Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 13:06, доклад
Основы линейных структур составляет так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д. ). По каждой подсистеме формируется иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу (см. Рис. 1). Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников.
Преимущества структуры управления по проектам:
Недостатки структуры управления по проектам:
Вывод: преимущества перевешивают недостатки на предприятиях с небольшим числом одновременно выполняемых проектов. Возможности воплощения принципов современной философии качества определяются формой управления проектами.
Матричная (программно - целевая) структура управления
Такая структура представляет
собой сетевую структуру, построенную
на принципе двойного подчинения исполнителей:
с одной стороны - непосредственному
руководителю функциональной службы,
которая предоставляет персонал
и техническую помощь руководителю
проекта, с другой - руководителю проекта
или целевой программы, который
наделен необходимыми полномочиями
для осуществления процесса управления.
При такой организации
Управление по целевым программам осуществляется на "Тойоте" через функциональные комитеты. Например, при создании функционального комитета в области обеспечения качества председателем комитета назначается уполномоченный руководства по качеству. Из практики фирмы "Тойота", количество членов комитета не должно превышать пяти. В состав комитета входят как сотрудники отдела обеспечения качества, так и 1-2 сотрудника других отделов. Каждый комитет имеет секретариат и назначает секретаря для ведения дел. Основные вопросы рассматриваются комитетом на ежемесячных заседаниях. Комитет также может создавать группы, работающие над отдельными проектами. Комитет по качеству определяет права и обязанности всех отделов, связанных с вопросами качества и устанавливает систему их взаимоотношений. Ежемесячно комитет по качеству анализирует показатели обеспечения качества и разбирается в причинах рекламаций, если таковые имеются. В то же время комитет не несет ответственности за обеспечение качества. Эта задача решается непосредственно каждым отделом в рамках вертикальной структуры. Обязанностью комитета является соединение вертикальной и горизонтальной структуры для улучшения деятельности всей организации.
Рис.6. Матричная структура управления
на фирме "Тойота"
Преимущества матричной структуры:
Недостатки матричных структур:
Вывод: внедрение матричной структуры дает хороший эффект в организациях с достаточно высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации сотрудников, в противном случае возможна дезорганизация управления (на фирме "Тойота" внедрение матричной структуры заняло около 10 лет). Эффективность воплощения в жизнь идей современной философии качества в такой структуре доказана практикой фирмы "Тойота".
Многомерная организационная структура
Любая организация представляет
собой целеустремленную систему. В
такой системе существует функциональное
разделение труда между ее индивидами
(или элементами) целеустремлен
Традиционно организационная структура охватывает два вида взаимоотношений:
ответственность ( кто за что отвечает ) и подчинение ( кто перед кем отчитывается). Организация с такой структурой может быть представлена в виде дерева, при этом обязанности изображаются прямоугольниками , относительное расположение которых показывает уровень полномочий, а линии, соединяющие эти прямоугольники, - распределение полномочий. Однако такое представление организационной структуры не содержит никакой информации относительно того, ценой каких затрат и с помощью средств организации удалось добиться тех или иных результатов. Вместе с тем более информативное описание организационной структуры, которое может явиться основой для более гибких способов структурирования организации, может быть получено на основе матриц типа затраты - выпуск или типа средства - цели. Проиллюстрируем это на примере типичной частной корпорации, производящей некоторую продукцию.
Сведения о выпускаемой
продукции могут быть использованы
для определения целей
Операция - это вид деятельности, непосредственно влияющие на характер выпускаемой продукции или на ее наличие. Типичными операциями ( O1, O2,. . . , Om ) является закупка сырья, транспортировка, производство, распределение и сбыт продукции.
Услуги -это виды деятельности, необходимые для обеспечения программ или выполнения операции. Типичными услугами ( S1, S2,. . . , Sn ) являются работы, выполняемые такими подразделениями, как бухгалтерия, отдел обработки данных, отдел технического обслуживания, отдел урегулирования трудовых конфликтов, финансовый отдел, отдел кадров, юридические службы.
Виды деятельности, осуществляемые в рамках программы и в рамках действий по ее выполнению, могут быть представлены как на рис. 7 и 8. Результаты каждого отдельного вида деятельности могут быть использованы непосредственно этим же видом деятельности, программами и другими видами деятельности, а также исполнительным органом и внешним потребителем.
Общие программы могут быть подразделены на частные, например, по типу потребителя ( промышленный или индивидуальный ), снабжаемого или обслуживаемого географического района, по видам продукции и т. д. Частные программы в свою очередь также могут быть подвергнуты дальнейшему разделению.
Программы / Виды деятельности |
Р1 |
Р2 |
. . . |
Рк |
Операция Q1 |
||||
Операция Q2 |
||||
. . . . |
||||
Операция Qm |
||||
Услуга S1 |
||||
Услуга S2 |
||||
. . . . |
||||
Услуга Sm |
Рис.7. Схема взаимодействия видов деятельности и программ
Подразделения-потребители / подразделения-потребители |
Операция |
Операция |
. . . . |
Операция |
Услуга |
S2 |
. . . . |
Sn |
Операция Q1 |
||||||||
Операция Q2 |
||||||||
Операция Qm |
||||||||
Услуга S1 |
||||||||
Услуга S2 |
||||||||
. . . . |
||||||||
Услуга Sn |
Рис. 8. Схема взаимодействия видов деятельности
Аналогичным образом можно провести детализацию видов деятельности видов деятельности. Например, операции по изготовлению изделия могут включать производство деталей, узлов и сборку, причем каждая из этих операций может быть разбита на более мелкие операции.
Если число программ, а также основных и вспомогательных видов деятельности (операций и услуг) настолько велико, что руководитель не в состоянии эффективно осуществлять координацию, то может возникнуть необходимость в координаторах в рамках конкретных управленческих функций ( рис. 9 ). Для каждого направления деятельности может потребоваться более одного координатора или координационного подразделения. В тех случаях, когда число координаторов оказывается слишком большим, не исключено использование вышестоящих координаторов или координационных подразделений ( в данном контексте " координация " означает именно координацию, а не руководство ). Для осуществления координации вполне достаточно группы, состоящей из начальников координирующих подразделений и руководителей.
Рис.9. Структура координации в
крупных организациях
К программам как и к функциональным
подразделениям предъявляются определенные
требования. Программы и функциональные
подразделения могут быть сгруппированы
по видам продукции, типам потребителей,
географическим районам и т. д. Если потребителей
продукции программы оказывается слишком
много и они сильно рассредоточены, то
возможно нетрадиционное исполь
Однако географическое положение
не единственный критерий организации
деятельности внешних посредников;
могут быть использованы и другие
критерии. Например, организации, снабжающая
различные отрасли
Рис.10. Трехмерная организационная
структура
Разделение ответственности. Ра
Многомерная организационная структура
не порождает трудностей, свойственных
матричной организации. В многомерной
организации персонал функционального
подразделения, результаты деятельности
которого покупает руководитель программ,
относится к нему как к внешнему клиенту
и подотчетен только руководителю функционального
подразделения. Однако, при оценке деятельности
своих подчиненных руководитель функционального
подразделения, естественно, должен использовать
оценки качества их работы, данные руководителем
программы. Положение лица, возглавлявшего
группу функционального подразделения,
которая выполняет работу в интересах
программы, во многом напоминает положение
руководителя проекта в строительной
и консультативной фирме; у него нет неопределенности
относительно того, кто является хозяином,
но ему приходится иметь с ним дело, как
с клиентом.