Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 03:35, курсовая работа
Цель работы. Целью курсовой работы является исследование теоретических аспектов ситуационного подхода в менеджменте.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты ситуационного подхода в менеджменте;
2. Описать классификацию ситуационных моделей в управлении;
3. Исследовать практическое применение ситуационного подхода в управлении;
4. Обозначить совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты ситуационного подхода в менеджменте 5
1.1 Исторические этапы возникновения и развития ситуационного подхода 5
1.2 Характеристика ситуационного подхода к управлению 8
2. классификация ситуационных моделей в управлении 11
2.1 Ситуационные модели лидерства 11
2.2 Практическое применение ситуационного подхода в управлении 17
3. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач 23
3.1 Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению 23
3.2 Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте 24
3.3 Ограничения в применении ситуационной теории………………………………..26 Заключение 29
Список использованных источников и литературы:……….. 31
Ценностью данного подхода является возможность заранее определить, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в зависимости от складывающейся ситуации. Ситуационный подход сопоставляет конкретные приемы, методы и концепции с определенными конкретными ситуациями для наибольшей эффективности достижения целей.
Методологию ситуационного подхода можно рассматривать как четырехшаговый процесс:
– ознакомление менеджера с очевидно эффективными средствами профессионального управления. Для этого требуется знание процесса управления, способность к анализу индивидуального и группового поведения, владение методами системного анализа, планирования и контроля, а также использование количественных методов принятия решений;
– способность предвидения менеджера вероятных последствий от применения данной методики или концепции в конкретной ситуации;
– своевременная и адекватная реакция менеджера на ситуацию, правильное вычленение наиболее важных факторов, прогноз развития ситуации в случае изменения одной или нескольких переменных;
– способность к выбору тех приемов, которые вызовут наименьший отрицательный эффект в возникшей ситуации.
Ситуационный подхода представляет собой наиболее широкую и удовлетворительную систему, разработанную для того, чтобы сделать менеджмент эффективным.
Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научного положения к практике управления в зависимости от сложности ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Однако, применяя ситуационный подход в управлении, компания обеспечивает соответствие между внутренней и внешней средой организации только на короткий период времени. Установить же такое соответствие на длительный период можно с помощью стратегического планирования. Использование этих двух методов является современным направлением в развитии менеджмента.
Список использованных источников и литературы:
1. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 528 с.
2. Герчикова, З.В. Менеджмент / З.В. Герчикова. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 345 с.
3. Гончаров, В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении / В.В. Гончаров. – М., 1998. – 210 с.
4. Иванов, А.П. Менеджмент / А.П. Иванов. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002. – 220 с.
5. История менеджмента / Под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.
6. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабушкин. – М.: Эконопресс, 2007. – 198 с.
7. Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления / В.И. Кнорринг. – 2-е изд., изм. И доп. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. – 528 с.
8. Кунц, Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций / Г. Кунц, С. О'Доннел. – М.: Прогресс, 1981. – 128 с.
9. Менеджмент / Под ред. М.М. Максимцова.В. Игнатьевой. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 234 с.
10. Менеджмент: конспект лекций / Под ред. А.В. Земцова. – М.: Издательство «ПРИОР», 2008. – 192 с.
11. Мескон, М. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хоуди. – М.: Дело, 2005. – 455 с.
12. Переверзев, М.П. Менеджмент / М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 288 с.
13. Питерс, Т. В поисках эффективного управления / Т. Питерс, Р. Уортмен. – М., 1992. – 215 с.
14. Радугин, А.А. Основы менеджмента / А.А. Радугин. – М.: Дело, 2006. – 155 с.
15. Семенов, А.К. Основы менеджмента / А.К. Семенов, В.И. Набоков. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 300 с.
16. Семенова, И.И. История менеджмента / И.И. Семенова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.
17. Теория управления / Под ред. В.Г. Норина. – Хабаровск: ДВАГС, 2004. – 299 с.
18. Теория управления / Под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 608 с.
19. Уткин, Э.А. История менеджмента / Э.А. Уткин. – М.: ЭКМОС, 2009. – 224 с.
20. Уткин, Э.А. Курс менеджмента / Э.А. Уткин. – М.: Зерцало, 2008. – 175 с.
21. Цыпкин, Ю.А. Менеджмент / Ю.А. Цыпкин, А.Н. Люкшинов, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 439 с.
22. Шеметов, П.В. Менеджмент: управление организационными системами / П.В. Шеметов, Л.Е. Череднекова, С.В. Петухова. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2009. – 406 с.
31