Социальная организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:30, реферат

Описание

В России весьма интенсивно создаются и ликвидируются организации различных правовых форм и организационных структур. Значительная часть людей уже попробовала себя в роли собственников или руководителей малых и средних компаний.

Содержание

Введение

Виды социальных систем

Классификация организаций

Особенности социально-экономических организаций

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Работа организация 2.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ  РФ

Российский  государственный  университет нефти  и газа им. И.М.Губкина 

Факультет экономики и управления

Кафедра производственный менеджмент 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

Социальная  организация

по курсу: «Теория организации » 
 
 
 
 
 

                                                                                Выполнил:

                                                                                Студент первого курса

                                                                                Казаков Алексей,

                                                                                группа эм-11-05

                                                                                Проверила:

                                                                                Плис Светлана Александровна

           

Москва 2011

Содержание

Введение

 
  1. Виды  социальных систем
 
  1. Классификация организаций
 
  1. Особенности социально-экономических  организаций
 

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

      В России весьма интенсивно создаются  и ликвидируются организации  различных правовых форм и организационных  структур. Значительная часть людей  уже попробовала себя в роли собственников  или руководителей малых и  средних компаний. Другая часть думает о том, стоит ли создавать собственное дело или следует идти в наем менеджером, продавцом, т.д. Умение профессионально руководить организацией или даже просто чувствовать себя в ней комфортно требует определенного набора знаний. Каждая организация в 1чем-то индивидуальна, она имеет адрес, национальность, права и ответственность, биографию, менталитет и т.д. Однако есть и много общего в мире организаций. Я попытаюсь разобраться в социальных организациях как процессе и явлении с теоретической и практической точек зрения.

      Каждый  конкретный человек – это часть  организации, проводящий в ней значительное время. Поэтому он должен знать основные законы и принципы функционирования организаций, уметь использовать их в практической деятельности, чтобы достичь гармонии отношений. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Виды социальных  систем. 

 В курсе теории организации рассматриваются преимущественно  социальные системы, так как все  другие так или иначе приводятся к ним. Основной связующий элемент  социальной системы – человек. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др. На рис.1 приведены основные виды социальных систем по направленности их деятельности.

      Рис.1 Виды социальных систем. 

      Наиболее  распространены социально –экономические системы. Социальные системы, которые  реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Таким  образом, существует социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель – получение максимальной прибыли; для социально-культурных – достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является второй целью; для социально-образовательных – достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью. 
 
 

Социальные  организации играют существенную роль в современном мире. Их особенности:

  • реализация потенциальных возможностей и способностей человека;
  • формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;
  • сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

      Социальные  организации охватывают различные  сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей  через социализацию создают условия  и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных  норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки доступных для данной системы норм и правил. В социальных организациях проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности социальной организации, процессы, связанные с действиями законов социальной организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией социальной организации).

      В социальной организации имеются формальные и неформальные лидеры. Лидер – это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Он воплощает групповые нормы и ценности и выступает в защиту этих норм. Формальный лидер (руководитель) назначается вышестоящим руководством и наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями. Неформальный лидер – это член социальной организации, признанный группой людей как профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал существенно выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности.

      В коллективе могут существовать несколько  неформальных лидеров только в непересекающихся сферах деятельности.

      Вышестоящее руководство должно стремиться при  назначении руководителя учитывать  возможность совмещения в одном  лице формального и неформального  лидера.

      Основу  социальной организации составляет малая группа людей. Малая группа объединяет до 30 человек, выполняет однотипные или связанные между собой функции и расположена в территориальной близости (в одной комнате, на одном этаже и т.д.).

      На  рис. 2 (а, б, в, г) представлены базовые  схемы отношений индивидов в  организации и на именование связей.

      Рис. 2а. Линейная схема (линейные связи). 

      В схеме нет обратной связи. Линейная схема хорошо работает в небольших  социальных организациях при высоком  профессионализме и авторитете руководителя; а также большой заинтересованности подчиненных в успешной работе социальной организации.

      Кольцевая схема хорошо зарекомендовала себя в небольших социальных организациях или в подразделения средних  социальных организаций социальная организация стабильной продукцией и рынком, в которых имеется  четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников.

 Рис.2б. Кольцевая  схема (функциональные связи).

 Рис. 2в. Схема "колесо" (линейно-функциональные связи). 

 Схема "колесо" хорошо зарекомендовала себя в небольших  социальных организациях или в подразделениях средних социальных организаций с неустойчивой номенклатурой выпуска и рынками сбыта, на которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников. Руководитель реализует линейные (административные) воздействия, а работники выполняют положенные им функциональные обязанности.

      Рис. 2г. Схема "звезда" (линейная связь). 

      Схема "звезда" дает положительные результаты при филиальной структуре социальной организации и при необходимости  соблюдения конфиденциальности в деятельности каждой составляющей социальной организации.

      Базовые схемы дают возможность формировать  большое разнообразие производных от них схем отношений. (рис.2, д, е, ж).

Рис. 2д. Иерархическая  схема (линейно-функциональные связи) 

      Иерархическая схема основана на схеме "колесо" и применима для больших организаций  с явно выраженным разделением труда.

      Рис. 2е. Штабная схема (линейная связь) 

      Схема основана на базовой схеме "звезда". Она предусматривает создание функциональных штабов при руководителе в форме  отделов или групп (например, финансовый отдел, отдел кадров  и т.д.). Эти  штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Затем руководитель принимает решение и сам доводит его до соответствующего подразделения. Штабная схема имеет преимущество при необходимости осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым подразделениям социальной организации.

 Рис. 2ж. Матричная  схема (линейные и функциональные связи). 

      В основе матричной схемы лежат  схемы "линия" и "кольцо". Она  предусматривает создание двух ветвей связей подчинения: административную – от непосредственного руководителя и функциональную – от специалистов, которые могут и не находиться в подчинении того же руководителя (например, это могут быть специалисты конлультационной фирмы или передовой организации). Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг и знаний.  
 

Организация

      Рис. 3. Смешанная схема отношений в  социальной организации. 

      Средний уровень управления определяет гибкость организационной структуры социальной организации – это наиболее активная ее часть. Высший и низовой уровни должны быть наиболее консервативны по структуре.

      В рамках одной социальной организации  и даже в рамках одного типа социальных организаций может существовать несколько типов отношений.

 

2.Классификация  организаций. 

      Социальные  организации, составляющие основу любой цивилизации, можно представить в виде большого набора правовых норм и организационных структур. В любой науке классификация занимает особое место. Классификация организаций важна по трем причинам:

  • нахождение сходных социальных организаций по каким-либо параметрам, это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования;
  • возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовке кадров, контрольных служб и т.д.;
  • принадлежность социальной организации к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам.

      Социальные  организации могут быть:

  • правительственные и неправительственные;
  • коммерческие и некоммерческие;
  • бюджетные и небюджетные;
  • общественные и хозяйственные;
  • формальные и неформальные.

      Кроме того, различают социальные организации  по:

  • отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.);
  • самостоятельности принятия решений (головные/ материнские, дочерние и зависимые).

      Могут применяться и дополнительные признаки для классификации.

      Статус  правительственной социальной организации  дается официальными органами власти. На них распространяются различные  привилегии, льготы и жесткие обязательства. К неправительственным социальным организациям относятся все другие социальные организации, не имеющие такого статуса. 

      Коммерческие  социальные организации строят свою деятельность на получении максимальной прибыли в интересах учредителей, а для некоммерческих основная цель состоит в удовлетворении общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие социальной организации.

      Бюджетные социальные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС. Небюджетные социальные организации сами изыскивают источники финансирования. Многие социальные организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, та и небюджетные средства.

Информация о работе Социальная организация