Российская организационно-управленческая мысль в 20–30 г.г. ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 10:16, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления менеджмента в России.

Содержание

Введение 3
Глава I. Отечественный опыт управления предприятиями 4
§ 1. Дореволюционный опыт российского предпринимательства и управления. 4
§ 2. Особенности управления предприятиями в условиях командно-административной системы. 5
Глава II. Становление и развитие менеджмента в России. 8
§ 1. Основные черты экономической реформы. 8
§ 2. Изменения внешней и внутренней среды организаций в процессе реформирования экономики. Проблемы управления. 10
§ 3. Необходимость переподготовки руководителей и специалистов для работы в новых условиях хозяйствования. 12
§ 4. Опыт менеджмента на современных предприятиях РФ и ЧР. 14
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа состоит из  1 файл

теория организации.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

    2.Концепция  адаптации западной теории менеджмента.  Предполагает частичный учет  особенностей русской ментальности, т.е. не слепое копирование, а приспособление западной теории к современным российским условиям. При этом возникает важная проблема, какую из западных теорий менеджмента мы будем адаптировать? Системы управления Японии, США, Западной Европы сильно отличаются между собой. Какой из данных вариантов принять за аналог? Но при любом выборе мы рискуем использовать теорию, учитывающую специфические особенности, условия функционирования экономики, уровень социально-экономического развития данных стран, ментальность их жителей. Здесь целесообразно вспомнить слова М.Вебера: “ Капитализм западного типа мог возникнуть только в западной цивилизации”5.

    В России опоздание или уход с работы ранее установленного срока, мелкое воровство, низкое качество продукции  – стали нормальным явлением и сохранились вплоть до сегодняшнего дня. Исходя из этого в систему национального менеджмента придется вносить поправки на борьбу с опозданиями, “несунами”, вводить новые методы повышения качества.

    В результате адаптированные теории, слабо учитывающие специфику российской действительности, не смогут дать российской экономике то, что от них ожидают. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    § 2. Изменения внешней  и внутренней среды  организаций в  процессе реформирования экономики. Проблемы управления.

    Любая организация находится и функционирует  в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают  определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Рисунок 2 описывает среду фирмы.

      

    Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

    Изучение  внутренней среды компании дает руководству  возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Выявляя сильные и слабые стороны компании, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно,  предупредить возникновение возможных проблем. Как и в случае с внешней средой, задача стратегического менеджмента компании поддерживать и улучшать стороны, которые увеличивают конкурентное преимущество компании в долгосрочном периоде.  

    Единственно правильным вариантом поведения  компании для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению анализа внешнего и внутреннего окружения. Это подразумевает проведение комплексного анализа, который дает достаточно ясное и объективное представление о конкурентном положении компании. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.

3. Необходимость переподготовки  руководителей и  специалистов для  работы в новых  условиях хозяйствования.

    Одно  из   узких   мест   осуществления перестройки экономики в нашей стране - проблема управленческих кадров.  

    В настоящее время в большинстве  российских вузов, ведущих обучение по данной специальности, исходная учебная  дисциплина по управлению (чаще всего  называемая “Введение в теорию менеджмента” или “Основы менеджмента”) преподается уже на первых курсах. Естественно, что основная часть слушателей имеет незначительный жизненный и еще меньший управленческий опыт. В то же время общепризнано, что менеджмент – это и наука и искусство, и что овладение знаниями в этой области невозможно без получения соответствующих практических навыков.

    До  сих пор в большинстве случаев  данную проблему пытались решить введением  в систему подготовки активных методов  обучения - деловых игр, разбора конкретных ситуаций (“кейс-стади”) и др. Представляется, что для первокурсников такие методические формы малоэффективны. Это связано в первую очередь с недостатком у них знаний по экономике и финансам, без которых невозможен серьезный разбор конкретных ситуаций.

    Практика  показывает, что на данной стадии обучения больше пользы приносят обычные семинарские  занятия, на которых преподаватель  может судить о степени усвоения пройденного материала, или же решение  практических задач, позволяющих закрепить  базовые понятия и категории. Однако в этом случае курс менеджмента становится сугубо теоретическим, что вряд ли допустимо.

    По  некоторым оценкам,  "критическая  масса"  руководителей,    специалистов  по  экономике и  управлению,    способных преобразовать   облик   наших   предприятий и   организаций   сообразно   новым требованиям,  должна составить не менее 20%  от их общего числа в народном хозяйстве РФ.  А это не менее 3.0 млн. человек.

    Сформировать  такой    корпус  управленцев  нового  типа    -  задача исключительно   сложная. Сама   жизнь,   практика   рыночной     экономики, предпринимательства будет способствовать ее решению,  помещая тех, кто сегодня у руля предприятий,  и тех,  кто входит в эту  новую  для себя роль,  в ситуацию естественно протекающего социального отбора. Но многое,  конечно,  зависит и от целенаправленной  деятельности  по  подготовке  и  переподготовке  кадров,    по изучению и распространению   передового   опыта  управления,    по  применению достижений  управленческой  науки   на практике.

    Один  из   очевидных путей приспособления к рынку состоит в освоении опыта  стран,   живущих  в  его условиях  уже  не  одну  сотню лет.   Весьма ценным аспектом этого опыта в XXI веке является сфера деятельности и область знаний,   охватываемая   емким  понятием   "менеджмент",   которое   стало   уже интернациональным. При этом, когда говорят "менеджмент" подразумевают и людей-менеджеров,   профессионально осуществляющих функцию управления.

    Рыночная  экономика вызывает потребность  в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы.6

4. Опыт менеджмента  на современных  предприятиях РФ  и ЧР.

    В совокупности структура предприятия и система управления образуют организационное обеспечение управления, статику менеджмента, которая переходит в динамическое состояние, как только руководители всех уровней начинают выполнять свои функции в процессе текущего управления предприятием.

    Исходя  из этих соображений, структуру менеджмента  укрупненно можно представить следующим  образом: 7

Рис. 3

    Рассмотрим  это на конкретных примерах.

    Генеральный директор Чебоксарского Завода электроники и механики (ЗЭиМ) Станислав Ляпунов в шутку называет себя «красным директором», построившим на своем предприятии капитализм. В действительности после проведенной им реструктуризации из советского планового производства ЗЭиМ превратился в динамичную рыночную компанию и стал одним из лидеров электротротехнической отрасли. Международная организация труда даже рекомендует использовать опыт Ляпунова другим реформирующимся компаниям. 8

    Чебоксарский  завод электроники и механики работает с 1958 года. В 1992 году предприятие было приватизировано. Контрольный пакет акций сосредоточен в руках группы физических лиц, входящих в состав руководства холдинга РУСЭЛ, 8,4% принадлежит министерству имущественных отношений Чувашской республики, оставшиеся акции распылены среди сотрудников предприятия. Основное направление деятельности ЗЭиМа - промышленное приборостроение. В рамках дочерних компаний развиваются дополнительные направления - инжиниринг, автомобильная электроника, микроэлектроника, бытовые товары. Сбытовая сеть охватывает Россию, страны СНГ и Балтии, Юго-Восточную Азию и балканские государства. В 2002 году общий объем продаж завода и дочерних компаний превысил 550 млн рублей. Штат завода насчитывает более 1400 человек. Всего в компании с учетом дочерних предприятий работают 1800 сотрудников.

    ЗЭиМ - одно из старейших в стране предприятий  по производству электротехнических исполнительных механизмов и приводов. Первую партию продукции завод выпустил в 1958 году. В советское время он был крупнейшим поставщиком средств автоматизации для предприятий добывающей, металлургической, энергетической и машиностроительной отраслей.

    Станислав Ляпунов вступил в должность  гендиректора ПО "Промприбор", головным предприятием которого являлся ЗЭиМ, в 1988 году и сразу же начал проводить структурные преобразования. Цель он перед собой ставил такую: превратить инертное советское предприятие в мобильную компанию, способную работать в условиях свободного рынка и конкуренции. Реформаторской деятельностью на ЗЭиМе Станислав Ляпунов занялся задолго до приватизации предприятия.

    Ляпунова  можно смело назвать советским  кризис-менеджером: ему приходилось  реанимировать несколько "бесперспективных" проектов. Специалист в области машиностроения, выпускник Белорусского политехнического института, Ляпунов "оживлял" сначала отделы по оборудованию, робототехнике в Гомельском СКТБ аналитического приборостроения, а в середине 80-х - проектно-конструкторское бюро "Союзтехприбор". Затем настала очередь "Промприбора", оказавшегося к 1989 году в весьма тяжелой ситуации: фонды истощены, обязательства по поставкам просрочены, штат не укомплектован.

    К реорганизации этого производственного  объединения Ляпунов приступил, будучи уже подкованным не только практически, но и теоретически: к тому времени он успел окончить Институт управления Академии народного хозяйства при Совете министров СССР.

    "Мы  постепенно приближались к той  точке, когда этот организм  уже не смог бы функционировать"

    СЕКРЕТ  ФИРМЫ: Почему вы взялись перестраивать предприятие в то время, когда отрасль, да и вся страна все еще жили и работали по законам плановой экономики?

      СТАНИСЛАВ ЛЯПУНОВ: Сейчас много говорят о новом направлении менеджмента, так называемой работе по слабым сигналам. Суть концепции вот в чем: нужно вычленить из огромного количества информации те сигналы, которые будут носить системный характер и определят тенденцию. Думаю, именно это мне и удалось сделать. Я возглавил завод в 1988 году. Шел четвертый год перестройки, было очевидно, что плановая экономика вошла в пике и оттуда ей, скорее всего, уже не выйти. Вспомните то время отраслевые министерства занимаются бюрократией, заставляют отправлять им ворох бумаг, диктуют цены, но при этом не способны ни управлять отраслью, ни инвестировать в нее. Выходили новые законы, постановления, а громоздкие советские предприятия, построенные по принципу "делаю все сам", оказывались физически не способны реагировать на изменения внешней среды.

    СФ: Что значит по принципу "делаю  все сам"? 
СЛ: Возьмем ЗЭиМ - типичное советское предприятие, громоздкое, с раздутым штатом и большим количеством непрофильных подразделений. Кроме основного направления деятельности, мы ведь занимались еще строительством, ремонтными работами плюс непрофильным производством. Добавьте сюда "социалку" - у нас было шесть детских садов, два общежития, пионерский лагерь. И все это под общим руководством.

    Сравнивая строение нашего предприятия с западными, я видел, что мы выполняем функции, которые иностранные компании уже  давно передали специализированным фирмам. И если предприятие занимается производством приборов, оно не будет  организовывать и развивать выпуск тары. Я осознал, что в условиях рынка и конкуренции наша структура окажется просто нежизнеспособной. Мы постепенно приближались к точке, когда этот организм уже не смог бы функционировать.

    Изучив  внутреннее устройство предприятия, я  понял: оно разделит судьбу динозавров, если только не превратится в ловкого и проворного хищника. Чтобы выжить, нужно облегчить структуру, сделать ее мобильнее, а значит, предстоит вычленить все лишнее. Мы сформировали понятие "душа бизнеса" то, что должно быть сохранено: ключевые продукты и технологии, персонал. От остального можно постепенно избавиться - вспомогательные производства передать на аутсорсинг и т. д.

Информация о работе Российская организационно-управленческая мысль в 20–30 г.г. ХХ века