Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:08, контрольная работа
Целью же данной работы является внимательное изучение одного из важнейших аспектов теории и практики управления – планирования персонала на предприятии. В реферате я также рассмотрю зарубежный и отечественный опыт в управлении персоналом, постараюсь объективно сравнить их основные черты, выделить этапы становления и развития.
1.Введение.
2. Теоретические аспекты планирования персонала предприятия.
2.1 Сущность, цели и задачи планирования потребности в кадрах на предприятии.
2.2 Этапы планирования персонала.
2.3 Анализ системы планирования персонала на предприятии.
3. Принципы определения численности персонала на предприятии.
4. Зарубежный опыт найма, оценки и отбора работников, и пути построения эффективной модели оценки кандидатов при приеме на работу.
5. Выводы.
6.Список литературы.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
МЕХАНИКИ И ОПТИКИ
КАФЕДРА
МЕНЕДЖМЕНТА
Направление ¾ 080200
Дисциплина ¾ Общая теория систем
Студент группы № ______ _____________
Преподаватель ______________
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2012
Содержание
1.Введение.
2. Теоретические аспекты планирования персонала предприятия.
2.1 Сущность, цели и задачи планирования потребности в кадрах на предприятии.
2.2 Этапы планирования персонала.
2.3 Анализ системы планирования персонала на предприятии.
3. Принципы определения численности персонала на предприятии.
4. Зарубежный опыт найма, оценки и отбора работников, и пути построения эффективной модели оценки кандидатов при приеме на работу.
5. Выводы.
6.Список литературы.
Введение
Наверняка каждый хоть раз в жизни слышал знаменитое высказывание Якоша Ли: «Персонал предприятия – это как футбольная команда: ребята должны играть как единая команда, а не скопище ярких личностей», но, к сожалению, лишь малая часть работодателей следует ей на практике. Работники – это главный ресурс предприятия, на умелом применение которого и основывается успешная деятельность той или иной организации.
Именно поэтому управление персоналом имеет такое колоссальное значение для фирмы в целом.
Хотя зачастую
понимание этого приходит к
управленцам только тогда,
Что же касается особенностей исключительно нашей страны, в условиях становления рыночной экономики особое значение приобретают вопросы практического применения современных способов управления персоналом, позволяющим повысить социально-экономическую эффективность любой организации. Одним из компонентов этого процесса является кадровое планирование, важной составляющей частью которого, в свою очередь, становится планирование и прогнозирование потребности в персонале. Эффективное кадровое планирование положительно сказывается на результатах деятельности организации благодаря оптимизации использования персонала, выявлению и продуктивному применению профессионального потенциала сотрудников, созданию основы для планомерного набора и отбора персонала, сокращению общих издержек на рабочую силу за счет продуманной, последовательной и активной политики на рынке труда.
Поэтому комплексное изучение теоретических и практических основ кадрового планирования и прогнозирования потребности в персонале является фундаментом любой управленческой деятельности. Именно в этом и состоит актуальность, выбранной мной темы.
Целью же данной работы является внимательное изучение одного из важнейших аспектов теории и практики управления – планирования персонала на предприятии. В реферате я также рассмотрю зарубежный и отечественный опыт в управлении персоналом, постараюсь объективно сравнить их основные черты, выделить этапы становления и развития.
Теоретические аспекты планирования персонала предприятия
1.1 Сущность, цели и задачи планирования потребности в кадрах на предприятии
Персонал является неотъемлемой частью любой организации, т.к. любая организация представляет собой взаимодействие людей, объединенных общими целями. Управление персоналом, впрочем, как и организацией в целом, является необходимым элементом этого взаимодействия, так как всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения отдельных органов.
Существует несколько подходов к управлению персоналом:
1. Институциональный подход. С позиций этого подхода управление персоналом рассматривается как «разнообразная деятельность различных субъектов (среди которых чаще всего выделяют специализированные службы управления персоналом, линейных и высших руководителей, выполняющих функцию управления по отношению к своим подчиненным), направленная на реализацию целей стратегического развития организации и выполнение тактических задач по наиболее эффективному использованию занятых на предприятии работников» Дрофа В.В., Половинко В.С. Управление персоналом научно-производственных организаций. - М.: Информ-Знание; Омск: Изд-во Наследие. Диалог-Сибирь, 2001. - 208с.
2. Содержательный (функциональный) подход. Данный подход "основывается на выделении функций управления персоналом, его целей и задач функционирования в рамках организации", он показывает "какие действия, процессы должны быть осуществлены для того, чтобы достичь этих целей", в отличие от институционального подхода, который акцентирует внимание на "том, что должно дать управление персоналом для организации.…Это позволяет говорить об управлении персоналом как об особом виде деятельности, как о целостной системе, имеющей свое специфическое содержание".
3. Организационный
подход. С точки зрения этого
подхода управление персоналом
можно определить как "
4. Подход определяет систему управления как единство субъекта и объекта управления, которое достигается в результате не только саморегулирования в сложных социальных системах, но и целенаправленного воздействия объекта управления на субъект. При этом объектом управления выступают социальные отношения, процессы, группы, а также социальные ресурсы и сам человек, неизбежно вступающий в социальные отношения, участвующий в социальных процессах и группах, в реализации ресурсов. Исходя из этого, можно говорить об управлении персоналом как системе, которая имеет объект и субъект управления, между которыми существуют организационные и управленческие отношения, а также функции управления, которые реализуются через систему определенных методов.
Управление персоналом, являясь социальным, содержит в себе несколько аспектов.
"Помимо того, что управление персоналом имеет множество аспектов, оно может основываться на различных концептуальных положениях. Концепции отражают ту философию и исходные принципы в управлении персоналом, на которых базируется согласование интересов организации и работников. Они существуют объективно, могут быть осознаны и организационно оформлены, а могут реализовываться интуитивно, без определенного организационного оформления" Дрофа В.В., Половинко В.С. Управление персоналом научно-производственных организаций. - М.: Информ-Знание; Омск: Изд-во Наследие. Диалог-Сибирь, 2001. - 208с.
Концепция управления персоналом содержит базовые принципы управления и его общую направленность, ее положения уникальны в отдельно взятой организации, но, тем не менее, содержание управления персоналом включает в себя элементы, которые являются общими. Так, в содержание управления персоналом включают:
-Определение
потребности в кадрах с учетом
стратегии развития
-Формирование
численного и качественного
-Кадровую политику
(принципы подбора и
-Систему общей и профессиональной подготовки кадров;
-Адаптацию работников на предприятии;
-Оплату и
стимулирование труда (формы
-Оценку деятельности и аттестацию кадров;
-Систему развития кадров (обучение, планирование трудовой карьеры и т.д.);
-Формирование кадрового резерва;
-Организационную
культуру фирмы, а также
Система управления
персоналом является
Для эффективного функционирования система управления персоналом должна быть построена на научно-обоснованных принципах, должна использовать оптимальные методы и технологии, соответствующие принципам, лежащим в ее основе, а также не противоречить общей концепции развития организации.
Изменение, усовершенствование
системы управления персоналом представляет
собой сложный процесс, требующий учета
многих переменных. При этом само изменение
системы управления персоналом целесообразно
рассмотреть с точки зрения инновации.
Для этого представляется разумным рассмотреть
инновацию вообще и особенности инновационного.
1.2 Этапы планирования персонала
Основной целью планирования потребности в персонале является обеспечение предприятия необходимой рабочей силой при минимизации издержек. То есть при планировании определяется когда, где, сколько, какой квалификации и с какими затратами потребуется работников в данной организации. При этом можно говорить о стратегическом (долгосрочном) планировании и о тактическом (ситуационном).
По существу стратегическое планирование потребности в персонале состоит в составлении потенциала специалистов, необходимых для реализации, стратегии развития и фактического состояния человеческих ресурсов организации, а также в определении потребности в этих ресурсах в будущем. При этом взаимосвязь с общей стратегией развития организации обязательна.
Тактическое планирование предполагает анализ и удовлетворение конкретных потребностей организации на планируемый период (квартал, полугодие). Оно основывается на производственном плане развития организации в этот период, на прогнозировании карьерного роста, достижения пенсионного возраста, на показателях текучести кадров.
При планировании человеческих ресурсов обычно учитываются следующие внутренние и внешние факторы:
-состояние экономики
и данной отрасли в
- конкуренция с другими компаниями, рыночная динамика;
-стратегические
задачи и бизнес-планы
- финансовое
состояние организации,
-корпоративная культура, лояльность сотрудников;
-движение персонала (увольнение, декретные отпуска, выходы на пенсию, сокращения и т.п.).
Этапы планирования персонала в компании могут выглядеть следующим образом:
1) оценка наличных резервов, их количества и структуры;
2) оценка будущих
потребностей; отслеживание изменений
в профессионально-