Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:15, реферат
Процесс структурной перестройки отечественной экономики, широкомасштабная приватизация государственных предприятий порождают такие новые для нашей экономики хозяйствующие субъекты, как холдинговые компании (холдинги) и финансово-промышленные группы (ФПГ). По сути дела, и те, и другие относятся к категории супер объединений.
Введение…………………………………………………………………….3
1. История образования финансово-промышленных групп…………………………………………………......………...…….4
2. Понятие финансово-промышленной группы……………………………………………..……….………....…6
3. Анализ практики создания ФПГ в России……………………………………………………………………8
4. Внешние и внутренние источники финансирования финансово-промышленных групп……………………………………………..………………….…..12
5. Транснациональные финансово-промышленные группы…………………………………………………….……....…....18
6. Заключение………………………………………………….……...….23
7. Список используемой литературы……………………
Важнейшая составляющая ФПГ - коммерческий банк, обеспечивающий финансовые перетоки (и от этого уже имеющий выгоду). Как правило, он участвует в инвестировании и операциях от лица группы на фондовом рынке. Зачастую, основная цель участия такого банка - просто попользоваться частью инвестируемых в ФПГ ресурсов. То есть, его интерес сводится главным образом либо к пополнению оборотного капитала, либо к захвату потенциально прибыльных секторов промышленности и сельского хозяйства. Это, однако, не означает, что банки рвутся в ФПГ. Им интересны только те сектора производства, где отдача действительно видна и близка.
Коммерческие банки, так или иначе участвующие в ФПГ, можно разделить на три большие группы. Первую составляют крупные российские коммерческие банки, которые предпочитают ФПГ перспективных отраслей, т.е. тех же экспортеров (прежде всего - "сырьевиков") и монополистов. Это - Промстройбанк, Автобанк, Российский кредит, Инкомбанк. Менее типичным для этой группы банков является участие в ФПГ, создаваемых для "разработки" новых экономических ниш или неразвитых секторов народного хозяйства (ФПГ Скоростной флот, Российский авиационный консорциум).
Вторую группу банков, участвующих в ФПГ, составляют также крупнейшие банки, но интересы у них другие - создание собственных мощных конгломератов. Этого рода финансово-промышленные группы (ФПГ Менатеп, Группа МОСТ, МАПО, ГУТА и пр.) служат лишь иным юридическим оформлением активов банка, размещенных за пределами финансовой сферы. Инициаторами создания таких ФПГ выступают сами банки, каких-либо технологических или производственных связей между предприятиями, как правило, не существует. Инвестиционные проекты протекают на тех же принципах, что и в связках "банк - дочернее предприятие" или "банк - привилегированный заемщик". Другими словами, данные ФПГ - набор различных предприятий, принадлежащих центральной компании - коммерческому банку.
Третью группу банков-участников ФПГ составляют относительно малые. Как правило, такой банк региональный или дочерний по отношению к другому участнику финансово-промышленной группы. Функции этих кредитно-финансовых учреждений достаточно номинальны и в лучшем случае сводятся к чисто расчетным (обслуживание платежей). В ФПГ они приглашаются потому, что наличия банка требует закон. Обычно критерием выбора банка в таких группах (ФПГ Сибирь, ИСТ и др.) является принцип "лишь бы не мешал".
Ранее уже отмечалось, что российский капитал в отечественное производство не идет - нерентабельно. Поэтому особенностью создания финансово-промышленных групп является то, что их инициатор, как правило, изначально не ориентируются на финансовые ресурсы своих участников. Кредитно-финансовые учреждения в группах выступают либо посредниками, либо накопителями и распорядителями чужих денег. Источники же финансирования внешние.
4. Внешние и внутренние источники финансирования финансово-промышленных групп
Роль финансово-промышленных групп далеко не исчерпывается привлечением инвестиций в производственную сферу, однако, именно такая задача ставится во главу угла как российским законодательством, так и инициаторами создания ФПГ. Правовая политика государства (см. закон о ФПГ и иные соответствующие нормативные акты) пытается создать наиболее благоприятные условия для стратегических инвесторов, видя в этом один из решающих факторов для развития такого рода конгломератов. При этом, несмотря на широкий спектр льгот, предоставляемых участникам финансово-промышленных групп, правительству удавалось все же последовательно исключить наиболее дорогостоящие из предложений промышленников. Зачет задолженности предприятий-участников ФПГ в условиях инвестиционного конкурса, право самостоятельного определения сроков амортизации, управление государственными пакетами акций, государственные гарантии и инвестиционные кредиты - все или почти все это уже было в президентском Указе 1993 г. И сейчас можно уже считать доказанным, что такой "ассортимент" льгот не смог стать привлекательным настолько, насколько это нужно производящей части ФПГ. Другими словами, напрашивается вывод: любая ФПГ - это прежде всего "штучный товар" и государство подходит и в дальнейшем будет подходить к предоставлению льгот финансово-промышленной группе только индивидуально.
Внешнее Кредитование
Речь здесь идет прежде всего о коммерческом кредите банков. ФПГ или отдельный ее участник под гарантию банка группы, залог части своих активов или гарантирование со стороны третьих лиц способны получить такой кредит на условиях, отличающихся для любого иного заемщика. Льготная процентная ставка либо условия предоставления и возврата возможны лишь в случае, когда заемщиком выступает крупная финансово-промышленная структура, располагающая значительными производственными мощностями. Соответственно, риск невозврата кредита снижается: часть активов участников ФПГ при их продаже покроет любую дебиторскую задолженность. Кроме того, сам заемщик, именуемый "ФПГ", в силу своего наименования изначально может рассчитывать на приоритетное кредитование со стороны банковских организаций. А коль скоро сам процесс создания группы требует определенного лобби в органах государственной власти, то центральная компания или иной участник ФПГ вправе рассчитывать на определенную протекцию от них.
С другой же стороны, следует иметь ввиду то обстоятельство, что коммерческие банки до сих пор относятся к производителю как второсортному заемщику: низкая рентабельность деятельности при, как правило, сомнительных перспективах своевременной реализации продукции. Конкретным подтверждением плачевного опыта такого сотрудничества банка с промышленностью служат результаты деятельности Московского межрегионального коммерческого банка (ММКБ), являвшегося ранее отделением Промстройбанка. По всем рейтингам ММКБ входил в первые двадцать крупнейших банков России. Кредитуя в приоритетном порядке оборонные предприятия, финансирование которых осуществляется Государством, банк летом 1996г. был ликвидирован. Отсутствие в бюджете средств на расчеты по госзаказам привело к тому, что "оборонка" не смогла рассчитаться за полученные от банка кредиты. При этом, специально созданная ЦБР комиссия по выводу из кризиса ММКБ работала более года. Другими словами, в течение всего указанного срока государство так и не не смогло рассчитаться со своими оборонными подрядчиками, а последние, соответственно, - с ММКБ.
Внутреннее кредитование и перераспределение временно свободных ресурсов участников группы
Внутреннее кредитование связано прежде всего с финансированием со стороны коммерческого банка или другого кредитно-финансового учреждения, входящих в состав группы. Помимо банковского кредита (как правило, льготного), безвозмездного финансирования и ссуд, а также спонсорской помощи, благотворительных акций и различного рода совместной деятельности, в рамках группы имеется и возможность использования такого инструмента, как перераспределение финансовых ресурсов между участниками. Такое "кредитование" временно свободными средствами организуется обычно центральной компанией и исходит либо от высокорентабельного производственного предприятия (например, Магнитогорский металлургический комбинат в составе ФПГ Магнитогорская сталь) или посредством его дочерних фирм, либо от организаций типа инвестиционного фонда или страховых компаний (концерн Гермес в ФПГ Скоростной флот).
Однако, на практике такого рода внутреннее финансирование встречается крайне редко в силу трех основных причин. Во-первых, большинство ФПГ, как уже отмечалось, являются "формальными" и собственные интересы высокорентабельных участников превалируют над интересами остальных, а центральная компания никаких реальных рычагов управления капиталами не имеет. Во-вторых, отдельные участники ФПГ, располагающие свободными финансовыми активами, как правило, не имеют этих средств в объемах, требуемых для организации нормального инвестиционного процесса. В-третьих, инфраструктурные образования типа фонда или страховой компании, если они не являются зависимыми от другого участника ФПГ, вступают в группу прежде всего в целью получения гарантированной и стабильной прибыли от накопленного капитала. Соответственно, они изначально ориентируются на льготное, по сравнению со среднесложившимся, инвестирование (им надо "отрабатывать" обещанные перед вкладчиками или предусмотренные нормами резерва средства).
Использование ценных бумаг и долговых обязательств
Выпуск и размещение ценных бумаг (акций, облигаций и пр. ), а также вексельных и иных аналогичных обязательств, может быть эффективно только в том случае, если эмитентом их является ФПГ, имеющее в своем составе предприятия, "котируемые" на Западе: сырьевые производства и естественные монополисты.
Консолидированная отчетность как форма самофинансирования ФПГ
Определение принципов ведения консолидированного баланса ФПГ может иметь решающее значение для всей организации финансовой деятельности ФПГ. Установленная законом возможность признания участников ФПГ консолидированной группой налогоплательщиков, и как следствие - необходимость ведения сводного (консолидированного баланса, учета и отчетности), должна открывать перед ними значительные возможности по свободному маневрированию собственными капиталом и существенно снижать себестоимость конечного продукта. В чем же конкретно эти возможности выражаются? Сейчас основными факторами, увеличивающими себестоимость производства, можно назвать, во-первых, систематические неплатежи контрагентов и, во-вторых, значительные налоговые отчисления. Рассмотрим каждый из них отдельно. Объединение активов участников ФПГ и ведение консолидированного баланса должно оказать значительное содействие расшивке неплатежей как внутри ФПГ, так и по отношению группы к "внешним" контрагентам. Сводный баланс может позволить вести централизованный учет однородных капиталоемких расходов (на ГСМ, транспорт, энергетику) в объеме всей ФПГ в целом, что вместе с взаимозачетом неплатежей дает возможность избежать неэффективного распыления инвестиционных ресурсов. Второй фактор, увеличивающий себестоимость конечного продукта деятельности ФПГ - налоговые отчисления. Современная рыночная экономика остро ставит проблему рационального налогового планирования как одну из основных задач, от решения которой во многом зависит эффективность самого производства. Статус ФПГ как консолидированного налогоплательщика, имеющего сводный баланс, может оказаться действенным инструментом финансового менеджмента. Его последовательное использование способно сделать себестоимость производства в конечном итоге в значительной степени расчетной величиной. В чем конкретно, это выражается? Прежде всего, согласно ст. 15 Закона о ФПГ в качестве одной из государственной поддержки их деятельности предусмотрена возможность предоставления участникам права самостоятельного определять сроки амортизационных отчислений с направлением "сэкономленных" средств на развитие ФПГ. О том, каким образом определение сроков амортизации оборудования влияет на себестоимость конечной продукции, говорилось уже достаточно много. В данном случае хотелось бы лишь подчеркнуть неоспоримую важность того факта, что проведение подобной процедуры последовательно на всех стадиях производства может иметь гораздо больший кумулятивный эффект по сравнению с тем результатом, который дает проведение этой процедуры на отдельном предприятии. Эта кумулятивность выражается следующим образом. Статус консолидированного налогоплательщика позволяет центральной компании ФПГ прежде всего беспрепятственно перераспределять собственные и привлекаемые ресурсы в соответствии с возникающими потребностями в деятельности ФПГ. Эта свобода перемещения активов внутри ФПГ выражается в том, что перераспределение собственных средств в рамках группы может происходить между формально различными юридическими лицами. При этом такое перемещение средств не должно сопровождаться соответствующими изъятиями в бюджет налога на прибыль и на добавленную стоимость. Вне ФПГ любое перемещение средств от одного юридического лица к другому без налогового обложения, если только это не банковская ссуда, обязано оформляется либо как авансовый платеж, либо как временная финансовая помощь. Однако, в обоих случаях все это требует отчисление в бюджет и НДС, и налога на прибыль. Исключение составляет перемещение средств в соответствии с договором о совместной деятельности, но возможности использования такого рода договоров весьма ограничены. Это связано с множеством формальных условий применения договоров о совместной деятельности, при нарушении которых указанные налоги взыскиваются с начислением штрафных санкций.
Таким образом, владение акциями участников ФПГ, выступающих по отношению к ней дочерними или зависимыми предприятиями, дает возможность рассматривать центральную компанию ФПГ, как инвестиционный институт. Обладание правом ведения консолидированного учета баланса должно позволять центральной компании беспрепятственно (с точки зрения налогового законодательства) распределять собственные и привлекаемые ресурсы между участниками ФПГ. Это, в свою очередь, дает возможность говорить о центральной компании как о центре формирования прибыли и распределения инвестиций внутри ФПГ. То есть, центральная компания становится, по сути, инвестирующим институтом, не являясь при этом коммерческим банком.
Возможность беспрепятственного перемещения денежных средств внутри ФПГ является весьма актуальной потому, что статус консолидированного налогоплательщика должен позволить группе при ведении налогового планирования ограничиваться не только определением сроков амортизации, но и использовать описанные выше налоговые освобождения.
5. Транснациональные финансово-промышленные группы
Финансово-Промышленные Группы - активно растущая форма организации взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей стране, но и за ее пределами.
В статье 4 Федерального Закона «О финансово-промышленных группах» дано определение транснациональных финансово-промышленных групп:
«1. Финансово-промышленные группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. В случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы. Особенности создания, деятельности и ликвидации межгосударственной финансово-промышленной группы устанавливаются указанными соглашениями.»
Изучение организационно-правовых проблем ФПГ показало, что в ряде стран СНГ также идет процесс законодательного оформления процесса создания ФПГ. Причем следует отметить важнейшую особенность: в этом процессе участвует Россия, и большинство принятых законодательных актов в значительной мере повторяют, следуют за законодательством России. Так, между Правительством РФ и правительством Киргизской республики заключено соглашение об основных принципах создания финансово-промышленных групп. Аналогичное соглашение подписано с правительством Республики Таджикистан. Согласно этим договорам, под ФПГ стороны понимают группу предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, созданную на основе объединения капиталов ее участников в соответствии с национальным законодательством сторон. Регистрация ФПГ осуществляется компетентными органами того государства, на территории которого в соответствии с учредительными документами будет находиться головное предприятие группы или ее управляющая компания в порядке, установленном законодательством этого государства. Выделена специальная статья о поддержке в создании ФПГ важных приоритетов: для Киргизской республики в сфере производства цветных и драгоценных металлов, выпуска комплектующего оборудования для кораблестроения, радиоэлектронного приборостроения; для Республики Таджикистан в сфере производства и переработки хлопка-волокна, овощей и фруктов, горнорудной, металлургической и машиностроительной отраслях промышленности, строительства, энергетики.
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан 12 сентября 1995 г. № 354 утверждено Положение о ФПГ. Его анализ показывает, что это положение практически полностью повторяет Положение о ФПГ и порядке их создания, принятом Указом Президента РФ от 5 декабря 1993 г. (к настоящему времени отмененному). Заметим только, что и в Республике Узбекистан формирование ФПГ предусматривается также на основе консолидации пакетов акций.
Интересен опыт создания законодательной базы для ФПГ в Украине. В ноябре 1995 г. был принят Закон “О промышленно-финансовых группах в Украине”. В соответствии с ним, промышленно-финансовая группа (ПФГ) — объединение, в которое могут входить промышленные предприятия, сельскохозяйственные предприятия, банки, научные и проектные учреждения, другие учреждения и организации всех форм собственности, имеющие целью получение прибыли, и которое создается по решению правительства Украины на определенный срок в целях реализации государственных программ развития приоритетных отраслей производства и структурной перестройки экономики Украины, включая программы в соответствии с международными договорами, а также производства конечной продукции. В составе ПФГ может находиться только одно головное предприятие и один банк. В законе выделяются понятия главного предприятия ПФГ, конечной продукции ПФГ и промежуточной продукции ПФГ.
В Беларуси на сегодняшний день действует Указ Президента РБ “О создании и деятельности хозяйственно-промышленных групп” от 27 ноября 1995 г. и постановление КМ “О государственной регистрации промышленных и иных хозяйственных групп” № 402 от 19 июня 1996 г.
Еще одно достоинство подобной формы финансовой отчетности заключается в том, что участники транснациональных финансовых групп, по крайней мере в рамках СНГ, будут избавлены от двойного налогообложения: “одна из допускаемых законом России льгот для участников ФПГ исключает их “двойное” налогообложение”.
Определенные надежды на повышение загрузки белорусских предприятий связываются с их участием в ТФПГ, ведущая роль в которых закономерно должна принадлежать российскому капиталу как более мощному. Опыт последних лет доказывает это. В 1995 г. к ТФПГ "Нижегородские автомобили", имеющей своей целью производство грузовых автомобилей, присоединились ГП Борисовский завод "Автогидро-усилитель" и ЗАО "Борисовский завод автотракторного электрооборудования". Доля государственной собственности белорусских предприятий в уставном капитале ТФПГ составляет 0,55%.
В 1996 г. в состав ТФПГ "Точность" вошло АО "Пеленг" (доля в уставном капитале — 2%).
24 апреля 1997 г. участником ТФПГ "Гранит" стало белорусское НПО "Агат", а в состав ТФПГ АЭРОФИН вошли Национальная авиакомпания "Белавиа", ГП "Аэропорт Гомельавиа", ГП "Аэропорт Минскавия", ЗАО "Авиакомпания "Техавиасервис", авиакомпания "Трансавиаэкспорт" и Минский авиаремонтный завод.
Информация о работе Транснациональные финансово-промышленные группы