Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков по теориям мотивации, что, безусловно, важно в будущей управленческой, профессиональной деятельности.
Задачи курсовой работы:
1) Изучить содержательные теории мотивации и школу, из которой вышли эти теории,
2) Сделать сопоставление как минимум 2-ух различных теорий,
3) Проанализировать содержательные теории мотивации в управлении организацией,
4) Рассмотреть рекомендации и мероприятия по улучшению проблемы теории мотивации.
Введение 3
Биография Дэвида МакКлелланда 5
Школа человеческих отношений 9
Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда 12
Краткое рассмотрение содержательных теорий мотивации 16
Заключение 17
Список литературы 18
Задача менеджмента на этом этапе состояла в том, чтобы в дополнение к формальным отношениям (приказ-подчинение) между членами групп (коллектива) развивались плодотворные неформальные контакты. Неформальные отношения в процессе совместного труда были признаны весомой организационной силой, способствующей/препятствующей реализации корпоративных целей. Поэтому неформальными отношениями следует управлять. Если руководство проявляет заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности должен возрастать, что ведет к росту производительности труда.
В дальнейшем (40-60-е гг. XX вв.) идеи школы человеческих отношений легли в основу школы поведенческих наук, представителями которой стали А. Маслоу, МакКлелланд, Герцберг и др. Совершенствование методов исследований в области социологии и психологии позволило изучение поведения человека в процессе труда поставить на научную основу. Основой поведенческого (бихевиористского) подхода к управлению являются различные аспекты социального взаимодействия, что привело к развитию теории и методов формирования коллектива как особой социальной общности и межличностных отношений внутри организации. Особое значение придается стилю управления и его влиянию на производительность и удовлетворенность работников своим трудом.
Можно
сделать вывод, что главной задачей
менеджмента основоположники этой школы
видят в организации управления персоналом,
используя факторы коммуникации, мотивации,
лидерства, а также поддержания отношения
к персоналу как к активным человеческим
ресурсам. То есть они стремятся к повышению
эффективности деятельности предприятия
за счет повышения эффективности человеческого
ресурса.
Теперь поговорим подробно о теории приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда.
Модель
мотивации, созданная Дэвидом
При
этом МакКлелланд рассматривает
эти потребности как
Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти попадает куда-то между потребностями уважения и самовыражения. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Зачастую они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Управленческие структуры очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку дают много возможностей проявить и реализовать ее.
Люди с потребностью власти - это
не обязательно рвущиеся к
власти карьеристы в
Потребность в успехе и достижении целей выражается в стремлении к достижению поставленных целей, умении их ставить и брать на себя ответственность за их осуществление. По теории Маслоу, потребность успеха находится где-то между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.
Люди с высокоразвитой
МакКлелланд пишет об этом: «Неважно, сколько развита у человек потребность успеха. Он может никогда не преуспеть, если у него не будет для этого возможностей, если его организация не предоставит ему достаточную степень инициативы и не будет вознаграждать его за то, что он делает».
Таким образом, чтобы
Потребность в причастности проявляется в стремлении человека к любви, привязанности, дружеским отношениям с окружающими. Мотивация на основании этой потребности схожа с мотивацией в социальной потребности теории Маслоу. Люди, обладающие этой потребностью, заинтересованы часто бывать в компании знакомых людей, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим людям. Такие люди будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей отдельной группой.
Для иллюстрации практической значимости своих исследований МакКлелланд указывал, что собственники малого бизнеса, у которых вырабатывались потребности к достижению, оказались более активными участниками муниципального управления, больше инвестировали в расширение своего бизнеса, предоставляли рабочие места вдвое большему числу людей по сравнению с группами, не прошедшими подобного курса обучения.
Выводы МакКлелланда возродили внимание западного общества к предпринимателю, к его основному свойству - инициативности и способности брать риск на себя.
Один из наиболее важных выводов исследователя касается именно мотивации предпринимательских способностей в обществе в целом: МакКлелланд утверждал, что общества с повышенными мотивами к достижению порождают больше энергичных предпринимателей, а эти предприниматели, в свою очередь, ускоряют экономический рост. Предприниматели должны рисковать, а готовность брать на себя определенную долю риска ассоциируется с более высокой потребностью достижения.
Кроме того, данные показывают, что
люди с более развитыми
МакКлелланд обращался также к вопросу о том, каким образом развиваются и могут развиваться мотивы высоких достижений. Он считал, что для этих целей применимы принципы гуманистической педагогики: взаимоотношений в иерархии не начальства и подчинения, а учителя и целеустремленного ученика. Во-первых, важно, чтобы родители или менеджеры устанавливали высокие стандарты поведения, доброжелательно и незамедлительно реагировали, когда дети или работники поступают в соответствии с этими стандартами. Во-вторых, результатом развития у человека потребности в высоких достижениях должно быть воспитание самостоятельной личности, готовой к предпринимательству в любой сфере своей деятельности и высоким нормам производительности.
Для стран же, которые хотят
использовать высокие
1) отказаться от ориентации на традицию и стимулировать развитие личности своих сограждан;
2) усиливать потребность достижения путем таких действий, как утверждение принципов высокой эффективности и установления стандартов высокой производительности;
3) добиваться лучшего распределения имеющихся трудовых ресурсов, направляя тех, кто наиболее пригоден к той или иной деятельности, в сферы, где они могут оказать максимальное воздействие на организационную и социальную эффективность, а также признавая и вознаграждая ориентированных на достижения людей в рамках предприятия и страны.
Из
данного параграфа можно сделать вывод
о том, что МакКлелланд вводит идею о постоянном
совершенствовании самой иерархии путем
приобретения и развития новых потребностей
под влиянием жизненного опыта окружающей
среды.
Краткое
рассмотрение содержательных
теорий мотивации
Каждая
теория мотивации пытается найти
универсальный подход, применимый к
любому человеку в любой организации
(не будучи предназначенной для этого),
но этим лишь приоткрывает новый пласт
человеческой психики, доказывая ее
неизученность и
Наиболее подробно
Так, например, потребность успеха в теории МакКлелланда схожа между потребностями самовыражения в пирамиде Маслоу, потребностью роста в теории Альдерфера и группе мотивационных потребностей Герцберга. Подобные параллели можно провести и между другими группами потребностей.
В каждой теории есть ядро,
которое позволяет сделать некоторые
выводы о механизме мотивации человека,
но применение этих выводов будет действенным
лишь для определенной категории людей,
находящихся в определенном состоянии
на определенном этапе развития. Эффективность
знаний о мотивационной сущности человека
всегда находится в зависимости от эмпирических
способностей руководителей.
Заключение
Подведя
итог всему сказанному, замечу, что
необходимым и важнейшим
Человек осуществляет определённые действия в соответствии с давлением на него совокупности внутренних и внешних по отношению к нему сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию. Поэтому невозможно однозначно описать процесс мотивации.
В целом к основным задачам мотивации можно отнести: формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда; формирования у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.
Проблемы
мотивации сотрудников
Информация о работе Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда