Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 23:16, курсовая работа
Целью исследования данной темы является изучение организационной культуры в организации. Задача цели – помочь людям более продуктивно исполнять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение.
Для реализации данной задачи требуется, кроме всего прочего, сформировать ценностные установки личности, организации, отношений и т.д. Речь идет о нормах, правилах, или стандартах, на организационном поведении. Любое поведение должно оцениваться или самооцениваться по наиболее общественно прогрессивным меркам. Это довольно большая область приложения сил и для теоретиков, и для практиков.
Введение 3
Глава 1. Сущность организационной культуры
1.1. Понятие организационной культуры 6
1.2. Источники организационной культуры 8
1.3. Многоуровневая модель организационной культуры 10
Глава 2. Анализ организационной культуры
2.1. Особенности и принципы организационной культуры 13
2.2. Структура организационной культуры 15
2.3. Типы организационной культуры 20
Глава 3. Управление организационной культурой
3.1. Формирование организационной культуры 24
3.2. Поддержание организационной культуры 26
3.3. Изменение и рекомендации по изменению
организационной культуры 28
Заключение 31
Список используемых источников и литературы 33
Кроме того, новички проходят процесс адаптации к новой работе и обучения не индивидуально, а в команде, что повышает степень сплошности работников организации. Отбор и социализация сотрудников с учетом совпадения ихценностей с ценностями компании повышает удовлетворенность работой, снижает текучесть кадров и повышает доходы фирмы.
Статусные различия
определяются статусом и установленными
отношениями между различными группами
сотрудников. Наиболее очевидно эти
различия проявляются в компаниях
с иерархической структурой. Статус,
объем полномочий и ответственности
каждой группы сотрудников напрямую
связан с тем, к какому уровню иерархии
они относятся. В некоторых организациях
на одном уровне иерархии могут находиться
группы сотрудников, имеющие различный
статус. Группы, имеющие в организации
более высокий статус, обладают большей
властью и возможностями
Культура любой
организации выстраивается
Под мифами обычно понимают ряд вымышленных событий, используемых, чтобы объяснить происхождение или трансформацию чего-либо. Это безоговорочная вера, например, в превосходство определенной технологии или поведения, не подтвержденная реальными фактами. С точки зрения степени их приближения к действительности Мифы можно поставить в один ряд с сагами, легендами, преданиями, сказаниями. Все мифы, существующие в компании, касаются важных событий ее жизнедеятельности, передаются от одного поколения другому и становятся основой для принятия решений. Часто соотношение правды и вымыслов в мифах не играет никакой роли, важным является то, насколько они могут донести информацию о реальных ценностях организации до окружающих и поддаются ли контролю.
Символы – это
объекты, с которыми компания хочет
ассоциироваться в глазах окружающих.
К символам можно отнести такие
атрибуты, как название компании, архитектура
и размеры здания головного офиса,
его местоположение и внутренний
интерьер, наличие специальных
Символы могут также подчеркивать определенный статус и полноту власти отдельных сотрудников и групп, формально находящихся на одном уровне. Например, в любой компании все вице-президенты номинально находятся на одной ступени иерархической лестницы, однако по размеру кабинета и его местоположению, окладу и другим признакам легко определить, кто из них обладает наибольшей властью. Такое неравенство в символах может вызвать неприятие со стороны сотрудников компании. Кроме того, непониманием может быть встречено получение кем-либо из работников символов, присущих более высокой должности, чем та, которую он занимает.
В каждой компании
существует свой специфический уникальный
язык общения. И как в любой
стране национальный язык лучше всего
понимают коренные жители, так язык
организации лучше всего
Ритуалы - это продуманные, спланированные театрализованные действия, объединяющие различные формы проявления культуры в одно событие. Ритуалы и обряды рассчитаны на зрителей.
Церемонии – это системы, объединяющие несколько ритуалов, связанных с определенным событием. Так же как мифы и символы, ритуалы и церемонии играют важную роль в формировании организационной культуры. К ритуалам, характерным для любой организации, можно отнести ритуал утверждения в должности, ритуал понижения в должности или увольнения, ритуал разрешения конфликтов, ритуал вовлечения и др.
Манера одеваться,
стиль одежды является непременным
атрибутом организационной
2.3. Типы организационных культур
По месту организации и степени влияния на нее выделяют несколько типов культур:
Бесспорная культура
характеризуется небольшим
Слабая культура
практически не содержит общеорганизационных
ценностей и норм. У каждого
элемента организации они – свои,
причем, зачастую противоречащие другим.
Нормы и ценности слабой культуры
легко поддаются внутреннему
и внешнему влиянию и изменяются
под его воздействием. Такая разъединяет
участников
организации, противопоставляет их друг
другу, затрудняет процесс управления
и в конечном итоге приводит к ее ослаблению;
Сильная культура
открыта влиянию изнутри и
извне. Открытость предполагает гласность
и диалог между всеми участниками
организациями и посторонними лицами.
Она активно ассимилирует все
лучшее, откуда бы оно ни исходило, и
в результате, только становится сильнее.
Все организации имеют
Доминирующая культура представляет собой сумму некоторых ценностей, разделяемых большинством членов организации. Субкультур представляет собой сумму ценностей, которые разделяет меньшинство членов организации.
Внутренние структурные единицы компании, такие как функциональные подразделения, подразделения по продукту, различные иерархические уровни управления, отдельные группы сотрудников (например, бригады) могут отличаться своей уникальной культурой. При этом каждая субкультура несет в себе элементы, типичные для организации в целом.
Иерархические субкультуры существуют на различных уровнях управления компании и проявляются через различия в статусе, полномочиях, власти, символах, присущих руководителям и подчиненным. Четко иерархические субкультуры очерчены в механистических организациях, где существует четкое разграничение между уровнями управления. Подобная ситуация складывается в компаниях, где на низших ступенях иерархической лестницы выполняются узкоспециализированные функции, не требующие высокой квалификации, что ослабляет силу нижнего уровня и приводит к централизации контроля и принятия решений. Эта ситуация может сложиться, если для продвижения вверх по служебной лестнице необходимо не только иметь определенный уровень квалификации, но и разделять ценности высшего управленческого звена компании.
Профессиональные
субкультуры. Как правило, наиболее
тесные контакты у сотрудников компании
устанавливаются с коллегами, имеющими
аналогичный уровень
Субкультуры, основанные
на культурных различиях. В настоящее
время в условиях глобализации многие
организации столкнулись с
Субкультуры различных возрастных групп. В организациях, объединяющих значительное число людей разных возрастов, могут формироваться группы, включающие членов организации, близких друг другу по возрасту. Такие субкультуры характерны, например, для учебных введений, где школьники или студенты могут представлять группы, соответствующие им по возрасту.
Одна или несколько
субкультур организации могут по
своей природе полностью
Контркультуры
обычно появляются в организации
тогда, когда индивиды или группы
находятся в условиях, которые, по
их мнению, не могут обеспечить им привычного
или желаемого удовлетворения от
работы. В определенном смысле контркультуры
являются призывом о помощи в период
кризиса или стресса, т.е. когда
существовавшая система поддержки
разрушилась, и люди пытаются восстановить
какой-нибудь контроль над своей
жизнью в организации. Некоторые
контркультурные группы могут стать
достаточно влиятельными в периоды
крупномасштабных реорганизаций, связанных
со значительными изменениями во
внешней среде или самой
Субкультуры могут
ослабить организацию и нанести
ей серьезный ущерб, если они находятся
в конфликте с доминирующей культурой
и общими целями компании. Так, в
некоторых организациях можно нередко
услышать о конфликтах между маркетинговыми
и производственными
ГЛАВА 3. Управление организационной культурой
Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что, естественно, сказывается на ее культуре. Однако, как свидетельствует практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный опыт члены организации по-разному решают две очень важные проблемы (по Э. Шайну):
Первая – это внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией для того, чтобы выжить в условиях жесткой внешней конкуренции.
Вторая – это внутренняя интеграция: как внутриорганизационные процессы и отношения способствуют ее внешней адаптации.
К проблемам внешней адаптации и выживания относятся следующие:
В любой организации работники должны участвовать в следующих процессах:
1) выделять из внешнего окружения важное и неважное для организации;
2) разрабатывать
пути и способы измерения
3) находить объяснения успеху и неудаче в достижении целей.
Процесс внешней адаптации неразрывно связан с внутренней интеграцией, т.е. установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами организации. Это процесс поиска наиболее эффективных способов совместной работы в организации.
Среди проблем внутренней интеграции можно отметит следующие:
На формирование
организационной культуры, ее содержания
и отдельных параметров влияет ряд
факторов внешнего и внутреннего
окружения, но на всех стадиях развития
организации личная культура ее руководителя
(его личная вера, ценности и стиль
поведения) во многом определяют культуру
организации. Особенно сильным такое
влияние бывает в том случае, если
организация находится в стадии
становления, а ее руководитель обладает
выдающимися личностными и
Поддержание организационной культуры заключается в росте организации и достижение результатов. Существуют методы поддержания организационной культуры, которые не сводятся только к найму нужных и увольнению ненужных людей (Приложение 6).
1. Выбор объекта
и предмета внимания, оценки и
контроля со стороны
2. Формирование
реакции руководства на
3. Моделирование
ролей обучения и тренировка -
аспекты организационной
4. Критерии определения
вознаграждений и статусов - культура
в организации может изучаться
через систему наград и
5. Критерии принятия
на работу, продвижение и увольнение
- это один из основных способов
поддержания культуры в
6. Организационные
символы и образность - многие
верования и ценности, лежащие
в основе культуры организации,
С течением времени и под воздействием обстоятельств культура может претерпевать изменения. Поэтому важно знать, как проводить изменения такого рода. Методы изменения культуры организации созвучны рассмотренным выше методам поддержания культуры.
1) изменение объекта и предмета внимания со стороны менеджера;
2) изменение
стиля управления конфликтом
или кризисом - оно подвергает
сомнению имеющуюся практику
и открывает возможности для
принятия новых ценностей.
3) перепроектирование
ролей и изменение
4) изменение критериев стимулирования;
5) смена акцентов в кадровой политике;
6) изменение организационной символики и обрядности.
Следует отметить, что изменения в поведении могут привести к изменениям в культуре, и наоборот. Однако это происходит не неизбежно или автоматически. Это связано с той ролью, которую играет в этом процессе "передача" культуры и обоснование поведения. В зависимости от ситуации связь между изменениями в поведении и культуре в ту или другую сторону может обнаружиться в течение периода, измеряемого от нескольких месяцев до нескольких лет. Поэтому для анализа важно различать изменения культуры и другие организационные изменения и исследовать их одновременно.
Компания не может функционировать, если его работники не владеют, помимо набора необходимых умений и навыков, сводом писанных и не писанных правил, законов жизни данного предприятия, не выбирают определённого отношения к своей работе, к своей организации, коллегам и клиентам. Именно вместе эти навыки, умения, взгляды, нормы поведения и правила создают корпоративную культуру организации. К ведущим факторам, определяющим корпоративную культуру, относятся ценности, указываемые высшим руководством. Имеется в виду отношение к клиентам, государственным учреждениям, стремление к мировым стандартам и расширению своих услуг, системам обучения, нормам поведения и ряду других ценностей.
Успех предприятия
может в большей степени
Предлагаются
некоторые конкретные мероприятия
по изменению организационной
- организация
конкурсов профессионального
- установление
льгот и поощрений для
- расширение
ассортимента услуг,
- расширение
выпуска рекламных материалов
и сувенирных изделий для
- установление
Дня рождения компании со
- поддержка сотрудников в формировании их страховых и пенсионных фондов;
- создание системы
сбора и реализации
Понятно, что
это условное перечисление, поскольку
возможны и другие мероприятия. Главное,
чтобы все они были направлены
на формирование уважения к компании,
с которой связана жизнь
Заключение
В данной курсовой работе были исследованы теоретические вопросы, связанные с организационной культурой. По результатам работы можно сделать следующие выводы:
Россия – страна с богатой историей, обладает сложившейся за продолжительный период национальной культурой, которая, в свою очередь, во многом определяет организационную культуру большинства компаний.
Большое влияние на российскую организационную культуру оказывает географическое расположение России, охватывающее и Европу, и Азию: происходит постоянное заимствование культурных особенностей Запада и Востока, но с другой стороны, заимствование происходит не в полной мере.
Носителями организационной
культуры являются люди, а для бизнеса
самое трудное – менять людей,
но при этом можно создать такую
систему, которая повлечет за собой
и изменение людей. Основной упор
руководитель компании должен сделать
на воспитание в работниках таких
качеств как трудолюбие, пунктуальность,
старательность в сочетании с
инициативностью и
Список используемых источников и литературы
Похожие курсовые работы