Теории исследования миграционных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 00:02, реферат

Описание

Целями данной работы является следующее: определить понятие «миграционная политика», выявить факторы миграции, определить развитие и обеспечение равномерного регионального экономического развития, устранение региональной экономической асимметрии.

Содержание

Введение…………...........................................................................................3
1. Понятие «миграция населения»………………………………..………...4
2. Классификации факторов миграции………………………..…….……...7
3. Теории исследования миграционных процессов…………...…………...8
3.1 Миграционные процессы Е.Г. Равенштейна…………….….………….9
3.2 Миграционные процессы Л.Л. Рыбаковского………….………….…...9
4. Миграция - как социальный процесс……………………...……………10
5. Региональная политика……………..…………………………………...11
Заключение………………………………………………………...………..14
Список литературы………………………………………………...……….15

Работа состоит из  1 файл

рефератТеории исследования миграционных процессов.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

Рациональное размещение населения способствует эффективному функционированию экономики, сглаживает региональные противоречия, устраняет внутреннюю социально-экономическую напряженность. Любое цивилизованное государство следит за тем, чтобы не происходила чрезмерная концентрация населения и экономики в одних регионах и запустение в других. Размещение населения или его перераспределение осуществляется в форме внутренних переселений.

Воздействовать на миграционное поведение населения можно, используя  весь комплекс административных, правовых и экономических рычагов управления. Причем в любом государстве это функция исключительно центрального правительства. Однако она реализуется с помощью региональной экономической политики путем воздействия на социально-экономическую ситуацию в регионах и их миграционную привлекательность.

Регулирование регионального  развития осуществляется в странах  с самым разным государственно-политическим устройством. Отличаются лишь формы  воздействия на миграционное поведение  населения. По-своему интересный и успешный опыт региональной экономической политики имеется и в федеративных государствах (США, Канаде, Германии, Австрии и др.) и в унитарных республиках (Франции, Италии и др.) и в монархиях парламентского типа (Великобритании, Нидерландах, Испании, Швеции и др.).

Да и собственный  опыт в России, как государства  с обширной территорией и самым  большим разнообразием региональных условий жизни и хозяйственной  деятельности, нельзя сбрасывать со счетов. Благодаря целенаправленной региональной экономической политике по освоению восточных территорий, в относительно сжатые сроки в эти регионы перераспределено согласно переписи населения 1897 года из 60 губерний России почти 2,4 млн. человек. Не менее внушительными были и масштабы переселения в эти районы в бывшем СССР. Однако нельзя не признать, что в тот период перераспределение обеспечивалось с помощью административных рычагов, что привело к нарушению прав граждан на свободу передвижения.

Административные меры являются эффективными только в случае подкрепления их экономическими стимулами, которые обеспечивают совпадение интересов государства и отдельного гражданина.

Как следует из международного и отечественного опыта, развитие региональных экономических систем и их функционирование не может осуществляться на основе рыночного саморегулирования. Политика государственного невмешательства неизбежно приводила к нарастанию разного рода противоречий, способных разрушить целостность национальной экономики и общества. Со времен первых экономических кризисов необходимость государственного регулирования экономического развития стала аксиомой. Поэтому забота о пространственной организации хозяйства страны, о размещении производительных сил вообще и населения в частности является непременной функцией любого государства, безусловным рефлексом его самосохранения. Опыт проведения рыночных реформ в России доказал эту истину еще раз.

Активизация деятельности правительств в этой сфере отражает понимание того, что без решения  региональных проблем нельзя достигнуть провозглашаемых правительствами большинства развитых стран национальных целей: эффективной занятости, улучшения качества жизни, социально справедливого распределения доходов, стабильного, устойчивого экономического роста.

 

 

Заключение

 

В заключении можно сделать  следующие выводы: я определила понятие «миграционная политика». Под миграцией населения мы подразумеваем любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих.

Выявила следующие факторы миграции: факторы притягивающие, побуждающее население переселяться в те регионы, где качество жизни, благодаря набору природных и экономических условий будет выше, чем в регионе предыдущего проживания; факторы выталкивающие, складывающиеся в регионах постоянного проживания обстоятельства, также природного или экономического характера, воздействие которых делает невозможным дальнейшее проживание в данном регионе, независимо от того, существуют ли условия в регионе переселения для успешной адаптации.

В идеологии региональной экономической политики развитых стран важное место занимает понимание того, что главным ее объектом являются различного рода региональные (пространственные) неравенства - различия в уровнях развития, занятости, доходов населения, условиях предпринимательства и т.д. Из этого следует, что на уровень миграционной привлекательности регионов, а значит на направления миграционных потоков, в первую очередь влияют меры региональной (или пространственной) экономической политики, призванной сводить к минимуму региональные неравенства.

 

 

Список литературы

 

  1. Бондырева, С. К. Миграция (сущность и явление) / С. К. Бондырева. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2004. - 296 с.
  2. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. - М.: Диалог-МГУ, 2003. с.19.
  3. Методология и методы изучения миграционных процессов: междисциплинарное уч. пособие / Ж. Зайончковская, И. Молодикова, В. Мукомель. - М.: Центр миграционных исследований, 2007. - 370 с.
  4. Миграция русскоязычного населения из стран Центральной Азии: причины, последствия, перспективы / Под ред. Г. С. Витковской. - М., 2004. - 146 с.
  5. Моденов, В. А. Россия и миграция. История, реальность, перспективы / В. А. Моденов, А. Г. Носов. - М.: Прометей, 2002. - 328 с.
  6. Мухаев, Р. Т. Социология: учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 397 с.

 

  1. Население России 2000. Отв. ред. А.Г. Вишневский, ИНХП РАН. М., 2001, с.104.
  2. Переведенцев В.И. Миграция населения и трудовые проблемы Сибири. Наука, Новосибирск, 1966. с.118.
  3. Рыбаковский Л.Л., Миграция населения: прогнозы, факторы, политика, М.: С. 34.,с. 70.
  4. Стабилизация численности населения России (возможности и направления демографической политики). Под общ. ред. Кареловой Г.И., Рыбаковского Л.Л. Изд-во Центра социального прогнозирования. М.: 2006.с.74.



Информация о работе Теории исследования миграционных процессов