Особенности государственного регулирование качества товаров (работ, услуг) в современных российских условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:34, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение правового регулирования качества продукции, работ и услуг.

Среди основных задач, можно выделить следующие:

Содержание

Введение
1. Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг
1.1 Понятие качества продукции и его правовое значение
1.2 Переход от стандартизации к техническому регулированию
1.3 Виды технических регламентов. Общий и особый порядок разработки и принятия технических регламентов
1.4 Правовое регулирование сертификации продукции и услуг
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Особенности государственного регулирование качества товаров (работ, услуг) в современных российских условиях.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)
 
Автономная некоммерческая организация  высшего профессионального образования
 

«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ФИНАНСОВ»

 

Кафедра Бухгалтерского учёта, анализа и аудита

Специальность 080109 Бухгалтерский  учет, анализ и аудит 
 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине  «Создание собственного дела»

Тема: «Особенности государственного регулирование качества товаров (работ, услуг) в современных российских условиях»

Выполнила студентка  3 курса, группы БУ2 28 ВС (И)

Шипунова Евгения  Александровна

Руководитель работы    Назипов И.И. 
 
 
 
 
 

Пермь 2010

     Содержание 

Введение

1. Правовое  регулирование качества продукции,  работ и услуг

1.1 Понятие  качества продукции и его правовое  значение

1.2 Переход  от стандартизации к техническому  регулированию

1.3 Виды  технических регламентов. Общий  и особый порядок разработки и принятия технических регламентов

1.4 Правовое  регулирование сертификации продукции  и услуг

Заключение

Список  литературы

 

      Введение 

     Качество  – понятие многоплановое, обеспечение  его требует объединения творческого  потенциала и практического опыта многих специалистов.

     Проблема  повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

     Улучшение качества продукции – важнейшее  направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.

     Системы управления качеством, действующие  на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и  практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.

     Актуальность  темы – изменение экономических  отношений в России, возникновение  многообразных форм собственности, развитие предпринимательской деятельности. Все это повлияло на формирование законодательства, в том числе и на регулирование качества продукции, работ и услуг.

     Введение  новых правил требует глубокого  осмысления и на теоретическом уровне, и в правоприменительной деятельности.

     Целью данной работы является изучение правового регулирования качества продукции, работ и услуг.

     Среди основных задач, можно выделить следующие:

     Определить  понятие качества продукции и  его правовое значение.

     Рассмотреть переход от стандартизации к техническому регулированию.

     Проанализировать  правовое регулирование сертификации продукции и услуг.

     В качестве теоретической базы были использованы работы Зинченко С.А., Колесника Г. И. и других авторов.

 

     1. Правовое регулирование  качества продукции,  работ и услуг 

     1.1 Понятие качества  продукции и его  правовое значение 

     Одной из основных задач общественного  производства является не только обеспечение  конечного потребителя необходимым  количеством продукции, товаров, работ  и услуг, но и предоставление их с  соответствующим качеством. Это  требование, представляющееся вполне естественным, сталкивается на практике с тем, что нет и в принципе не может быть единого и пригодного на все случаи определения понятия качества.

     С точки зрения философии, качество объекта  обнаруживается в совокупности его  свойств. Свойство же — это способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. Или, другими словами, свойство предмета состоит в том, чтобы производить в другом предмете то или иное действие и обнаруживать себя своеобразным способом в этом действии. При этом способ проявления качества данного предмета при его воздействии на другой предмет существенно зависит от качества или состояния последнего1. Данное определение имеет, однако, предельно общий характер, и для практических целей требует конкретизации.

     По  определению Немецкого общества качества, качество есть совокупность свойств и признаков изделий  или процессов, которые обусловливают  степень их пригодности для использования  по назначению.

     Международный стандарт ISO 9000-1994 определяет качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

     Строго  говоря, определение качества относится  как к товарам и услугам, так  и к процессам производства товаров и оказания услуг. Любая продукция, услуга должна соответствовать определенным требованиям потребителей. Качество товара характеризует соответствие товара этим требованиям. Свойства товара, характеризующие их пригодность к выполнению определенных требований, называются признаками, характеристиками качества2.

     Конечно, более всех в производстве и получении  высококачественных товаров по вполне понятным причинам заинтересованы потребитель  и производитель (исполнитель). Заключая договор купли-продажи, поставки, подряда, каждый из них реализует свой собственный интерес: покупатель рассчитывает на то, что качество товара отвечает его действительной потребности, а изготовитель ожидает, что товар будет принят покупателем без претензий к качеству и оплачен в соответствии с условиями договора. Но, в то же время, обеспечение надлежащего качества продукции, товаров, работ, услуг, не может быть частным делом только производителя и потребителя. Это еще и одна из основных задач государства. Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ находятся стандарты, эталоны, метрическая система, являющиеся важнейшими инструментами регулирования качества.

     Глубокое  реформирование социально-экономической  основы и политического строя  современного российского государства, построение системы рыночного хозяйствования обусловили принципиально важные изменения в методах государственного регулирования качества. Чисто управленческие, административные способы влияния на качество, хотя и сохранятся в настоящее время и в обозримом будущем, но сфера их применения постепенно сужается. Все более заметную роль в определении качества продукции играет договор. Этот процесс имеет свое легальное основание в норме ГК РФ, согласно которой продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи (п. 1 ст. 469). Договорное определение качества продукции вытекает также из положений п. 4 ст. 421 ГК РФ, откуда следует, что условия договора (в том числе, и о качестве) определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Учитывая, что в реальных взаимоотношениях могут отсутствовать как императивные предписания закона, так и свободно сформированные сторонами условия договора о качестве, предусмотрено, что при отсутствии в договоре купли — продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями (п. 2 ст. 469 ГК РФ) [5, с.627].

     В то же время, свобода договора не может  быть безграничной. Как установлено в п. 1 ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Этот баланс императивных требований закона и диспозитивного усмотрения сторон договора, особенно важный для регулирования качества, постепенно смещается в сторону последнего.

     Тем не менее, существуют общественные отношения, в которых законодатель обозначает «слабую сторону» и сознательно ограничивает свободу договора в интересах этой стороны. Это, прежде всего отношения с участием граждан-потребителей. Таковы, например, положения о публичном договоре. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

     Цена  товаров, работ и услуг, а также  иные условия публичного договора устанавливаются  одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом  и иными правовыми актами допускается  предоставление льгот для отдельных  категорий потребителей.

     Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии  возможности предоставить потребителю  соответствующие товары, услуги, выполнить  для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

     Кроме того, в случаях, предусмотренных  законом, Правительство может издавать правила, обязательные для сторон при  заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

     Наиболее  полно и последовательно идея защиты интересов «слабой стороны» реализована в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». В этом Законе, хотя и не содержится положений о качестве, которые существенно отличались бы от формулировок ГК РФ, тем не менее, определены условия признания товара (работы, услуги) некачественным:

     недостаток  товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

     существенный  недостаток товара (работы, услуги) —  неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без  несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

     Следует отметить, что, по определению законодателя, первым способом установления недостатков  товара является соотнесение такового с некоторыми требованиями, соблюдение которых и определяет, является ли товар качественным, или нет. Существует серьезное различие в характеристике данных требований до и после 2005 г.

     Закон «О защите прав потребителей» в редакции от 9 января 1996 г. указывал, что данные требования определяются «стандартом», т.е. государственным стандартом, санитарными нормами и правилами, строительными нормами и правилами и другими документами, которые в соответствии с Законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг). Однако Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 171-ФЗ, ссылка на «стандарты», а также другие документы, которые в соответствии с законом определяют качество товара, из преамбулы Закона «О защите прав потребителей» была исключена. Означает ли это, что одновременно отпало всякое нормативное регулирование качества продукции и услуг? Конечно нет. Достаточно обратиться к тексту ст. 5 Закона «О защите прав потребителей», чтобы увидеть: как и прежде, Закон говорит о возможности обязательных требований к товарам, работам, услугам, и о необходимости их соблюдения, однако уже не связывает таковые требования со «стандартами» [5, с.629].

 

     1.2 Переход от стандартизации  к техническому  регулированию 

     Длительное  время, до расширения договорного способа определения требований к качеству, задача государственного регулирования качества решалась, в основном, с использованием систем стандартизации и сертификации продукции, товаров, работ и услуг. Ведущая роль в правовом регулировании качества принадлежала Закону от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации», который определял меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. Понятие стандартизации определяется этим Законом как деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Информация о работе Особенности государственного регулирование качества товаров (работ, услуг) в современных российских условиях