Унитарное предприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:12, реферат

Описание

Правовая природа унитарного предприятия не предполагает многообразия форм собственности, используемой при его создании - такое предприятие может быть создано на основе либо государственной (Российской Федерации, ее субъекта), либо .муниципальной (муниципального образования) собственности (п. 1 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона). Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований, запрещено .

Содержание

Введение.
Глава 1. Правовая природа государственного унитарного предприятия.
1.1. Эволюция законодательства о государственных унитарных предприятиях.
1.2. Понятие и признаки государственного унитарного предприятия.
1.3. Государственная собственность как основа возникновения унитарного предприятия.
Глава 2. Виды государственных унитарных предприятий.
2.1. Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения.
2.2. Федеральное казенное предприятие.
2.3 Управление государственным унитарным предприятием.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Кулич.docx

— 83.41 Кб (Скачать документ)

1. Стратегические решения  по управлению казенным предприятием  должны приниматься в вышестоящем  органе коллегиально.

2. В рамках принятых  решений руководителю предприятия должна быть гарантирована определенная степень самостоятельности, без чего не может проявиться предпринимательская активность менеджера.

3. Подбор менеджеров должен  проводиться на основании конкурса программ претендентов. Преимущество получают программы, наиболее полно отражающие требования государственной промышленной политики.

4. Заключение с хозяйственным  руководителем контракта, в котором реально гарантируются его права и четко установлены его обязанности, а с предприятием — "контракт-плана", в котором содержится программа его деятельности.

5. Как показывает зарубежная  практика, программы деятельности государственных предприятий составляются таким образом, чтобы государственные субсидии на их реализацию были минимальными, а расходы покрывались за счет средств от успешной предпринимательской деятельности. В этих целях необходима не только определенная свобода менеджера, но и создание заинтересованности персонала в достижении положительных результатов работы (индивидуальной, подразделения, предприятия в целом). Можно и нужно использовать как давно применяемые (например, бригадная организация труда), так и новые (например, участие в прибылях) формы управления производством.

6. Ответственность государства  по долгам предприятия должна  быть не прямой, а субсидиарной.[55]

Исходя из изложенного, один из вариантов схемы управления казенными предприятиями мог бы выглядеть следующим образом.

При отраслевом органе управления образуется комиссия (комитет, совет) по управлению казенными предприятиями. Организация такого органа в системе  Госкомимущества  нецелесообразна, поскольку управление казенным предприятием требует знания отраслевых особенностей производства. Вместе с тем в состав этих комиссий в целях недопущения превалирования ведомственных интересов желательно включать не менее 50 процентов независимых специалистов (экономистов, финансистов, представителей Госкомпрома, ГКАП и др.). Сформированная таким образом комиссия могла бы исполнять функции постоянно действующей конкурсной комиссии по подбору руководящих кадров, разрабатывать условия конкурса, программу деятельности предприятия, осуществлять контроль. Наряду с "внешним" управлением в организационную структуру предприятия необходимо ввести органы, через которые персонал имел бы возможность принимать участие в управлении производством.

Попытка установить оптимальный  правовой статус руководителей госпредприятий (как казенных, так и коммерческих) осуществлена Указом Президента РФ от 10 июня 1994 года № 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой". Им установлено, что правительство или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти заключают с хозяйственным руководителем контракт, базирующийся не на трудовом, а на гражданском законодательстве. В Указе перечислены обязательные условия, которые должны содержаться в контракте, включая порядок и условия его досрочного расторжения и -даже ответственность менеджера за ущерб, причиненный предприятию в результате его действий или бездействия.

Гражданско-правовой характер контракта в принципе дает возможность  федеральным органам устанавливать  права и обязанности руководителя по управлению предприятием без оглядки на законодательные ограничения, установленные КЗоТ. Ведь ни о каких конкретных правах и обязанностях хозяйственного руководителя, кроме его отчетности, порядок и сроки которой должны быть установлены Правительством РФ, в Указе не говорится. Очевидно, вопросы управлений' казенным предприятием должны быть решены в последующих подзаконных актах. До их издания как вновь назначаемые руководители, так и менеджеры, у «которых истек срок трудовых контрактов, оказываются в полной зависимости от усмотрения работников аппарата соответствующего госоргана.[56]

 
       

2.3 Управление государственным   унитарным предприятием.

Права собственника имущества  унитарного предприятия.

Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия

1) принимает решение о  создании унитарного предприятия;

2) определяет цели, предмет,  виды деятельности унитарного  предприятия, а также дает согласие  на участие унитарного предприятия  в ассоциациях и других объединениях  коммерческих организаций;

3) определяет порядок составления,  утверждения и установления показателей  планов (программы) финансово-хозяйственной  деятельности унитарного предприятия;

4) утверждает устав унитарного  предприятия, вносит в него  изменения, в том числе утверждает  устав унитарного предприятия  в новой редакции;

5) принимает решение о  реорганизации или ликвидации  унитарного предприятия в порядке,  установленном законодательством,  назначает ликвидационную комиссию  и утверждает ликвидационные  балансы унитарного предприятия;

6) формирует уставный фонд  государственного или муниципального  предприятия;

7) назначает на должность  руководителя унитарного предприятия,  заключает с ним, изменяет и  прекращает трудовой договор  в соответствии с трудовым  законодательством и иными содержащими  нормы трудового права нормативными  правовыми актами;

8) согласовывает прием  на работу главного бухгалтера  унитарного предприятия, заключение  с ним, изменение и прекращение  трудового договора;

9) утверждает бухгалтерскую  отчетность и отчеты унитарного  предприятия;

10) дает согласие на  распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных  федеральными законами, иными нормативными  правовыми актами или уставом  унитарного предприятия, на совершение  иных сделок;

11) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

12) утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

13) дает согласие на  создание филиалов и открытие  представительств унитарного предприятия;

14) дает согласие на  участие унитарного предприятия  в иных юридических лицах;

15) дает согласие в случаях,  предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

Все права собственника имущества, указанные в подпунктах 12-15 пункта 1 статьи 20, прямо вытекают из требований других статей Закона и в определенной мере являются следствием ограничений самостоятельности (хозяйственной и в принятии решений) руководства унитарных предприятий.

16) принимает решения о  проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

17) имеет другие права  и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.

. Собственник имущества  казенного предприятия помимо  указанных  правомочий, вправе:

изымать у казенного предприятия  излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

доводить до казенного  предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

утверждать смету доходов  и расходов казенного предприятия.

Дополнительные права  собственника имущества казенного  предприятия обуславливаются требованиями других статей закона и в целом  представляются экономически и законодательно обоснованными.

Собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в  суд с исками о признании оспоримой  сделки с имуществом унитарного предприятия  недействительной, а также с требованием  о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Собственник имущества унитарного предприятия вправе истребовать  имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения.


Информация о работе Унитарное предприятие