Современные информационные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание

Информация в современном мире превратилась в один из наиболее важных ресурсов, а информационные системы (ИС) стали необходимым инструментом практически во всех сферах деятельности.
Информационная система – это программный комплекс, функции которого состоят в поддержке надежного хранения информации в памяти компьютера, выполнении специфических для данного приложения преобразований информации и вычислений, предоставления для пользователя удобного и легко осваиваемого интерфейса.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Анализ предметной области. 3
1.1 Структуры современных ИС 3
1.2 Состав и назначение обеспечивающих подсистем 7
1.3 Состав, назначение и задачи функциональных подсистем 10
1.4 Определение, классификация и обзор технологий проектирования ИС 11
1.5 Стадии и этапы канонического проектирования ИС 15
Глава 2. Проектирование информационной системы . 20
Глава 3. Проектирование функций и интерфейса приложения «Учет договора займа». 21

Работа состоит из  1 файл

введение.docx

— 69.85 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Анализ предметной области. 3

1.1 Структуры современных  ИС 3

1.2 Состав и назначение  обеспечивающих подсистем 7

1.3 Состав, назначение  и задачи функциональных подсистем 10

1.4 Определение, классификация  и обзор технологий проектирования  ИС 11

1.5 Стадии и этапы  канонического проектирования ИС 15

Глава 2. Проектирование информационной системы . 20

Глава 3. Проектирование функций и интерфейса приложения «Учет договора займа». 21

 

Введение.

 

Информация в современном  мире превратилась в один из наиболее важных ресурсов, а информационные системы (ИС) стали необходимым инструментом практически во всех сферах деятельности. 
 
Информационная система – это программный комплекс, функции которого состоят в поддержке надежного хранения информации в памяти компьютера, выполнении специфических для данного приложения преобразований информации и вычислений, предоставления для пользователя удобного и легко осваиваемого интерфейса. 
 
Практически в любой области деятельности люди используют тот или иной вид моделей (математических, физических или компьютерных), чтобы иметь более ясное представление о том, что они делают. Разнообразие задач, решаемых с помощью ИС, привело к появлению множества разнотипных систем, отличающихся принципами построения и заложенными в них правилами обработки информации . 
 
Методология проектирования информационных систем описывает процесс создания и сопровождения систем в виде жизненного цикла (ЖЦ) ИС, представляя его как некоторую последовательность стадий и выполняемых на них процессов (разработка требований, проектирование, реализация, тестирование, вход в действие).  
 
Проектирование ИС охватывает три основные области: 
 
1) проектирование объектов данных, которые будут реализованы в базе данных; 

2) проектирование программ, экранных форм, отчетов, которые будут обеспечивать выполнение запросов к данным; 

3) учет конкретной среды или технологии, а именно: топологии сети, конфигурации аппаратных средств, используемой архитектуры (файл-сервер или клиент-сервер), параллельной обработки, распределенной обработки данных и т.п.

 

Сегодняшняя революция в  информационных технологиях изменяет традиционные представления о ведении  бизнеса. Электронная коммерция  уравнивает шансы в привычной  конкурентной борьбе, позволяя как  крупным, так и мелким компаниям  состязаться на равных в качестве, цене, ассортименте продукции. При затратах, равных стоимости рекламного объявления в местной газете, она дает торговым организациям доступ к мировому рынку, недоступному для малых компаний никакими другими средствами.

 

 
Целью выполнения данной курсовой работы является разработка информационной системы  «Учет договоров займа», обеспечивающей займы каких-либо средств посредством договоров займа. 
 
 
Для достижения поставленной цели необходимо:

  1. решить задачи создания функциональной и логической схемы данной ИС, модели функционирования информационной системы «Учет договоров займа».
  2. Изучить теорию;
  3. Выявить цели и назначение будущей ИС;
  4. Описать структуру ИС, ее подсистемы технического, информационного и программного обеспечения, построить схему базы данных;

Глава 1. Анализ предметной области.

1.1 Структуры  современных ИС

 

Информационная система (ИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных  и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой  информации, предназначенной для  выполнения функций управления.

Структура системы (промышленного  предприятия, торговой организации  и т.д.) с позиций кибернетики  представлена на рисунке 1.1, где основные информационные потоки между внешней  средой, объектом и системой управления помечены метками над стрелками  ИП1, ИП2, ИПЗ, ИП4 и связаны с поддерживающей их информационной системой (ИС).

Объект управления представляет собой подсистему материальных элементов.

Система управления представляет собой совокупность взаимодействующих  структурных подразделений системы (например, на промышленном предприятии: дирекция, финансовый, производственный, снабженческий, сбытовой и другие отделы), осуществляющих следующие функции  управления:

Планирование - функция, определяющая цель функционирования системы на различные  периоды времени (стратегическое, тактическое, оперативное планирование);

Учет - функция, отображающая состояние объекта управления в  результате выполнения хозяйственных  процессов;

Контроль - функция, с помощью  которой определяется отклонение учетных  данных от плановых целей и нормативов;

Оперативное управление - функция, осуществляющая регулирование всех хозяйственных процессов с целью  исключения возникающих отклонений в плановых и учетных данных;

Анализ - функция, определяющая тенденции в работе экономической  системы и резервы, которые учитываются  при планировании на следующий временной  период.

 

Рисунок 1.1 Структура экономической  системы

 

ИС связывает объект и  систему управления между собой  и с внешней средой через информационные потоки:

ИП1 - информационный поток  из внешней среды в систему  управления, который, с одной стороны, представляет поток нормативной  информации, создаваемый государственными учреждениями в части законодательства, а с другой стороны - поток информации о конъюнктуре рынка, создаваемый  конкурентами, потребителями, поставщиками;

ИП2 - информационный поток  из системы управления во внешнюю  среду, а именно: отчетная информация, прежде всего финансовая информация в государственные органы, инвесторам, кредиторам, потребителям; маркетинговая  информация потенциальным потребителям;

ИПЗ - информационный поток  из системы управления на объект управления (прямая кибернетическая связь), представляющий совокупность плановой, нормативной  и распорядительной информации для  осуществления хозяйственных процессов;

ИП4 - информационный поток  от объекта управления в систему  управления (обратная кибернетическая  связь), который отражает учетную  информацию о состоянии объекта  управления экономической системой (сырья, материалов, денежных, энергетических, трудовых ресурсов, готовой продукции  и выполненных услугах) в результате выполнения хозяйственных процессов.

ИС накапливает и перерабатывает поступающую учетную информацию и имеющиеся нормативы и планы  в аналитическую информацию, служащую основой для прогнозирования  развития экономической системы, корректировки  ее целей и создания планов для  нового цикла воспроизводства.

К обработке информации в  ИС предъявляются следующие требования:

Полнота и достаточность  информации для реализации функций  управления;

Своевременность предоставления информации;

Обеспечение необходимой  степени достоверности информации в зависимости от уровня управления;

Экономичность обработки  информации: затраты на обработку  данных не должны превышать получаемый эффект;

Адаптивность к изменяющимся информационным потребностям пользователей.

В соответствии с характером обработки информации в ИС на различных  уровнях управления системой (оперативном, тактическом и стратегическом) выделяются следующие типы информационных систем:

Системы обработки данных (СОД) предназначены для учета  и оперативного регулирования хозяйственных  операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных поручений).

Информационные системы  управления (ИСУ) ориентированы на тактический  уровень управления: среднесрочное  планирование, анализ и организацию  работ в течение нескольких недель (месяцев), например анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ.

Системы поддержки принятия решений (СППР) используются в основном на верхнем уровне управления (руководства  фирм, предприятий, организаций), имеющего стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет. К таким задачам относятся  формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения предприятий  и т.д.

Идеальной считается ИС, которая включает все три типа перечисленных информационных систем. В зависимости от охвата функций  и уровней управления различают  корпоративные (интегрированные) и  локальные ИС.

Корпоративная (интегрированная) ИС автоматизирует все функции управления на всех уровнях управления. Такая  ИС является многопользовательской, функционирует  в распределенной вычислительной сети.

Локальная ИС автоматизирует отдельные функции управления на отдельных уровнях управления. Такая  ИС может быть однопользовательской, функционирующей в отдельных  подразделениях системы управления.

Одним из основных свойств  ИС является делимость на подсистемы, которая имеет ряд достоинств с точки зрения разработки и эксплуатации ИС, к которым относятся:

Упрощение разработки и модернизации ИС в результате специализации групп  проектировщиков по подсистемам;

Упрощение внедрения и  поставки готовых подсистем в  соответствии с очередностью выполнения работ;

Упрощение эксплуатации ИС вследствие специализации работников предметной области.

Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы.

Функциональные подсистемы ИС информационно обслуживают определенные виды деятельности экономической системы (предприятия), характерные для структурных  подразделений экономической системы  и (или) функций управления. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких, как информационная, программная, математическая, техническая, технологическая, организационная и правовая подсистемы.

1.2 Состав и  назначение обеспечивающих подсистем

 

Обеспечивающие подсистемы ИС являются общими для всей ИС независимо от конкретных функциональных подсистем, в которых применяются те или  иные виды обеспечения. Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной  предметной области. В состав обеспечивающих подсистем входят подсистемы организационного, технического, математического, программного, информационного обеспечения.

Подсистема «Организационное обеспечение» (ОО) является одной из важнейших подсистем ИС, от которой  зависит успешная реализация целей  и функций системы. В составе  организационного обеспечения можно  выделить четыре группы компонентов.

Первая группа включает важнейшие  методические материалы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы:

Общеотраслевые руководящие  методические материалы по созданию ИС;

Типовые проектные решения;

Методические материалы  по организации и проведению предпроектного обследования на предприятии;

Методические материалы  по вопросам создания и внедрения  проектной документации.

Вторым компонентом в  структуре организационного обеспечения  ИС является совокупность средств, необходимых  для эффективного проектирования и  функционирования ИС (комплексы задач  управления, включая типовые пакеты прикладных программ, типовые структуры  управления предприятием, унифицированные  системы документов, общесистемные  и отраслевые классификаторы и т.п.).

Третьим компонентом подсистемы организационного обеспечения является техническая документация, получаемая в процессе обследования, проектирования и внедрения системы: технико-экономическое  обоснование, техническое задание, технический и рабочий проекты и документы, оформляющие поэтапную сдачу системы в эксплуатацию.

Четвертым компонентом подсистемы организационного обеспечения является «Персонал», где представлена организационно-штатная  структура проекта, определяющая, в  частности, состав главных конструкторов  системы и специалистов по функциональным подсистемам управления.

Подсистема «Техническое обеспечение» (ТО) представляет комплекс технических средств, предназначенных  для обработки данных в ИС. В  состав комплекса входят электронные  вычислительные машины, осуществляющие обработку экономической информации, средства подготовки данных на машинных носителях, средства сбора и регистрации  информации, средства передачи данных по каналам связи, средства накопления и хранения данных и выдачи результатной информации, вспомогательное оборудование и организационная техника.

Подсистема «Математическое  обеспечение» (МО) - это совокупность математических моделей и алгоритмов для решения задач и обработки  информации с применением вычислительной техники, а также комплекс средств  и методов, позволяющих строить  экономико-математические модели задач  управления. В состав МО входят: средства МО (средства моделирования типовых  задач управления, методы многокритериальной оптимизации, математической статистики, теории массового обслуживания и  др.); техническая документация (описание задач, алгоритмы решения задач, экономико-математические модели); методы выбора МО (методы определения типов  задач, методы оценки вычислительной сложности  алгоритмов, методы оценки достоверности  результатов).

Информация о работе Современные информационные системы