Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 20:20, реферат
Термин «организация» употребляется в различных смыслах. Наиболее значимыми являются три из них.
1.Искусственное объединение, занимающее определённое место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченных функций.
2. определённую организационную деятельность, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д. Здесь организация — это процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых.
Термин «организация» происходит от латинского organize - сообщаю стройный вид, устраиваю. В этом смысле всякое общество - не аморфное образование; оно определённым образом организовано. В таком широком понимании организация есть элемент социальной структуры общества.
Термин «организация»
употребляется в различных
1.Искусственное
объединение, занимающее
2. определённую
организационную деятельность, включающую
в себя распределение функций,
налаживание устойчивых связей,
координацию и т.д. Здесь
3. упорядоченность
какого-либо объекта. В этом
смысле под организацией
дна из трудностей определения этого понятия состоит в том, что организация (процесс организации) не представляет собой конкретной, материальной сущности, но вместе с тем она может иметь ряд свойств как материальных, так и нематериальных. Так, любая фирма обладает многими материальными объектами, имуществом, активами и т.д., но она имеет также много социальных аспектов, которые нельзя увидеть или потрогать, например, человеческие отношения.
По мере того как человек создавал свои все более сложные культурные, технические и общественные институты, усложнялись и организационные отношения. Развитие современной организации можно представить себе, например, сравнив добровольные, стихийно возникавшие и не оформленные организационно дворовые футбольные команды прошлого с современными высокоорганизованными командами Федерации футбола, с их четкой организационной структурой и предсказуемым поведением.
Устройство организации
Во взаимоотношениях
людей внутри организации существует
иерархия (гр.- священная власть) - принцип
структурной организации
Как и всякое разделение труда, иерархия вводится для эффективности, чтобы сэкономить труд за счет централизации.
Во-вторых, иерархия проявляется как человеческие отношения.
Это положение закрепляется в статусах и выступает как фактор социального неравенства.
Таким образом, получается, что организация как общность расслаивается на управляющих и управляемых, причем, если исключить из анализа высший для организации уровень (директор, президент компании и др.) и низший (вахтер, уборщица), каждый в этой иерархической системе одновременно является и управляющим, и управляемым.
иерархия — это форма власти, подчиняющаяся определенным внешне предписанным правилам.
Но, кроме иерархии как зависимости работников в организации по вертикали, в ней существует и так называемая «горизонтальная» зависимость. Так, например, службы, вроде пожарного надзора, отдела технического контроля и т.п., являясь формально подчинёнными по вертикали, тем не менее, способны оказывать сильное влияние на власть, используя, по сути, свои монопольные функции.
В условиях производства возникают, и достаточно часто, условия т.н. «перевернутой пирамиды», когда руководитель оказывается зависимым от рядового в формальной структуре, но, по существу, уникального исполнителя. Например, завод производит некое ответственное изделие. В системе технологических операций для его изготовления необходим сложный инструмент, который может изготовить только какой-то определённый специалист. В этом случае он становится монополистом своего уровня знаний и технологий. Без него изделие не может быть изготовлено. Тогда он может предъявлять свои условия.
Итак, иерархия в организациях весьма разнообразна и противоречива. С одной стороны — она обеспечивает порядок и стабильность организационной структуры, но, в то же время, подчиняясь своим внутренним законам, возникнув и существуя, организация обретает качества, полезные только ей самой, безотносительно к тем целям, ради которых она была создана.
Каждое предприятие представляет собой иерархическую систему со множеством взаимосвязанных подсистем.
Части должны быть определены не с целью их удобной классификации по тем или иным признакам, а так, чтобы была ясно видна их логическая и необходимая функциональная связь друг с другом и с системой в целом
Большие части должны быть способны объединять все более мелкие части, которые необходимы для объяснения поведения организации в целом.
Части должны быть соответственно увязаны с поведением всех членов организации.
Основой интеграции
отдельных частей организации в
единую систему служат информационные
сети или сети связи. Связь стимулирует
работу отдельных элементов
Организационная структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:
функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, профессионализм персонала;
компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи), систему документооборота.
Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.
Организация – это социотехническая система, т.е. взаимодействие группы людей с определённой техникой. Техническая система и система межличностных отношений могут пересекаться. От технической системы зависят социальные отношения, а от последних – производственная система.
1.3 Модели организации
Бюрократическая модель. Считалось, что бюрократическая форма организации является наиболее эффективной в современном ему обществе.
Решающее преимущество
бюрократической организации
По Веберу, основными
чертами “идеальной”
1) разделение труда
на основе функциональной
2) четкая иерархия власти;
3) система правил,
определяющих права и
4) система процедур,
определяющих порядок действия
во всех ситуациях,
5) игнорирование
личных качеств во
6) отбор и выдвижение работников по их квалификации.
Неоклассическая модель. Это модель поведения организации, построения с учетом возможностей человека. Основное внимание здесь уделялось уже не рациональной модели традиционной теории организации, а модели, которая рассматривала человека таким, каков он есть.
Основные отличия теории, учитывающей человеческие взаимоотношения, от традиционной теории организации сводятся к следующему:
Профессиональная модель. Это - профессиональные организации и они характеризуются не только целями, которые преследуют, но и высоким процентом специалистов в составе аппарата (не меньше 50%)
Самоорганизация
В каждой организации
имеются регламентирующие документы
на систему управления организации
(уставные документы, законодательные
и нормативные акты и т.д.). Однако
наряду со штатным управленческим процессом
в организации происходят процессы,
связанные с
Самоорганизация - свойство присущее любой системе.
Научная дисциплина, принявшаяся за изучение самоорганизации - называется «Синергетикой».
Именно с вхождением в научный обиход термина «синергетика» связывают появление 2-ух основных подходов к исследованию проблемы: кибернетического и синергетического.
Кибернетический подход подразумевает наличие заранее определенной цели, к которой система стремится самостоятельно.
Синергетический подход наличия цели не требует, а самоорганизованность системы проявляется как эффект кооперации между элементами системы. Новые формы организации возникают спонтанно, без какого-либо внешнего воздействия.
Если говорить проще,
то кибернетика занимается разработкой
алгоритмов и методов позволяющих
управлять системой, для того чтобы
та функционировала заранее
Взаимоотношения между процессами организации и самоорганизации
Современная организационная
наука исходит из того, что ни
одно предприятие не может развиваться
в условиях жесткого управления, без
элементов самоорганизации и
самоуправления. Целенаправленная управленческая
деятельность должна принимать решения,
расширяющие возможности
Саморегулирование
— это самостоятельное
Современная организационная
наука исходит из того, что ни
одно предприятие не может развиваться
в условиях жесткого управления, без
элементов самоорганизации и
самоуправления. Целенаправленная управленческая
деятельность должна принимать решения,
расширяющие возможности