Современные направления развития теории организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:44, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы: провести исследование современных подходов к теории организации.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. Раскрыть сущность термина "организация".
2. Описать черты и свойства организаций.
3. Выявить взаимосвязь теории организации с другими науками.
4. Описать современный подход к теории организации.

Содержание

Введение 3
1 Теория организации и ее место в системе научных знаний 5
1.1 Теория организации как наука 5
1.2 Связь теории организации со смежными науками. 5
2 Системная концепция в теории организации. Организация и управление 8
2.1 Особенности системного подхода в исследовании организаций 8
2.2 Основные положения, принципы и идеи современных направлений теории организации 10
3 Современные тенденции развития теории организации и основные направления развития организаций 12
3.1 Современные направления теоретических разработок 12
3.2 Общие направления развития теории организации 13
3.3 Перспективные направления развития организаций. Организации будущего 15
3.4 Виртуальные корпорации 21
3.5 Интеллектуальные организации 23
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Работа состоит из  1 файл

КР Теория организации.Современные направления развития теории организации.docx

— 61.84 Кб (Скачать документ)
  • приобретение экологически чистых ресурсов,
  • ограничение выбросов,
  • сокращение отходов,
  • снижение риска аварий,
  • производство экологически чистых продуктов.

Осуществление данной концепции  требует соответствующих систем управления. Вводится понятие экологической  размерности, экологической эффективности. Речь идет о переходе от контроля за производством вредных веществ  на конечном этапе к управлению использованием ресурсов на входе в систему и  предотвращению образования вредных  веществ.

    1. Общие направления развития теории организации

Как уже говорилось выше, организацией как объектом исследования занимаются менеджмент, экономика, социология, психология, политология. Но каждая из этих дисциплин рассматривает лишь часть процессов, происходящих в организации. Так, менеджмент рассматривает вопросы, связанные с элементами организации и процесса управления, коммуникациями, с организацией взаимодействия и полномочий, построения организаций, динамикой групп. Экономика изучает элементы организации и оплаты труда; организации производства; экономические законы развития, в том числе пропорционального и планомерного развития, соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Психология изучает психическое отражение человеком различных аспектов организационных отношений. Политология рассматривает отношение людей к политическим организациям, проблемам внутренней и внешней политики.

Предпринимались попытки  объединить усилия перечисленных наук в области исследования организаций  как больших систем посредством  кибернетики, теории управления. Дальнейшее развитие исследований в области теории управления способствовали выделению теории организации как самостоятельной новой науки.

Развитие каждой науки  характеризуется двумя процессами: дифференциацией (поиск своей ниши для проведения углубленных исследований) и интеграцией знаний (стремление исследовать проблему с разных сторон). Ученые, занимающиеся теорией организации, обсуждают перспективность трех путей ее развития:

- создания общего подхода к основным научным воззрениям на базе имеющихся в менеджменте, экономике, социологии и других, относительно разработанных науках научных воззрений и дальнейшего продвижения в исследованиях;

- выделения своей локальной области исследования части организации и развития ее;

- формирования трехступенной схемы развития (табл. 1.).

Таблица 1. Ступени развития теории организации

Ступени развития теории организации

1 ступень

2 ступень

3 ступень

Создание локальной области исследования и доведение теории организации  до уровня развития экономики, психологии и других сопутствующих наук

Объединение усилий сопутствующих наук по системному развитию теории

Выделение из сопутствующих наук и  развитие своего собственного предмета исследования


 

Определенной трудностью для развития теории организации  является проблема количественного  измерения организационных параметров. Теория организации формирует систему научных знаний в области анализа и синтеза социальных организаций и социальных отношений. Развитие теории организации включает семь конкретных этапов:

1) сбор фактов, явлений,  прогнозов, тенденций, исторических  и фольклорных сведений, легенд  и мифов о существовании или  функционировании организаций, особенностях  организации;

2) систематизация информации  и составление типологии (по  времени, по эффективности, по  характеру организационных отношений,  по сфере деятельности);

3) создание понятийного  аппарата (категории, термины, их взаимосвязь, и т.д.);

4) нахождение зависимостей  между параметрами, отношений  между категориями, формулирование  законов и закономерностей (нормы  управляемости персоналом в зависимости  от характера деятельности, закон  развития и др.);

5) привлечение научного  багажа других наук для более  полного понимания своих собственных  проблем;

6) практическое апробирование  разработанных теорий и методик;

7) обобщение теоретических  разработок и практических результатов  применения отдельных положений  теории организации, накопление  статистических данных.

Каждый из перечисленных  этапов повторяются циклически друг за другом, при этом совершенствуя знания в области теории организации.

    1. Перспективные направления развития организаций. Организации будущего

Происходящая в настоящее  время революция в информационных технологиях – глобальный процесс. Главным качеством организации будущего, обеспечивающим её выживание, как показывают исследования, станет постоянное приспособление к динамично изменяющейся окружающей среде. Поэтому в качестве основных свойств организаций будущего можно предположить следующие:

- Организационная гибкость.

Организация будущего должна быть гибкой, мобильной, с готовностью  принимать изменения. Динамика организационных  изменений будет зависеть от развития техники и технологий бизнеса. Тенденции  к исчерпанию ресурсов будут усиливаться, поэтому гибкость должна стать элементом организационной культуры.

- Культ индивидуума.

Главное условие развития индивидуума предполагает рост оплаты труда, профессиональный рост, участие  в решении проблем, гарантии безопасности. Требования к организации состоят  в том, чтобы она это обеспечивала, инвестируя капитал в развитие персонала.

- Преимущественное использование команд.

Все более заметное место  занимает умение работать в командах. При самоуправлении снижаются управляющие функции организации. Ответственность и подотчетность, совмещение профессий, улучшение информированности, взаимное доверие и партнерство – успех работы команд. Работники должны быть целеустремленными и способными работать в команде.

Сила организации  заключается в ее внутренней конкурентоспособности. Не ориентированные на рынок функции  не будут обеспечиваться ресурсами, ключевой момент здесь – умение строить отношения между работниками.

Рассмотрим основные виды организаций  будущего.

1. Организация с «внутренними  рынками».

Организационная структура  организации с «внутренними рынками» представлена ниже  (рис. 2.).

 

Рис.  2.

Наиболее сложной  проблемой в организациях разного  масштаба является иерархическое построение управленческой деятельности. Система  управления, при которой все решения  спускаются сверху вниз, уходит в прошлое. Современная волна реорганизации  ведет к созданию сети самоуправляемых  предприятий, которые работают как  отлаженная рыночная система. Многие предприятия  преобразованы в группы малого бизнеса, действующие как «внутренние  рынки» т.е. рынок должен заходить в  каждый уголок фирмы.

Эта структура резко  отличается от иерархической и достаточно противоречива, так как фактически является предпринимательством внутри предпринимательства. По-существу она  представляет собой «внутренние  предприятия», которые продают и  покупают товары и услуги, участвуют  во внутри- и внефирменных связях и  объединены в общие информационные сети и финансовую систему. Функционирование такой организации базируется на следующих основных принципах:

- преобразование иерархии во внутренние предпринимательские подразделения (подразделения преобразуются в автономные «внутренние предприятия» которые несут ответственность за результаты собственной деятельности);

- создание экономической инфраструктуры (создаются системы коммуникаций, отчетности, стимулирования, контроля и т. д.);

- целенаправленное стимулирование синергии (достигается за счет кооперации, совместного использования технологий и т. д.);

- поощрение творческого предпринимательства (предоставление свободы подразделениям при проведении деловых операций).

К особенностям «внутреннего рынка» относится:

- индивидуальность, предпринимательская свобода;

- пирамида власти превращается в сеть подразделений, координируемых из единого центра, который осуществляет минимум функций;

- персонал осваивает роль предпринимателей.

В организациях с «внутренними рынками» информационные технологии обеспечивают связь, а рынки  создают их экономическую базу.

2. Сетевые организации.

В последние  десятилетия ответом на усиление конкуренции в глобальном масштабе стал отход к разнообразным гибким структурам, напоминающим сети. Сетевые организации – такой вид организации, в которых последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции.

Развитие сетевых  организаций началось в 1980-х годах. В настоящее время существуют следующие формы сетевых организаций:

- сетевые организации при осуществлении крупных проектов, требующие создания временных творческих коллективов;

- сетевые организации в районах с небольшими производственными фирмами;

- ведущие крупные производственные фирмы, рассредоточенные географически и объединенные в единую систему;

- стратегические альянсы, распространенные среди всех типов компаний.

Сетевые организации  могут иметь внутреннюю сеть, стабильную сеть и динамическую сеть  (рис.  3,   4,   5.).

Рис.  3.  Внутренняя сеть

Особенности организации: совместное владение, распределение  ресурсов по рыночному принципу.

Сферы применения: добывающие отрасли, рыночные цены позволяют оценивать  работу внутренних подразделений.

Недостатки: для управления внутренними операциями используются административные методы.

Рис.  4.  Стабильная сеть

Особенности организации: крупная фирма с центром, создающая  рыночно-ориентированные связи с  ограниченным потоком информации вверх  и вниз.

Сферы применения: добывающие отрасли, требующие крупных капиталовложений, поэтому объединение собственности  побуждает к полному использованию  ресурсов.

Недостатки: излишняя зависимость  поставщиков и продавцов от центра фирмы.

Рис.  5.  Динамическая сеть

Особенности организации: формирование временных объединений.

Сферы применения: отрасли  с низким техническим уровнем, с  коротким производственным циклом (электроника, биотехнологии и др.)

Недостатки: ограниченное общение с нижестоящими и вышестоящими организациями.

Исследования подтверждают, что большие и сложные организации  в настоящее время испытывают затруднения, приспосабливаясь к изменениям окружающей среды. Переход их к сетевым  структурам должен существенно повысить их конкурентоспособность.

Сетевые организации  отличаются от организаций других типов  рядом признаков. Во-первых, сетевые  организации используют общие активы нескольких фирм. Во-вторых, они ориентируются на рыночные механизмы. В-третьих, добровольное активное поведение участников способствует улучшению конечных результатов. В-четвертых, в последнее время появились сети, объединяющие участников на основе кооперации и взаимном владении акциями.  Сопоставление разных моделей организации приведено в таблице  2.          

Таблица  2.

Ключевые факторы

                        Модели

Иерархическая организация

Сетевая организация

Нормативная база

Служебные взаимоотношения

Договорные отношения

Средство связи

Стандартные

Многообразные информационные технологии

Степень гибкости

      Низкая

Высокая

Климат в организации

Формальный

Открытость


 

    1. Виртуальные корпорации

В последнее время  широко обсуждается вопрос о виртуальной  продукции. Идеальный виртуальный  продукт производится моментально  и адресно, он доступен в любое  время, в любом месте, в любом  числе вариантов и оплачивается потребителем мгновенно. Для производства такой продукции создаются виртуальные  организации, основные принципы образования  которых следующие:

- упразднение отношений  преимущественного подчинения;

- создание центров  прибыли;

- географическое рассредоточение;

- отделение политики  от принятия решений;

- использование информационных  технологий;

- свобода доступа  к информации;

- объединение ключевых  технологий;

- ускоренное производство  и обслуживание;

- совместная работа  заказчиков, исполнителей, поставщиков,

   государственных  органов и др.

Виртуальная организация  зародилась и превратилась в необходимый  элемент экономики. Это сообщество функциональных партнеров, управляющих  проектированием, производством и  реализацией услуг и продуктов  с использованием современных информационных технологий и системы контрактов, с независимыми рабочими группами и структурами. Отличительными чертами виртуальной организации являются:

- непостоянный характер функционирования;

- осуществление управленческих  воздействий на основе информационных технологий;

- образование временных  альянсов организаций в смежных  областях;

- договорные отношения  работников с администрацией  во всех звеньях.

Информация о работе Современные направления развития теории организации