Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:54, курсовая работа
Существование сложной системы договорных отношений в условиях рынка, необходимость рационального установления структуры хозяйственных связей ставят перед российской экономикой в целом и каждым хозяйствующим субъектом задачу совершенствования договорной работы, перевода ее на более высокий уровень, что настоятельно требует энергичного внедрения в практику функциональной подсистемы управления договорной работой, теоретически разработанной профессором В.А. Язевым.
Cистема договорных отношений в торговли.
6.2.7. Управление договорной работой
Существование сложной системы договорных отношений в условиях рынка, необходимость рационального установления структуры хозяйственных связей ставят перед российской экономикой в целом и каждым хозяйствующим субъектом задачу совершенствования договорной работы, перевода ее на более высокий уровень, что настоятельно требует энергичного внедрения в практику функциональной подсистемы управления договорной работой, теоретически разработанной профессором В.А. Язевым. Коллективом кафедры права Московского государственного университета коммерции (в то время ЗИСТа) по договору с Министерством торговли (ныне — Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации) разработана практическая модель управления договорной работой в торговле, введенная приказом Минторга РСФСР от 5 марта 1991 г. № 86 "О совершенствовании договорной работы и повышении ее эффективности". В новых условиях хозяйствования в эту модель следует внести коррективы, так как сейчас она становится все более актуальной. Конкретные меры в этом направлении состоят в следующем.
1. Договорная работа должна рассматриваться в качестве наиболее значимого, важного участка деятельности любой торговой организации.
2. В каждой организации целесообразно предусмотреть создание структурных подразделений по управлению договорной работой, определить лиц, ответственных за ее проведение, четко разграничить их функции, разработать должностные инструкции о правах, обязанностях и ответственности конкретных работников.
3. Выработка условий договоров должна базироваться на анализе возможностей, потребностей и интересов основных структурных единиц и подразделений организации, на учете их запросов, требований к контрагентам.
4. Важен последовательный переход к практике долгосрочных договоров, поскольку они обладают более значительными регулятивными возможностями по сравнению с разовыми и краткосрочными договорами и отличаются от них не только сроком действия, но и наличием условий взаимовыгодного сотрудничества. Долгосрочный договор прежде всего создает условия для стабильности, а значит, и для уверенности в успехе хозяйственных связей между поставщиками и покупателями.
5. Важной задачей является наиболее эффективное использование регулятивных возможностей каждого договора как универсального правового средства, позволяющего урегулировать весь комплекс вопросов, возникающих в отношениях сторон, — от составления и рассмотрения проектов договоров, урегулирования спорных вопросов и подписания договоров до обеспечения соблюдения договорных обязательств.
6. В современных условиях работа предпринимателя требует овладения новыми знаниями, в частности, разработкой схем договорных связей достаточно сложных, многоуровневых, разветвленных. Коммерсантам приходится заниматься конструированием договорных схем, без которых невозможно решать серьезные хозяйственные проблемы. С этой целью, в частности, необходимо обеспечить правовое обучение работников, связанных с заключением и исполнением хозяйственных договоров.
7. В настоящее время требуются компьютерные программы управления договорной работой. Выход на подобный уровень помог бы торговым организациям резко повысить устойчивость и надежность их деятельности. Это касается прежде всего учета выполнения всех видов хозяйственных договоров, перевода его на ЭВМ.
Содержание договорной работы многообразно, в нее входят: составление и рассмотрение проектов договоров; их подписание; правильный выбор способа заключения договоров; составление и рассмотрение протоколов разногласий; защита интересов организации в юрисдикционных органах при разрешении преддоговорных споров; учет к хранение договорной документации; контроль за исполнением договорных обязательств; анализ и обобщение полученной информации о ходе выполнения обязательств.
Четкая организация договорной работы предполагает рассмотрение основных функций такой подсистемы. В наиболее общем виде функции любой управляющей системы сводятся к следующему алгоритму: анализ — планирование — организация управления — контроль исполнения. Вместе с тем каждая управляющая система, в том числе договорная работа, имеет свои конкретные объекты управления и конкретные задачи.
С учетом рассмотренных ранее хозяйственных связей и структуры договорных отношений состав подсистемы основных функций договорной работы может быть определен следующим образом: прогнозирование; планирование договорной работы; сбор и анализ информации; подготовка и принятие управленческого решения о заключении договоров; организация, регулирование и координация управления договорной работой; постоянный контроль за исполнением договорных обязательств; организация учета, регистрации и хранения заключенных договоров.
Эти функции подсистемы достаточно подробно изложены в статье профессора В.А. Язева "Управление договорной работой в народном хозяйстве" и в его монографии "Закон в советской торговле".
Прошло много времени после их опубликования, однако актуальность рассмотренных в них проблем, связанных с организацией договорной работы, ничуть не меньше, чем прежде.
Указанные функции подсистемы управления договорной работой имеют целью повышение ее эффективности. Для этого по всем видам договоров необходимо использовать комплекс критериев эффективности договорной работы, суть которых можно свести к следующему: своевременность заключения договоров; высокий профессионализм участников процесса заключения договоров; надлежащее исполнение договорных обязательств; обеспечение выполнения с их помощью реальных объемов производств, продаж, поставок, сбыта, снабжения и т.д.; удовлетворение потребностей организации в транспорте, обслуживании оборудования, ремонте и охране объектов, хозяйственном обслуживании; полное возмещение убытков, причиненных организации ее контрагентами; соблюдение принципов добропорядочности, верности слову, уважения сложившихся в условиях рынка традиций, правил деловой этики и др.
Все сказанное выше требует поиска и реализации путей повышения экономической эффективности договорной работы в новых условиях хозяйствования.
1.2 Значение договорных и партнерских отношений
Партнерские связи в сфере бизнеса выступают не только важным составным элементом предпринимательских действий по реализации делового проекта (взаимоотношения с рынком, с коллективом наемных работников, с партнерами), но и являются необходимым условием договорных отношений между несколькими предпринимателями, дают возможность каждому из них получить определенный уровень прибыли за счет обмена результатами деятельности. Каждый предприниматель заинтересован найти наиболее эффективную форму партнерских связей, а это можно лишь путем сравнительного анализа вариантов сотрудничества.
Немногочисленные публикации по этой проблеме в отечественной экономической литературе посвящены, как правило, правовым и организационно-техническим вопросам сотрудничества в отдельных видах деятельности через систему лизинговых отношений, совместного предпринимательства, франчайзинга и др. Однако эти публикации не дают возможности отбора эффективных вариантов партнерских связей, которые оцениваются, как правило, на основе маркетинговых исследований.
Создание системы мониторинга и регулирования экономической деятельности в предпринимательских структурах в соответствии с принятыми в развитых странах принципами и механизмами, с учетом необходимости проведения государственной политики в области партнерских связей, а также одновременного решения проблемы сотрудничества как неотъемлемой части инфраструктуры всей экономики, приводит к ряду сложных теоретических, методологических и прикладных проблем, требуя своего решения. Возникает объективная необходимость искать и научно обосновывать стратегию и тактику маркетинга, как важнейшего фактора, обеспечивающего эффективное развитие сферы предпринимательской деятельности с учетом особенностей сегментов рынка.
Одной из основных тенденций эволюционного развития системы партнерских связей является сначала постепенное, а затем все более интенсивное ее перемещение из категории "составляющей части предпринимательской культуры" в категорию экономических рыночных отношений. Особенность заключается в том, что, сохраняя основные общепринятые принципы экономических отношений, система сотрудничества имеет достаточное количество уникальных и только ей присущих особенностей.
Маркетинг партнерских связей – это многостороннее развитие эффективных взаимовыгодных форм сотрудничества, направленных на привлечение и использование одновременно всех ресурсов (трудовых, финансовых и материальных) для удовлетворения запросов и потребностей предпринимательских структур. Чтобы добиться этой цели необходимо постоянно координировать применяемые маркетинговые инструменты с меняющимися запросами потребителей.
Партнерские связи предпринимателей развиваются по трем направлениям:
отношения с поставщиками;
отношения с потребителями продукции (услуг), производимой предпринимателем;
отношения с партнерами, оказывающими предпринимателю деловые услуги (консалтинг, аудит, обучение и т. п.).
Для более эффективного выбора форм взаимоотношений с каждым отдельным партнером нами выработаны и обобщены основные направления развития возможных партнерских связей и дана их группировка по сферам предпринимательской деятельности (табл. 1). Это позволяет целенаправленно выбрать самую эффективную форму взаимоотношений с каждым отдельным партнером в зависимости от поставленной задачи (получение кредита или необходимого оборудования, поиск и наем на работу специалистов, подготовка и переподготовка квалифицированных работников, получение необходимого сырья и транспортировка продукции, оказание других видов деловых услуг и т. п.). Все формы взаимоотношений между партнерами с целью получения прибыли или объединения их усилий для достижения коммерческой выгоды должно быть зафиксированы в экономико-правовой форме в виде сделок, фиксирующих обмен ценностями между партнерами или объединениями усилий для достижения определенных коммерческих интересов.
Рассматривая все многообразие конкретных форм партнерских связей, нами сделана попытка сгруппировать их по шести основным видам деятельности.
Так, если для предприятий и организаций сферы производства товаров и услуг (промышленность, строительство, транспорт, общественное питание, включая сферу бытового обслуживания и др.) характерны шесть основных форм партнерских связей (совместное предпринимательство, лицензирование, производственная кооперация подрядное и субподрядное производство, управление по контракту и др.), то для организаций, фирм, занятых торговлей и товарообменом, возможные формы сотрудничества носят более узкий характер и, как правило, ограничиваются в основном бартерными сделками, коммерческой триангуляцией, консигнацией, а так же различными формами торговых сделок: обычная, форвардная, сделка спот и т. д.
Особую сферу партнерства составляет материально-техническое обслуживание. Сюда входят такие формы партнерских связей как концессия, франчайзинг, лизинговая деятельность и др. Однако это не означает, что и франчайзинг и лизинг не могут быть использованы в любой отрасли народного хозяйства.
Сфера финансового и страхового обслуживания регулируется в основном такими формами партнерских связей, как факторинг, коммерческий трансферт, венчурное финансирование, финансовый лизинг, страховые договора (хеджирование), эккаутинг и др.
Важное место занимает сфера подготовки кадров для предпринимательских структур, здесь партнерские связи организуются на базе сотрудничества с коммерческими образовательными центрами, бизнес-школами, учебными заведениями, осуществляющими дистанционное обучение, а так же через бизнес-инкубаторы и УДЦ (Морозовский проект) и др.
Несмотря на определенную условность классификации, формы партнерских связей тесно переплетаются друг с другом и носят многогранный видовой характер, а учитывая, что большинство предпринимательских структур являются многопрофильными предприятиями, происходит взаимопроникновение и функциональное переплетение форм сотрудничества.
Так, лизинг как форма партнерских связей имеет ряд видов (оперативный и финансовый лизинг, прямой и возвратный, внутренний и внешний и т. д.).
Аналогичное положение с факторингом, страхованием и т. д.
Правовое регулирование всех партнерских связей выступает основой их широкого внедрения в практику, а сами виды сотрудничества выступают формой поддержки развития предпринимательской деятельности.
1.3 Договора в торговле, в процессе хозяйственных связей
Для функционирования торгового предприятия, как и любой другой организации, необходимо документальное оформление результатов своей деятельности. Для того чтобы документ обладал юридической силой, он должен соответствовать требованиям законодательства. Документ должен содержать достоверную и аргументированную информацию в виде текста, изложенную ясно, убедительно и кратко. Содержание должно быть увязано с ранее изданными по данному вопросу документами.
Текст документа должен быть представлен в форме сплошного связного текста, анкеты, таблицы или их сочетания.
Сплошной связный текст документа содержит грамматически и лексически согласованную информацию об управленческих действиях и применяется при составлении правил, положений, писем, распорядительных документов.
Текст документа, как правило, должен состоять из двух основных частей: в первой части указывается основание составления документа, во второй – излагаются выводы, предложения, решения, распоряжения или просьбы.