Р.Оуэн-родоначальник кооперативного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:04, курсовая работа

Описание

Имя Роберта Оуэна достаточно известно; но с ним в большинстве случаев связано представление о каком-то чудаке, растратившем все свое состояние на неудачные попытки к достижению всеобщего человеческого счастья. Жил и действовал он в то время, когда только начал складываться наш современный индустриальный строй; многие из реформ, которые он первый наметил и за которые боролся, сейчас вошли уже в жизнь и лежат в основании ныне преобладающих в ней течений.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Жизнь и деятельность Р. Оуэна 6
Глава 2. Социальные эксперименты Р. Оуэна: сущность и значение 10
Глава 3. Влияние идеологии Р. Оуэна на становление и развитие кооперативного движения 27
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа состоит из  1 файл

кооперация.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

Оуэн понимал, что капитализм несет страдания народным массам, и стал разрабатывать реформаторские планы, которые должны были улучшить положение рабочих. С 1800 года Оуэн встал во главе большой бумагопрядильной фабрики в Ныо-Лэнарке, в Шотландии. Условия труда на этой фабрике были такие же, как и на остальных фабриках того времени: рабочий день продолжался 13—14 часов, заработная плата была ничтожной, жилищные условия ужасны. Культурный и моральный уровень рабочих был низким. На фабрике широко применялся детский труд (многие дети работали уже в возрасте 6—7 лет).

Исходя из положения, что каждый человек является продуктом окружающей его среды, Оуэн решил улучшить условия жизни и труда рабочих. Он сократил рабочий день до 10 1/2 часов, значительно увеличил заработную плату, построил для рабочих новые жилища, организовал для них разумный отдых. Оуэн категорически запретил привлекать детей моложе 10 лет к работе на фабрике и создал ряд воспитательно-образовательных детских учреждений: школу маленьких детей — от года до шести лет, которая включала в себя ясли, детский сад и площадку для игр; начальную школу для детей от 6 до 10 лет; вечернюю школу для подростков, работающих на производстве. Для взрослых рабочих и их семейств вечерами организовывались лекции, беседы и культурные развлечения.

Очень заботился Оуэн о школе для маленьких детей. Здесь дети учились пению и танцам, много времени проводили на свежем воздухе. Особое внимание было уделено физическому воспитанию, гимнастике, играм. Большое значение придавалось воспитанию детей в духе коллективизма. Детям подробно разъясняли правила коллективного общения, указывали, что они не должны обижать своих товарищей, а уважать их и оказывать им помощь, когда это необходимо. В этой школе не проводилось систематическое обучение письму и чтению, грамоте детей учили в процессе бесед о природе, об окружающих предметах и явлениях. Много внимания уделялось эстетическому воспитанию, музыкальным и ритмическим занятиям.

При этом Оуэн справедливо полагал, что не следует давать детям учебных книг, которые пронизаны религиозной идеологией. Для воспитания маленьких детей Оуэном были приглашены молодые рабочий и работница с фабрики, хотя и не подготовленные педагогически, но внимательно и ласково обращавшиеся с детьми. В начальной школе учащиеся изучали родной язык, арифметику, географию, естествознание и историю. Иначе говоря, курс начальной школы был неизмеримо шире, чем во всех других английских начальных школах. Кроме того, Оуэн совершенно исключил из школы обычное для того времени религиозно-догматическое обучение. Он стремился дать детям доступные для их возраста знания, развить их мышление. Все обучение строилось на основе широкого применения наглядности: стены школы были покрыты рисунками, изображавшими животных и растения; на занятиях использовались различные наглядные пособия.

Большое значение Оуэн придавал трудовому воспитанию детей. С детства они видели труд взрослых, а в школе сами приобретали некоторые трудовые навыки. Мальчики овладевали простейшими приемами ремесленного труда, занимались садоводством, а девочки обучались кройке и шитью, учились приготовлять пищу. С десятилетнего возраста дети посещали вечернюю школу, а днем работали на фабрике. Оуэн осуществлял соединение обучения с производительным фабричным трудом детей.

С начала 1816 года Роберт Оуэн создал в Нью-Лэнарке «Новый институт для образования характера», который объединил все ранее организованные им просветительные учреждения.Таким образом, Оуэн впервые в истории создал дошкольные учреждения (ясли, детский сад) и начальную школу для детей рабочих с широкой общеобразовательной программой. Он основал для детей старше 10 лет и для подростков, занятых на производстве, вечернюю школу, соединив обучение с производительным индустриальным трудом, организовал для взрослых рабочих клуб, где проводились культурно-просветительные мероприятия.

Вся жизнь в Нью-Лэнарке, как отмечал Ф. Энгельс, решительно изменилась к лучшему. В соединении обучения с производительным трудом, осуществленным Оуэном, К. Маркс видел «зародыш воспитания эпохи будущего, когда для всех детей свыше известного возраста производительный труд будет соединяться с обучением и гимнастикой не только как одно из средств для увеличения общественного производства, но и как единственное средство для производства всесторонне развитых людей».

Деятельность Оуэна в Нью-Лэнарке пользовалась широкой популярностью. «Новый институт» посещали капиталисты и аристократы, государственные и общественные деятели, многие ученые. Оуэн широко пропагандировал свои достижения, стремился придать им всеобщий характер.

В результате долгих усилий Оуэна в 1819 году в Англии был принят первый закон, ограничивавший в известной мере работу женщин и детей на фабриках.

Выступления Оуэна против религии. Особенностью учебно-воспитательных учреждений Оуэна было отсутствие в них традиционного религиозного обучения. Отрицательное отношение его к религии постепенно нарастало; Оуэн прошел путь от «религии разума» до атеизма. В своей публичной речи в 1817 году он сказал, что религия сделала человека несостоятельным, жалким существом, ханжой и фанатиком. В последующих своих выступлениях он заявлял еще более решительно, что религия превратила мир в громадный сумасшедший дом. Однако для борьбы с этим злом Оуэн наивно предлагал направить коллективную просьбу королю об изгнании религии.
Стремясь к просвещению народа, Оуэн требовал введения всеобщего начального обучения, отстранения духовенства и церкви от влияния на школу и передачи всей системы народного образования в руки государства. Эти демократические требования не реализованы полностью в Англии даже в наши дни.

Оуэн об образовании характера. В 1813 году Оуэн выпускает свой труд «Новый взгляд на общество, или Опыты об образовании человеческого характера», в котором утверждает, что характер человека определяется независимыми от его воли условиями окружающей среды. Пороки и недостатки людей, их проступки обусловлены той обстановкой, в которой они живут. Человек, говорил он, никогда не создавал свой характер и не может его создать. Оуэн полагал, что если изменить условия среды и воспитания, то можно сформировать любой характер. Новая организация общества будет, таким образом, достигнута путем воспитания и просвещения народа. Появятся новые люди, которые мирным путем установят социалистические отношения.

Основоположники марксизма расценивали воспринятое Оуэном от Гельвеция учение о человеке — продукте среды и воспитания — как материалистическое, отмечали его положительное историческое значение. В то же время они вскрыли односторонность этого учения, рассматривавшего человека как пассивный продукт среды. К. Маркс и Ф. Энгельс установили, что люди — активные участники истории, которые в процессе революционной практики изменяют общественные отношения и одновременно свою собственную природу.

Оуэн о коммунистических общинах. Опыт воспитания в «Новой Гармонии». К 1817 году Оуэн разуверился в том, что сможет убедить капиталистов и английский парламент изменить социальный строй и установить социализм. И он перешел к решительной критике капитализма и стал пропагандировать коммунистические идеи. Ф. Энгельс писал, что переход к коммунизму был поворотным пунктом в жизни Оуэна. До того времени, пока его деятельность была филантропией богатого человека, он пользовался популярностью и всеобщим признанием, но как только он выступил со своими коммунистическими взглядами, его изгнали из официального общества.В своих выступлениях Оуэн подверг резкой критике капиталистический строй, который основан на неравенстве, эксплуатации и заблуждениях. Он считал необходимым бороться против «троицы зол»: частной собственности, буржуазной формы брака и религии. Будучи утопистом, он полагал, что новый строй будет создан не путем революции, а путем создания коммунистических общин, кооперативов, справедливого обмена между товаропроизводителями, и в особенности правильно организованного воспитания. Воспитание в новом, коммунистическом обществе будет всесторонним, образование — подлинно научным. Умственное образование будет соединено с физическим воспитанием и производительным трудом, осуществляемым «при содействии сил механики и химии». Дети и подростки будут принимать деятельное участие в посильных для них работах, знакомиться со всеми видами сельскохозяйственного и индустриального труда.

Иначе будет поставлено и нравственное воспитание: оно будет осуществляться в духе коллективизма. За острую критику капитализма, за коммунистические идеи Оуэна стали преследовать в Англии. И он переехал в казавшуюся ему свободной Америку. Вместе со своими единомышленниками он основал там в 1825 году коммунистическую колонию «Новая Гармония», в которой установил особый порядок, отражавший его взгляды на новое, коммунистическое общество. Собственность в колонии объявлялась общественной, устанавливался общий труд, и в соответствии с затраченным трудом распределялись продукты труда. Все члены колонии имели равные права на пищу, одежду, жилище и воспитание.

В колонии в соответствии с принципами Оуэна были открыты школы, в которых давалось систематическое умственное образование, основанное на научных данных, нравственное воспитание в духе новых норм морали, трудовое и физическое воспитание. В «Новой Гармонии» осуществлялось соединение обучения с производительным трудом в области сельского хозяйства и промышленности.
Опыт создания такой коммунистической колонии в условиях капиталистической Америки был обречен на неудачу. Сами колонисты не были подготовлены к такому «социальному эксперименту», они вскоре стали враждовать друг с другом и стремиться к личному обогащению, а затем разделили общественное имущество.
В 1828 году Оуэн вернулся на родину. «Изгнанный из официального общества, замалчиваемый прессой, обедневший в результате неудачных коммунистических опытов в Америке, в жертву которым он принес все свое состояние, Оуэн обратился прямо к рабочему классу, в среде которого он продолжал свою деятельность еще тридцать лет. Все общественные движения, которые происходили в Англии в интересах рабочего класса, — писал Ф. Энгельс, — и все их действительные достижения связаны с именем Оуэна».

Значение опыта и педагогических идей Оуэна. Классики марксизма высоко оценивали идеи Оуэна о всестороннем развитии человека. В осуществленном им опыте соединения обучения с производительным трудом на индустриальной основе они видели «зародыш воспитания будущего».

Роберт Оуэн первый обосновал и реализовал идею общественного воспитания детей с первых лет их жизни и создал первое в мире дошкольное учреждение для детей пролетариата. В его образовательно-воспитательных учреждениях давалось умственное и физическое воспитание, дети воспитывались в духе коллективизма. Об этих учреждениях весьма положительно отзывались многие передовые деятели, в частности русские революционные демократы А. И. Герцен и Н. А. Добролюбов. Оуэн не только изгнал религию из своих воспитательных учреждений, но и боролся с религиозными воззрениями, препятствующими, по его мнению, подлинному просвещению народа. Большое значение имели и созданные им просветительные учреждения для взрослых рабочих. Оуэн последовательно и остро критиковал капиталистический строй и воспитание в буржуазном обществе.

Однако он не понимал роли классовой борьбы пролетариата в деле преобразования общества, не сознавал, что достигнуть коммунистического строя и осуществить разумное воспитание можно только в результате пролетарской революции. В то же время Оуэн и другие социалисты-утописты выдвинули ряд замечательных идей, в том числе и в области воспитания, которые были критически использованы К. Марксом и Ф. Энгельсом при создании подлинно научной системы коммунистического воспитания.

Работая на предприятиях, Оуэн постоянно реформировал промышленную сферу. Он один из основоположников профсоюзного движения. Следовательно, помимо технической реорганизации и рационализации производства, им был проведён комплекс социальных мероприятий по отношению к простым рабочим. Но я не ставлю своей целью описать все реформы и нововведения Оуэна, я хочу рассказать про его основные взгляды и убеждения.

Реформируя производство и жизненные условия рабочих, постепенно Оуэн приходит к необходимости переустройства всего общества на основе образования производительных ассоциаций, задача которых «заключалась в организации всеобщего счастья при посредстве системы единства и кооперации, основанной на всеобщей любви к ближнему и истинном познании человеческой природы». Таким образом, он становится одним из первых критиков капиталистического общества с позиций социализма. Среди основных недостатков капитализма отмечаются узко заточенное разделение труда, конкуренция и всеобщее противоречие интересов, получение прибыли только в том случае, когда предложение товаров не превышает спроса на них.

Выступив с критикой капитализма, характеризовал его как «неразумную» систему, как «хаотический», «разобщённый», «противоречивый» строй, который порождает бедных, невежество, распри и войны. «Приобретение богатства и создаваемое им естественное стремление к увеличению этого богатства породили любовь к вредной в сущности роскоши среди обширной группы людей, никогда ранее о ней не думавшей, и вместе с тем создали склонность приносить в жертву этой страсти к накоплению лучшие чувства человеческой природы»[1]. Оуэн считал капитализм антинародным строем, враждебным интересам трудящихся. Худшими явлениями капитализма Оуэн считал частную собственность («…частная собственность отчуждает человеческие умы друг от друга, служит постоянной причиной возникновения вражды в обществе, неизменным источником обмана и мошенничества среди людей и вызывает проституцию среди женщин. Она служила причиной войн во все предшествующие эпохи известной нам истории человечества и побуждала к бесчисленным убийствам…»),[2] религию и брак на основе собственности, охраняемой религией. Духовенство в работах Оуэна выступает как нечто отрицательное, оказывающее негативное влияние на людей: «Заблуждения, создавшие духовенство, и заблуждения, созданные этим духовенством при длительном его господстве с введенными им таинственностью, лживостью и всякого рода нелепостями, сделали человеческую породу такой искусственной и неразумной, что люди теперь не верят в возможность стать правдивыми, добродетельными и счастливыми»[3].

Информация о работе Р.Оуэн-родоначальник кооперативного движения