Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 16:58, курсовая работа
Право по своим свойствам – такой социальный феномен, который вызван потребностью внести в социальную жизнь нормативные начала, организованность и порядок, основанные на началах социальной свободы, активности, ответственности по этому по своей природе оно сопротивляется произволу и беззаконию. И вовсе не случайно во все исторические эпохи реакционные политические режимы на деле неизменно выступали в качестве противников права и законности.
Введение…………………………………………………………………...….2
1.Социальные нормы: понятие, виды……………………………………..…6
1.1Понятие и признаки социальных норм…………………………........6
1.2. Классификация социальных норм……………….............................11
2. Соотношение норм права и социальных норм,
Формы их взаимодействия... . …………………………………………...… 15
2.1 Соотношение правовых и социальных норм…………………….….15
2.2. Взаимодействие норм права и социальных норм……………… ..23
2.3. Ценность норм права………………………………………..…….…..26
3. Пути повышения социальной ценности норм права в Российском государстве………………………………………………………………...… .31
3.1. Понимание права в России………………………………………… ...31
3.2. Социальные реформы в современной России……………………....35
Заключение………………………………………………………………… ..40
Литература……………………………………………………………… .…..42
Любое влияние права на поведение людей охватывается понятием правовое воздействие. Правовое воздействие осуществляется в двух формах:
- информационном действии права,
-
ценностно-ориентационном
2. правовое регулирование - это осуществляемое при помощи особой системы правовых средств упорядочивающее воздействие права на общественные отношения. Признаки правового регулирования состоят в том, что оно, во-первых, специфично для права, т.е. свойственно только праву, а, во-вторых, осуществляется при помощи специальной системы правовых средств, именуемой механизмом правового регулирования. Правовое регулирование представляет собой процесс, протекающий во времени; в нем есть определенная последовательность, которая фиксируется в стадиях правового регулирования.27
2.3. Ценность норм
права
На основании всего вышеизложенного необходимо отметить, что право имеет и собственную ценность, которая в демократическом обществе приобретает доминирующее значение.
Самым общим образом ценность норм права можно определить как выражение и олицетворение правом социальной свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоев населения, социальных групп. Иными словами право в идеале- это ценность, которая не присуща никакому другому социально-политическому явлению, ценность упорядоченной социальной свободы, справедливости, консенсуса.28
В этом своем качестве право может предоставлять людям, их коллективам в виде субъективных права простор для свободы, для активности в поведении, и в то же время оно направлено на то , что бы исключить произвол и своеволие, противостоять им , сообразовать поведение с нравственностью, со справедливостью. Если же исходить из идей естественного и частного права, фундаментальных прав человека, основополагающих правовых принципов, то позитивное право вообще становится таким выражением свободы , которое противостоит политической власти, ее произволу.
Таким образом, право является уникальной социальной ценностью, поскольку оно воплощает цельный сплав фундаментальных устоев цивилизованной жизни обществ, их нормативных требований, причем таких, которые, казалось бы, отличаются известной несовместимостью или во всяком случае разнородностью, отдаленностью друг от друга.29
Именно в социальной ценности права выражается его глубинное правовое содержание. Даже тогда, когда право «работает» не на полную определяемую историческими условиями «мощность», и, более того, даже при авторитарных политических режимах, когда оно приобретает статический характер, выступает в качестве права сильного или права власти., когда его содержание по основным своим характеристикам часто не соответствует нуждам прогресса, оно все же представляет собой социально ценное, хотя и крайне ограниченное, явление по сравнению с тем, что ему противостоит- с произволом, со своеволием, с субъективизмом индивидуумов и групп.
Ведь социальная свобода и активность людей могут иметь различный характер. Не связанные правом, вне права они без преград могут перерасти в произвол. В праве же социальная свобода и активность в той или иной мере отражают единство свободы и упорядоченности общественных отношений, ответственности, заложены в субъективных правах , существуют в очерченных законом рамках, в сочетании с юридическими обязанностями, в соединении с гарантиями, юридическими процедурами. Таким путем они сдерживаются до той грани, за которой свобода и активность могут обернутся неконтролируемым действованием, произволом, ничем не ограниченной вольницей, хаосом.30
Положение о том что право обладает собственной ценностью, имеет важное научное и практическое значение : сама постановка вопроса таким образом предупреждает против недооценки права, против сведения его роли к функции только инструмента. Это положение, в частности, ориентирует на то, что бы в условиях социально-политического строя, все более утверждающегося гражданского общества и другие социально-политические институты (прежде всего государство, его органы), в свою очередь, «настраивались» на правовые начала, на олицетворяемую правом упорядоченную социальную свободу.
Собственная ценность права выражается в том, что может быть названо правовыми началами или духом права.
Формулирование правовых начал – одна из первоочередных задач юридической науки, хотя многие из них достаточно очевидны и, как правило, фиксируются в уже отмеченных ранее основополагающих демократических правовых принципах (ответственность за вину, презумпция невиновности др.).
Вместе с тем важно обратить внимание на то , что правовые начала как выражение собственной ценности права нельзя свести к какому-либо перечню, исчерпывающему списку формулировок. Суть дела состоит в том, что правовые начала, как и «дух права», - это своего рода господство в жизни общества правовых идеалов и ценностей, их высокий непререкаемый статус в общественном бытии. Именно здесь, кстати говоря, следует искать самое к конструкции «правовое государство», которое представляет собой не одну лишь реализацию в сфере государства требований законности, а воплощение правовых начал в политической области, в организации и деятельности всех политических институтов.31
Помимо всего прочего господство в обществе правовых идеалов и ценностей заключается в том, что та или иная жизненная проблема, социальная ситуация получает решение при помощи правовых средств (именно правовых), причем таких, которые, действуя в сочетании, во взаимосвязанном комплексе, сориентированы на субъективные права, на то исконно правовое, что открывает простор для свободы и активности в поведении – главных показателей и проявлений прогресса в области общественных отношений.
Подчеркивая социальную ценность права необходимо отметить именно те юридические средства и правовые механизмы , которые выражают собственную ценность права т.е. те качества и особенности, характеризующие его как воплощение упорядоченной социальной свободы на базе высокой организованности, в соответствии с принципами гуманизма и справедливости. Именно с этой точки зрения оказывается возможным говорить не только о ценностях права вообще, но и о правовых ценностях. Это значит, что ценность права выражается как в общих характеристиках, раскрывающих его значение, место в жизни общества, так и в том, что существуют отдельные правовые ценности.
Правовые ценности – это конкретные социально-правовые явления, правовые средства и механизмы. К нм относятся:
- конкретное выражение ценности права в практической жизни людей – безопасность человека в конфликтных ситуациях, определенность и гарантированность прав, обеспечение истины, правды при решении юридических вопросов;
- фундаментальные прирожденные права человека, основополагающие демократические правовые принципы;
- особые правовые средства и юридические механизмы, обеспечивающие ценность права, гарантированность прав, институты, выражающие оптимальное соотношение нормативного и индивидуального регулирования, и т. д.
Особый пласт правовых ценностей относится к частному праву. Цивильные институты собственности, сделок, разнообразных договорных обязательств – все эти и аналогичные институты обеспечивают высокий правовой статус личности, приоритетную значимость индивидуальной воли. 32
Развитее ценностей права выражается в правовом прогрессе, т.е. в прогрессе самого права.
С социально-политической, гуманитарной стороны правовой прогресс состоит в таком развитии права в мировой истории, при котором с его помощью утверждаются общечеловеческие, общедемократические ценности, начала законности, противостоящие произволу и беззаконию, формируется демократическое гражданское общество, неотъемлемым элементом которого становится право, сильное и эффективное. Решающим показателем прогресса в этом отношении является развитие гуманитарного содержания права, его многоступенчатое движение от права сильного к праву гражданского общества. С социально-юридической стороны происходит постепенное накопление правовых ценностей , прогрессивных элементов юридической культуры. Здесь обнаруживается ряд объективных закономерностей раскрывающих предназначение права как явление цивилизации и культуры. Наиболее существенной из них, прослеживаемой в качестве общей тенденции на протяжении всей многовековой его истории , является движение от запретительно-дозволительного к преимущественно дозволительному регулированию, к прочному утверждению статуса личности и соответственно повышение удельного веса в правовой действительности субъективных прав, в частности перенос в правовом регулировании центра тяжести на юридические механизмы, действие которых связано с доминирующим значением юридических дозволений, выражающих степень гарантированности свободы поведения личности, упрочение ценности частного права.33
И все же особенности права сопряжены в основном с выражением и юридическим обеспечением социальной свободы, активности, ответственности участников общественных отношений. Эти и некоторые другие факторы обуславливают такое развитие всего комплекса правовых явлений, при котором право все больше становится правом в том высоком философско-этическом значении этого слова. Определяющее значение здесь имеет гуманитарное содержание права , и с этой точки зрения – особенности и достоинства права гражданского общества, среди которых приоритетная роль принадлежит таким гуманитарно-правовым ценностям правового прогресса, как фундаментальные права человека, обретающие непосредственное действие, частное право, независимое правосудие.
Глава3. Пути повышения
социальной ценности
норм права в Российском
государстве
3.1.
Понимание права в России
Российская политико-правовая мысль прошла нелегкий путь к пониманию сущности права. На этом пути было немало свершений отечественной юридической науки, много трудностей и заблуждений.
Как известно, российская правовая система входит в Романо-германскую правовую семью. « Категории русского права,- это категории романской системы. Концепцией права, принятой в университетах и юристами, была романская концепция. Русское право отошло от казуистического типа права; русский юрист не считал право продуктом судебной практики ; норму права он, так же, как немецкий и французский юристы, рассматривал как норму поведения, предписываемого индивидам, формулировать которую надлежит доктрине или законодателю, а не судье».34 Вряд ли это удивительно. Россия всегда была частью Европы, поэтому многие европейские проблемы и крутые повороты неизменно касались и России.
Однако уже на заре становления отечественного права были заметны ряд особенностей развития славянского этноса, существенно сказавшихся на правовой системе. К ним следует отнести отсутствие в мифологии богов правосудия и справедливости. Славянские правда, кривда, суд - это символ доли – непостижимой силы, а не воплощение справедливости, что говорит о большей подчиненности славянских племен внешним факторам и слабом осознании ими своей социальной деятельности.
В Киевской Руси для системы социального регулирования было характерно сохранение во многих сферах общественной жизни мононормативного регулирования через традиции, обычаи, мифы, религию.
Крутые перемены в правовой системе произошли в результате реформ Петра 1. Эти реформы привели к новому обоснованию государственности, утверждению ее самостоятельности независимости от народа, к разрушению институтов государственного представительства территорий и замене их полицейским государством, что проявилось в уничтожении порядка законодательного формирования власти. Петр 1 ввел завещательный принцип передачи власти, полностью ликвидировав ее социальную обоснованность.
В начале 19 века в праве проявился поиск русского духа в европейских правовых формах, была сформирована официальная теория государственного патриотизма, при этом у Александра 1 сохранялось убеждение, что Россию можно реконструировать, не опираясь на национальные традиции
Информация о работе Пути повышения социальной ценности норм права в Российском государстве