продукцию работники в короткие сроки освоили и стали выпускать новую продукцию, пользующуюся большим спросом;

непрерывности  - процесс изменения потенциала системы  идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения;

Стабилизации -  система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы. Этот принцип основан на известной потребности человека и общества к стабильности; 

 

Законы  организации второго  уровня.

Закон информированности-упорядоченности.

      Все коммуникации в организации основаны на получении, обработке, передаче и  хранении данных. Данные – это сообщения, результаты мыслительной деятельности, сведения любого происхождения, вида и назначения. Управленческая информация – это данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение. Информация здесь рассматривается как часть данных.

      Обычно  информацию разделяют на 2 больших  класса: объективную (овеществленную в товаре ( например о работнике – диплом об образовании, трудовая книжка)) и субъективную (отраженную, организованную людьми).

      Категория «информация» имеет смысл лишь тогда, когда есть источник (информатор) и ее получатель (информант).

      Информация  обладает такими характеристиками, как объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость.

      Информационная  среда, ввиду ее важности, является объектом управления, наряду с персоналом, финансами и т п. Информационная  среда управления подчиняется закону информированности-упорядоченности.

      Закон: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения).

      Следствие: информированность работника после  достижения ею критического уровня переходит в его компетентность. 

      Поэтому, руководитель должен создать работникам условия для получения информации.

      Самым важным приложением закона информированности-упорядоченности  является рекламная деятельность. Реклама  – это информация о потребительских свойствах товаров и услуг с целью их реализации и создания спроса на них.  
 
 

Закон единства анализа  и синтеза.

      Суть  анализа  - в разделении целого на части, в представлении сложного в виде простых составляющих. Суть синтеза – в соединении простых составляющих объекта в единое целое. Анализ и синтез в человеческом мышлении сильно переплетаются и не могут существовать друг без друга, поэтому, говоря об единстве анализа и синтеза, мы подразумеваем их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности.

      Закон: каждая материальная система (живой организм, социальная организация и др.) стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций. Эти изменения идут в следующем цикле:

 
 
 
 

      Скорость  и результат преобразования зависят от диапазона изменения внешней и внутренней среды.

   Практический  подход к анализу и синтезу  организаций может быть реализован с помощью метода постепенного приближения, который включает 4 уровня:

  1. предварит анализ с позиций стороннего наблюдателя
  2. проведение «мозговой атаки» на совещании основных специалистов организации
  3. создание группы развития организации и формирование ее стратегии развития
  4. постоянная работа группы развития в рамках нового структурного подразделения организации
 
 
 
 

Закон композиции и пропорциональности.

      В окружающем нас мире все приспособлено  для совместного сосуществования. Все лишнее, избыточное постепенно уходит, а недостаточное постепенно развивается, достигая некоторого временного равновесия – гармонии. Гармония – это естественный эволюционный процесс, происходящий на всех уровнях мировой цивилизации: государств, отраслей, организаций, семьи и даже одного человека. Гармония предполагает наличие совокупности элементов, процессов и их соотносительности (пропорциональности).

      Закон: каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или в заданном подчинении (пропорции).

      Этот  закон рассматривается на уровне организации и на уровне внешней среды, в которой организация является одним из элементов.

      Реализация  закона в организации требует  обязательного использования набора принципов.

- Принцип  планирования: Каждая организация  должна иметь обоснованный план  деятельности и развития.

- Принцип координации:  Каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм выполнения.

Информация о работе Основополагающие законы организации