Взаимосвязь субъективного в экономическом механизме предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:38, контрольная работа

Описание

Факторы - это элементы, причины, воздействующие на данный показатель или на ряд показателей. В таком понимании экономические факторы, как и экономические категории, отражаемые показателями, носят объективный характер. С точки зрения влияния факторов на данное явление или показатель следует различать факторы первого, второго и так далее порядков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Понятия и классификация факторов…………………………………..4
2. Влияние субъективных и объективных факторов на деятельность предприятия……………………………………………………………………….7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….16

Работа состоит из  1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 36.76 Кб (Скачать документ)

     В качестве средства, формирующего систему  внутренних экономических отношений  и способы взаимодействия с факторами  внешней среды, выступает реструктуризация предприятий.

     Процессы  реструктуризации могут носить пассивный  характер, выражающийся в закрытии убыточных подразделений, сокращении персонала, уменьшении расходов на объекты  социальной сферы, реструктуризации задолженности и др., а также активный характер, заключающийся во внедрении новых производственных и управленческих технологий, инвестициях в обучение, продвижении на новые территориальные рынки традиционной продукции, разработке новой продукции и ее продвижение на рынок и др. В научной литературе к числу направлений реструктуризации относят продуктовые (горизонтальные и вертикальные), технико-технологические и организационно-управленческие инновации.

     Продуктовые инновации являются самым распространенным типом активности российских предприятий  в ходе их реструктуризации. Существенное различие между инновациями вообще и продуктовыми инновациями в  частности касается источника инновационной  активности:  осуществляются ли они  посредством имитации, заимствования  существующих технологий или продуктов  от других компаний, либо с помощью  собственных исследований и разработок. В одном случае речь идет об имитации, во втором - непосредственно об инновации.

     Конкурентный  фактор обеспечивает отбор инноваций  на рынке товаров. Вместе с тем, конкуренция - это и экономическая среда  конкретного рынка, на котором взаимодействуют  и другие экономические факторы. 

     Между конкуренцией и инновационными отношениями  существует самая тесная связь. В  определенном смысле инновационные  отношения являются порождением  конкуренции, а результаты таких  отношений являются орудием в  конкурентной борьбе.

     Конкуренция со стороны других компаний выступает  в качестве существенного фактора  стимулирования инновационной активности на предприятии. В начале, с ростом числа конкурентов на рынке инновационная  активность возрастает, а затем стабилизируется  или даже падает. Умеренная конкуренция способствует ускорению процесса внедрения новшеств. Но с усилением конкурентной борьбы денежные ресурсы истощаются, инновационный процесс или замедляется или прекращается совсем.

     Факторы, стимулирующие инновационную активность предприятия, связаны с возникновением новых потребностей и предпочтений у потребителей, сокращением жизненного цикла товаров, повышением наукоемкости продукции.

     К горизонтальным продуктовым инновациям относятся такие формы инновационной  активности как расширение ассортимента товаров, ранее производимых предприятием; создание нового внешнего вида и упаковки товаров.

       К вертикальным продуктовым инновациям  следует отнести такие формы  инновационной активности, как: создание  качественно нового товара; замена  снятой с производства устаревшей  продукции; улучшение качества  производимой продукции; внедрение  новой системы послепродажного  сервиса.

     При горизонтальной конкуренции рост инновационной  активности является способом занятия  новых рыночных ниш или закрепления  на уже имеющихся нишах. При вертикальных связях инновации являются ответом  на повышение требований к поставщикам  со стороны покупателей сырья  и полуфабрикатов, либо желанием поставщиков  обеспечить соответствующий уровень  продвижения товара на рынке.

     Под процессными инновациями следует  понимать усовершенствование используемой или внедрение совершенно новой  технологии, модернизацию оборудования.

     Управленческие  инновации ставят своей целью  преобразование управленческой структуры  компании, совершенствование системы  корпоративных финансов, а также  управление персоналом.

     Если  конкуренция является стимулом для  инновационной активности, то трансферт  технологий становится средством проникновения  в компанию новых идей в ситуации, когда процесс инноваций происходит посредством копирования и имитации. Трансферт более современных  технологий чаще всего реализуется  посредством горизонтальных связей между предприятиями. Речь идет о  простом копировании нового продукта, нового технологического процесса, а  также новых управленческих решений  у компаний, действующих на одном  и том же рынке, т. е. у компаний-конкурентов.

     Для характеристики инновационной активности применяется такой показатель, как  доля инновационных предприятий, т.е. тех, кто осваивает новую продукцию  или новые технологии.

     Следует отметить, что инновационное активное предприятие в России существенно отличается от западного, т.к. западное предприятие работает в условиях высококонкурентного рынка, насыщенного качественной продукцией. Россия же заметно отстает от стандартов качества международного рынка. Значительная часть новой продукции является новой лишь на российском рынке и не является конкурентоспособной, а ее доведение до мировых стандартов требует таких затрат и усилий, которые многие предприятия позволить себе не могут. В связи с этим можно выделить три типа российских предприятий в зависимости от характера и масштаба инноваций.

     Тип 1  - инновационные предприятия, работающие на международном уровне. Это преимущественно крупные предприятия, работающие на госзаказ, имеющие достаточно развитую материально-техническую базу и продающие свою продукцию на международном рынке.

     Тип 2 -  инновационные предприятия, работающие на уровне требований российского рынка. Это предприятия, продукция которых предназначена в основном для российского рынка и лишь частично продающих продукцию за рубежом. Производственная база таких предприятий, как правило, не достигает мировых стандартов, а внедряемые инновации влияют в основном не на обновление производства, а на улучшение финансового положения и других сторон работы предприятий.

     Тип 3  – предприятия, которые не занимаются нововведениями. К сожалению, в настоящее время к этому типу относится большинство российских предприятий – 78%. Это, в основном, мелкие и средние предприятия с устаревшей материальной базой, незагруженными производственными мощностями, не выходящие на внешний рынок.

     Фактором, способным активизировать инновационную  активность является международная  конкуренция на внутреннем рынке. В  условиях открытости внутреннего рынка  экономика отдельной страны становится открытой системой, что существенно  изменяет характер конкуренции на всех сегментах рынка. Осуществлять инновационную деятельность, ориентируясь одновременно на “пассивный” внутренний рынок и “активный” внешний рынок, достаточно сложно. Для развития инновационных отношений необходимо знать потребности, стимулы и требования единого рынка. Открытость внутреннего рынка создает условия для цепной реакции распространения нововведений, их мультипликации, эластичности спроса по параметрам  цены и качества. При этом инновационные издержки рассматриваются предпринимателями как неизбежные вложения для обеспечения “выживания” в условиях конкуренции.

     В этой связи следует обратить внимание на одно из важнейших условий развития конкурентоспособности отечественных  товаропроизводителей – повышение  общеобразовательного и профессионального  уровня рабочей силы страны. Перед  нашей страной стоит опасность  утраты этого важного конкурентного  преимущества, накопленного за десятилетия  продуманной образовательной политики, в том числе и в области  подготовки высококвалифицированных  рабочих кадров. Отмеченные обстоятельства дополняются также тенденцией занижения  стоимости рабочей силы, особенно высшей квалификации, сопровождаемой деградацией и дезориентацией отечественного научного потенциала.

     Важным  фактором развития инновационной активности является качество рабочей силы. Более  высокое качество рабочей силы, характеризующееся  более высоким уровнем образования, квалификации работников, приводит к  более эффективному использованию  производственных ресурсов. Именно образовательный  уровень отражает креативную способность  работников  воспринимать новые  идеи, появившиеся на рынке.  Качество рабочей силы определяет способность  фирмы осуществлять собственные  НИОКР или копировать новые продукты у других фирм.

     Компания, использующая принципы обучающейся  организации, становится привлекательным  местом работы для высококвалифицированных  творческих работников, улучшает отношения с заказчиками и партнерами. Особая роль в этом принадлежит науке. Поэтому она должна быть тесно интегрированной в производство, стать участником инновационного цикла разработки, распространения и использования инноваций.

     О конкурентных возможностях можно судить по показателям относительной доли рынка, контролируемой компанией, скорости реакции на изменение рыночной ситуации и т.п. Технические возможности  обусловлены параметрами оборудования, технологической схемой производства и т.п. Особо следует отметить возможности организационной культуры в продвижении инноваций и  роль сильного руководства в создании такой культуры.

     Таким образом, экономическая сущность резервов повышения эффективности производства состоит в наиболее полном и рациональном использовании все возрастающего  потенциала ради получения большего количества высококачественной продукции  при наименьших затратах живого и  овеществленного труда на единицу  продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, главное в диалекте объективного и субъективного в механизме  действия экономического закона заключается  в том, что субъективное зависит  от объективного, подчинено ему, детерминируется им. Однако, воля, сознание, цели отдельных людей, производственных коллективов, общества в целом не всегда и не во всем соответствует объективному фактору. Последние преобразуются в деятельность субъективного фактора специфически. Поэтому в их диалектическом взаимодействии наблюдается активное обратное воздействие, влияние субъективного фактора на объективную сторону общественно- производственной деятельности всех структурных звеньев экономики общества. Следовательно, в отношение объективного и субъективного в экономической деятельности людей включается следующий аспект: соотношение действия и использования экономических законов.

     Экономическая деятельность людей является именно и процессом действия, и процессом  пользования экономических законов. Природа экономических законов  обуславливает необходимость сознательного  использования их. Поэтому действие законов происходит в основном через  сознательную деятельность людей на всех уровнях экономики. В то же время, сознательное использование экономических  законов предполагает изучение механизма  действия каждого закона и всей системы  законов, выработку принципов, форм и методов их использования. 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Уч. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 304 с.
  2. Экономика и статистика фирм: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д.Ильенковой. - М.: Финансы и статистика,1998. – 240 с.
  3. Экономика предприятия: Учебник для вузов / В.Я.Горфинкель, Е.М.Купряков и др. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 367 с.
  4. Экономика предприятия: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп.; Под ред. Семенова В.М. -М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. - 312 с.
  5. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. .Я.Горфинкеля, В.А.Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 718 с.

Информация о работе Взаимосвязь субъективного в экономическом механизме предприятия