Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 12:16, курсовая работа
Информация в современном мире превратилась в один из наиболее важных ресурсов, а информационные системы (ИС) стали необходимым инструментом практически во всех сферах деятельности.
Информационная система – это программный комплекс, функции которого состоят в поддержке надежного хранения информации в памяти компьютера, выполнении специфических для данного приложения преобразований информации и вычислений, предоставления для пользователя удобного и легко осваиваемого интерфейса.
Введение. 2
Глава 1. Анализ предметной области. 3
1.1 Структуры современных ИС 3
1.2 Состав и назначение обеспечивающих подсистем 7
1.3 Состав, назначение и задачи функциональных подсистем 10
1.4 Определение, классификация и обзор технологий проектирования ИС 11
1.5 Стадии и этапы канонического проектирования ИС 15
Глава 2. Проектирование информационной системы . 20
Глава 3. Проектирование функций и интерфейса приложения «Учет договора займа». 21
Оглавление
Введение. 2
Глава 1. Анализ предметной области. 3
1.1 Структуры современных ИС 3
1.2 Состав и назначение обеспечивающих подсистем 7
1.3 Состав, назначение
и задачи функциональных
1.4 Определение, классификация
и обзор технологий
1.5 Стадии и этапы
канонического проектирования
Глава 2. Проектирование информационной системы . 20
Глава 3. Проектирование функций и интерфейса приложения «Учет договора займа». 21
Информация в современном
мире превратилась в один из наиболее
важных ресурсов, а информационные
системы (ИС) стали необходимым инструментом
практически во всех сферах деятельности.
Информационная система – это программный
комплекс, функции которого состоят в
поддержке надежного хранения информации
в памяти компьютера, выполнении специфических
для данного приложения преобразований
информации и вычислений, предоставления
для пользователя удобного и легко осваиваемого
интерфейса.
Практически в любой области деятельности
люди используют тот или иной вид моделей
(математических, физических или компьютерных),
чтобы иметь более ясное представление
о том, что они делают. Разнообразие задач,
решаемых с помощью ИС, привело к появлению
множества разнотипных систем, отличающихся
принципами построения и заложенными
в них правилами обработки информации
.
Методология проектирования информационных
систем описывает процесс создания и сопровождения
систем в виде жизненного цикла (ЖЦ) ИС,
представляя его как некоторую последовательность
стадий и выполняемых на них процессов
(разработка требований, проектирование,
реализация, тестирование, вход в действие).
Проектирование ИС охватывает три основные
области:
1) проектирование объектов данных, которые
будут реализованы в базе данных;
2) проектирование программ, экранных форм, отчетов, которые будут обеспечивать выполнение запросов к данным;
3) учет конкретной среды или технологии, а именно: топологии сети, конфигурации аппаратных средств, используемой архитектуры (файл-сервер или клиент-сервер), параллельной обработки, распределенной обработки данных и т.п.
Сегодняшняя революция в информационных технологиях изменяет традиционные представления о ведении бизнеса. Электронная коммерция уравнивает шансы в привычной конкурентной борьбе, позволяя как крупным, так и мелким компаниям состязаться на равных в качестве, цене, ассортименте продукции. При затратах, равных стоимости рекламного объявления в местной газете, она дает торговым организациям доступ к мировому рынку, недоступному для малых компаний никакими другими средствами.
Целью выполнения данной курсовой работы
является разработка информационной системы
«Учет договоров займа», обеспечивающей
займы каких-либо средств посредством
договоров займа.
Для достижения поставленной цели необходимо:
Информационная система (ИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления.
Структура системы (промышленного предприятия, торговой организации и т.д.) с позиций кибернетики представлена на рисунке 1.1, где основные информационные потоки между внешней средой, объектом и системой управления помечены метками над стрелками ИП1, ИП2, ИПЗ, ИП4 и связаны с поддерживающей их информационной системой (ИС).
Объект управления представляет собой подсистему материальных элементов.
Система управления представляет
собой совокупность взаимодействующих
структурных подразделений
Планирование - функция, определяющая цель функционирования системы на различные периоды времени (стратегическое, тактическое, оперативное планирование);
Учет - функция, отображающая состояние объекта управления в результате выполнения хозяйственных процессов;
Контроль - функция, с помощью которой определяется отклонение учетных данных от плановых целей и нормативов;
Оперативное управление - функция,
осуществляющая регулирование всех
хозяйственных процессов с
Анализ - функция, определяющая тенденции в работе экономической системы и резервы, которые учитываются при планировании на следующий временной период.
Рисунок 1.1 Структура экономической системы
ИС связывает объект и систему управления между собой и с внешней средой через информационные потоки:
ИП1 - информационный поток из внешней среды в систему управления, который, с одной стороны, представляет поток нормативной информации, создаваемый государственными учреждениями в части законодательства, а с другой стороны - поток информации о конъюнктуре рынка, создаваемый конкурентами, потребителями, поставщиками;
ИП2 - информационный поток из системы управления во внешнюю среду, а именно: отчетная информация, прежде всего финансовая информация в государственные органы, инвесторам, кредиторам, потребителям; маркетинговая информация потенциальным потребителям;
ИПЗ - информационный поток
из системы управления на объект управления
(прямая кибернетическая связь), представляющий
совокупность плановой, нормативной
и распорядительной информации для
осуществления хозяйственных
ИП4 - информационный поток от объекта управления в систему управления (обратная кибернетическая связь), который отражает учетную информацию о состоянии объекта управления экономической системой (сырья, материалов, денежных, энергетических, трудовых ресурсов, готовой продукции и выполненных услугах) в результате выполнения хозяйственных процессов.
ИС накапливает и
К обработке информации в
ИС предъявляются следующие
Полнота и достаточность информации для реализации функций управления;
Своевременность предоставления информации;
Обеспечение необходимой
степени достоверности
Экономичность обработки информации: затраты на обработку данных не должны превышать получаемый эффект;
Адаптивность к изменяющимся информационным потребностям пользователей.
В соответствии с характером обработки информации в ИС на различных уровнях управления системой (оперативном, тактическом и стратегическом) выделяются следующие типы информационных систем:
Системы обработки данных (СОД) предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных поручений).
Информационные системы управления (ИСУ) ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), например анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ.
Системы поддержки принятия решений (СППР) используются в основном на верхнем уровне управления (руководства фирм, предприятий, организаций), имеющего стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет. К таким задачам относятся формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения предприятий и т.д.
Идеальной считается ИС, которая включает все три типа перечисленных информационных систем. В зависимости от охвата функций и уровней управления различают корпоративные (интегрированные) и локальные ИС.
Корпоративная (интегрированная) ИС автоматизирует все функции управления на всех уровнях управления. Такая ИС является многопользовательской, функционирует в распределенной вычислительной сети.
Локальная ИС автоматизирует отдельные функции управления на отдельных уровнях управления. Такая ИС может быть однопользовательской, функционирующей в отдельных подразделениях системы управления.
Одним из основных свойств ИС является делимость на подсистемы, которая имеет ряд достоинств с точки зрения разработки и эксплуатации ИС, к которым относятся:
Упрощение разработки и модернизации ИС в результате специализации групп проектировщиков по подсистемам;
Упрощение внедрения и поставки готовых подсистем в соответствии с очередностью выполнения работ;
Упрощение эксплуатации ИС вследствие специализации работников предметной области.
Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы.
Функциональные подсистемы
ИС информационно обслуживают
Обеспечивающие подсистемы ИС являются общими для всей ИС независимо от конкретных функциональных подсистем, в которых применяются те или иные виды обеспечения. Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предметной области. В состав обеспечивающих подсистем входят подсистемы организационного, технического, математического, программного, информационного обеспечения.
Подсистема «Организационное обеспечение» (ОО) является одной из важнейших подсистем ИС, от которой зависит успешная реализация целей и функций системы. В составе организационного обеспечения можно выделить четыре группы компонентов.
Первая группа включает важнейшие методические материалы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы:
Общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ИС;
Типовые проектные решения;
Методические материалы по организации и проведению предпроектного обследования на предприятии;
Методические материалы по вопросам создания и внедрения проектной документации.
Вторым компонентом в структуре организационного обеспечения ИС является совокупность средств, необходимых для эффективного проектирования и функционирования ИС (комплексы задач управления, включая типовые пакеты прикладных программ, типовые структуры управления предприятием, унифицированные системы документов, общесистемные и отраслевые классификаторы и т.п.).
Третьим компонентом подсистемы организационного обеспечения является техническая документация, получаемая в процессе обследования, проектирования и внедрения системы: технико-экономическое обоснование, техническое задание, технический и рабочий проекты и документы, оформляющие поэтапную сдачу системы в эксплуатацию.
Четвертым компонентом подсистемы организационного обеспечения является «Персонал», где представлена организационно-штатная структура проекта, определяющая, в частности, состав главных конструкторов системы и специалистов по функциональным подсистемам управления.
Подсистема «Техническое
обеспечение» (ТО) представляет комплекс
технических средств, предназначенных
для обработки данных в ИС. В
состав комплекса входят электронные
вычислительные машины, осуществляющие
обработку экономической
Подсистема «Математическое обеспечение» (МО) - это совокупность математических моделей и алгоритмов для решения задач и обработки информации с применением вычислительной техники, а также комплекс средств и методов, позволяющих строить экономико-математические модели задач управления. В состав МО входят: средства МО (средства моделирования типовых задач управления, методы многокритериальной оптимизации, математической статистики, теории массового обслуживания и др.); техническая документация (описание задач, алгоритмы решения задач, экономико-математические модели); методы выбора МО (методы определения типов задач, методы оценки вычислительной сложности алгоритмов, методы оценки достоверности результатов).