Социальные организации: понятие, классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:20, контрольная работа

Описание

Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организаций характеристики.
Ресурсы. В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов.

Содержание

Общие характеристики организаций …………………………2-3
Виды социальных систем……………………………………...3-5
Понятие «социальная организация»…………………………..5-10
Организация как управляемая система……………………….10-15
Вида и типы организаций………………………………………15-20
Список используемой литературы……………………………..21

Работа состоит из  1 файл

Теория организации.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

   Охарактеризуем  кратко все три понятия.

   Организация как объект – это искусственное объединение людей, являющееся элементом или частью общественной структуры и выполняющее определенные функции. В таком понимании слово «организация» относится к интересующим нас сложным формациям, таким как предприятия, фирмы, банки, органы власти, учреждения, добровольные союзы, созданные например, по профессиональному признаку.

   Организация как процесс – это совокупность мероприятий, обеспечивающих взаимосвязь между элементами системы в процессе ее существования. Другими словами, это вид деятельности, включающий в себя распределение функций между членами коллектива, обеспечение взаимодействия между людьми, контроль за исполнением приказов и распоряжений вышестоящих должностных лиц, распределение материальных и денежных фондов и т.д. В этом смысле организация представляет собой не что иное, как процесс управления деятельностью людей, т.е. «организовывание».

   Организация как воздействие – это упорядочение или налаживание действия какого-либо объекта. Применительно к материальному объекту это может быть, например, организация системы водоснабжения. В принципе в этом смысле понятие «организация» применимо и к предприятию, если речь идет о разработках схемы организационной структуры, или организационном проектировании.

   В курсе «Теория организации» используются все три смысла термина «организация», поскольку речь идет и об организациях как управляемых объектах, и об организационной деятельности, связанной с управлением коллективом, и о проектировании организаций с разработкой их организационных структур.

   Понятию «социальная организация» отвечает первый вариант использования термина  «организация» в приведенной  выше классификации.

   Итак, социальная организация – это объединение людей, направленное на достижение определенных целей.

   Понятие социальной организации непрерывно связано с понятием коллектива. Состав коллектива и направления его  деятельности, определяемые стремлением  к достижению единой цели, регулируются административно-управленческим аппаратом, а также правовыми и этическими нормами, принятыми в данной организации и обществе целом. Указанные нормы в большинстве своем не зависят от конкретного персонального состава коллектива и поэтому являются обезличенными.

   В то же время деятельность организации  во многом определяется формально нерегулируемым поведением членов коллектива. Сплоченность или конфликтность коллектива, его стабильность, уровень квалификации, сознательность работников, их деловая активность и многие другие человеческие факторы влияют на эффективность деятельности организации.

   В связи с этим в процессах управления организацией, наряду с такими направлениями  деятельности, как управление финансовой и административной службами, специально выделяется направление социально-психологического управления.

   Понятия организационной системы и коллектива взаимосвязаны, но далеко не тождественны. Коллектив — это объединение всех работников организации, осуществляющих совместную трудовую деятельность. Организация не может существовать без коллектива и включает в себя коллектив как свою основу. Показатели многих составляющих, входящих в организационную систему, зависят от состава и настроения коллектива. Коллектив может быть полностью заменен, тем не менее, организация продолжит свое существование.

   Связь организации с коллективом может быть охарактеризована зависимостью:

   Организация = коллектив и МТБ и. Фи П. и ИС и ...

   Понятие организации, кроме коллектива, включает в себя также материально-техническую  базу (МТБ), финансы (Ф), производство (П), информационную систему обеспечения деятельности организации (ИС) и т.д. (и – символ объединения понятий).

   При таком подходе полностью автоматизированное предприятие, функционирующее без  участия человека, нельзя признать организацией. Примером такого предприятия  могут быть получившие распространение в Японии полностью автоматизированные магазины, работающие без продавцов и кассиров. Частное предприятие, на котором трудится только один человек, тоже нельзя считать организацией, поскольку оно лишено основной составляющей организации – коллектива.1 
 

   Организация как управляемая  система.

   Социальная  организация – это сложная, открытая, управляемая, динамическая система  с целенаправленным действием.

   Применительно к социальной организации система - это искусственно созданный набор  взаимодействующих между собой  элементов и подсистем, предназначенный  для достижения определенной цели.

   К социальной организации полностью  применим системный подход, представляющий собой методологию познания составных частей через целое и целого через составные части. Целое и части в организации выступают в диалектическом единстве и взаимосвязи.

   Организации свойственны все признаки системы:

   - множество элементов;

   -единство  главной цели для всех элементов;

   - относительная самостоятельность  элементов;

   - наличие связей между элементами;

   Целостность и единство элементов структуры;

   Четко выраженное управление.

   Организации создаются людьми для достижения определенных общественных, корпоративных и личных целей. В этом заключается смысл их существования. Таким образом, с одной стороны, организация является элементом общественной системы.

   Вместе  с тем, в рамках организации объединены интересы большого количества людей, сосредоточены  материальные ресурсы, здания и оборудование. В процессе ее работы создается определенная информационная среда, определяющая коммуникационные связи внутри организации и связи организации с внешней средой, складывается свой социально-психологический климат, также определяющий отношения между людьми. Внутри организации существуют подразделения, решающие самостоятельные задачи. Между подразделениями устанавливается функциональное и информационное взаимодействие. Следовательно, организация сама представляет собой сложную систему.

   Основой деятельности любой организации  является ее цель. Цель – это желаемое состояние системы в результате управляемого процесса ее развития. Цель должна быть социально значимой, актуальной, реальной, измеряемой, понятной исполнителям, совместимой с подцелями, с возможностями, иметь конкретные сроки исполнения и допускать возможность корректировки при изменении внешних и внутренних условий.

   Цель  организации зависит не только от желания членов ее коллектива (субъективная сторона), но и от реальных возможностей ее выполнения (объективные условия). Диалектика субъективного и объективного лежит в основе целеполагающей деятельности каждого человека в отдельности, организации и общества.

   Организация будет жизнеспособной только в том  случае, если ее цель достаточно хорошо согласуется с целями, стоящими перед обществом. Поэтому организация является целенаправленной системой.

   Успешное  достижение поставленной цели или реализация подцелей предусматривают согласованное  действие всех членов организации, обоснованное распределение материальных и финансовых ресурсов, создание системы информационного обеспечения, использование современных технологий управления. Чтобы достичь цели с минимальными временными и материальными затратами, необходимо скоординировать деятельность всех звеньев организации. Для этого в любой организации выделяется:

   - управляющая часть (дирекция, административно-управленческий  аппарат, менеджеры),

   - управляемая часть (исполнительные  звенья)

   Таким образом, организации относятся  к управляемым системам.

   Применительно к организации можно выделить три основных принципа, характеризующих  ее как управляемую систему:

   - принцип обоснованности: организация  подчиняется определенным закономерностям,  определяющим ее внутренние причинно-следственные  связи, ее функционирование и существование;

   -принцип  целенаправленности: организации свойственно  стремление к достижению поставленной  цели, обеспечивающей со временем  новое состояние организационной  системы;

   - принципы моделируемости: организация  как сложная система может быть представлена конечным множеством моделей, каждая из которых отражает определенную грань ее сущности.

   Организация – явление живое, подвижное. Люди трудятся, вступают в различные организационные  отношения: личные, властные, управленческие, дружеские, конфликтные. В процессе существования организации происходят изменения в материальных и финансовых ресурсах, в кадровом составе и информационных базах и т.п. Поэтому организации относятся к динамическим развивающимся системам.

   В процессе своей жизнедеятельности любая организация взаимодействует со многими другими организациями, осуществляет информационный обмен, обмен материальными и людскими ресурсами с различными объектами, не входящими в ее состав. Как самостоятельная единица общественной системы организация имеет определенный набор связей с внешней средой.

   К внешней среде относятся все  люди и организации, с которыми рассматриваемая  организация осуществляет взаимодействие в процессе своей деятельности. Сюда следует также отнести факторы  общественной жизни и явления природы, оказывающие влияние на функционирование организации. Основные объекты окружающей среды, с которыми связана большая часть деловых организаций: банки, органы власти, рынок труда, политические организации, научные и учебные заведения, конкуренты, клиенты, партнеры, поставщики, налоговые службы.

   Разумеется, приведенный здесь перечень объектов и субъектов внешней среды  деловой организации нельзя считать  исчерпывающим. Для одних организаций  он является далеко не полным, а для  других может быть даже избыточным. В каждом отдельном случае требуется уточнение и конкретизация объектов и субъектов внешней среды организации. Независимо от их количества любая организация, ориентированная на коммерческую деятельность, активно взаимодействует с внешней средой, поэтому представляет собой открытую систему.

   Существенное  влияние на деятельность организаций  оказывают факторы и явления  внешней среды, к которым относятся:

   - политические факторы, предопределяющие  стабильность политической обстановки  в стране;

   - международные факторы, определяющие  поведение организаций на мировом  рынке;

   - социально-экономические факторы,  характеризующие структуру экономики  страны и уровень развития  отдельных секторов рынка;

   - правовые факторы, отражающие  законодательную систему взаимодействия организаций;

   - научно-технические факторы, влияющие  на использование новых технологий  в управлении и производстве  товаров;

   - природные факторы, вызывающие  колебания спроса на различные  виды товаров и услуг;

   - культурные факторы;

   - форс-мажорные обстоятельства.

   Организация как элемент общественной системы  имеет собственный коллектив, внутреннюю структуру и взаимосвязи или  свою внутреннюю жизнь и свои интересы. Поэтому вполне справедливо поставит вопрос о внутренней среде организации.

   Внутренняя среда – это все то, что находится «внутри» организации. К внутренней среде относятся ресурсы, оборудование, используемые технологии, кадры, информация, социально-психологический климат, организационная структура и имидж организации.

   Ни  одна организация, как элемент более сложной организационной системы не может обойтись без государственного вмешательства в ее деятельность. Поэтому наиболее важными объектами внешней среды деловой организации являются государственные органы.2 
 

   Виды  и типы организаций

Информация о работе Социальные организации: понятие, классификация