Закон организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 20:20, реферат

Описание

Термин «организация» употребляется в различных смыслах. Наиболее значимыми являются три из них.
1.Искусственное объединение, занимающее определённое место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченных функций.
2. определённую организационную деятельность, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д. Здесь организация — это процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 20.81 Кб (Скачать документ)

Термин «организация» происходит от латинского organize - сообщаю стройный вид, устраиваю. В этом смысле всякое общество - не аморфное образование; оно определённым образом организовано. В таком широком понимании организация есть элемент социальной структуры общества.

Термин «организация»  употребляется в различных смыслах. Наиболее значимыми являются три  из них.

1.Искусственное  объединение, занимающее определённое  место в обществе и предназначенное  для выполнения более или менее  ясно очерченных функций.

2. определённую  организационную деятельность, включающую  в себя распределение функций,  налаживание устойчивых связей, координацию и т.д. Здесь организация  — это процесс, связанный с  сознательным воздействием на  объект и, значит, с присутствием  фигуры организатора и контингента  организуемых.

3. упорядоченность  какого-либо объекта. В этом  смысле под организацией понимаются  определённые структуры, строение  и тип связей как способ  соединения частей в целое.  Тогда организация выступает  как свойство, атрибут объекта.

дна из трудностей определения этого понятия состоит в том, что организация (процесс организации) не представляет собой конкретной, материальной сущности, но вместе с тем она может иметь ряд свойств как материальных, так и нематериальных. Так, любая фирма обладает многими материальными объектами, имуществом, активами и т.д., но она имеет также много социальных аспектов, которые нельзя увидеть или потрогать, например, человеческие отношения.

По мере того как  человек создавал свои все более  сложные культурные, технические  и общественные институты, усложнялись  и организационные отношения. Развитие современной организации можно  представить себе, например, сравнив  добровольные, стихийно возникавшие  и не оформленные организационно дворовые футбольные команды прошлого с современными высокоорганизованными  командами Федерации футбола, с  их четкой организационной структурой и предсказуемым поведением.

Устройство  организации

Во взаимоотношениях людей внутри организации существует иерархия (гр.- священная власть) - принцип  структурной организации сложных  многоуровневых систем, состоящий в  упорядочении взаимодействий между  уровнями в порядке от высшего к низшему.

Как и всякое разделение труда, иерархия вводится для эффективности, чтобы сэкономить труд за счет централизации.

Во-вторых, иерархия проявляется как человеческие отношения.

Это положение закрепляется в статусах и выступает как  фактор социального неравенства.

Таким образом, получается, что организация как общность расслаивается на управляющих и  управляемых, причем, если исключить  из анализа высший для организации  уровень (директор, президент компании и др.) и низший (вахтер, уборщица), каждый в этой иерархической системе  одновременно является и управляющим, и управляемым.

иерархия — это  форма власти, подчиняющаяся определенным внешне предписанным правилам.

Но, кроме иерархии как зависимости работников в  организации по вертикали, в ней  существует и так называемая «горизонтальная» зависимость. Так, например, службы, вроде  пожарного надзора, отдела технического контроля и т.п., являясь формально  подчинёнными по вертикали, тем не менее, способны оказывать сильное влияние  на власть, используя, по сути, свои монопольные  функции.

В условиях производства возникают, и достаточно часто, условия  т.н. «перевернутой пирамиды», когда  руководитель оказывается зависимым  от рядового в формальной структуре, но, по существу, уникального исполнителя. Например, завод производит некое  ответственное изделие. В системе  технологических операций для его  изготовления необходим сложный  инструмент, который может изготовить только какой-то определённый специалист. В этом случае он становится монополистом своего уровня знаний и технологий. Без него изделие не может быть изготовлено. Тогда он может предъявлять  свои условия.

Итак, иерархия в  организациях весьма разнообразна и  противоречива. С одной стороны  — она обеспечивает порядок и  стабильность организационной структуры, но, в то же время, подчиняясь своим внутренним законам, возникнув и существуя, организация обретает качества, полезные только ей самой, безотносительно к тем целям, ради которых она была создана.

Каждое предприятие  представляет собой иерархическую  систему со множеством взаимосвязанных подсистем.

Части должны быть определены не с целью их удобной  классификации по тем или иным признакам, а так, чтобы была ясно видна их логическая и необходимая  функциональная связь друг с другом и с системой в целом

Большие части должны быть способны объединять все более  мелкие части, которые необходимы для  объяснения поведения организации  в целом.

Части должны быть соответственно увязаны с поведением всех членов организации.

Основой интеграции отдельных частей организации в  единую систему служат информационные сети или сети связи. Связь стимулирует  работу отдельных элементов организации  и обеспечивает координирующий механизм, соединяющий части системы в единое целое.

Организационная структура  и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:

функциональную  и организационную структуру, схему  организационных отношений, профессионализм  персонала;

компьютерную и  оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи), систему документооборота.

Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.

Организация – это  социотехническая система, т.е. взаимодействие группы людей с определённой техникой. Техническая система и система межличностных отношений могут пересекаться. От технической системы зависят социальные отношения, а от последних – производственная система.

1.3 Модели  организации

Бюрократическая модель. Считалось, что бюрократическая  форма организации является наиболее эффективной в современном ему  обществе.

Решающее преимущество бюрократической организации перед  любым другим видом организации  состоит в том, что она всегда обладает чисто техническим превосходством. Совершенный механизм бюрократической  организации по сравнению со всеми  другими видами организации дает такие же преимущества, как и машина по сравнению с немеханизированными  способами производства.

По Веберу, основными  чертами “идеальной” бюрократической  организации являются:

1) разделение труда  на основе функциональной специализации; 

2) четкая иерархия  власти;

3) система правил, определяющих права и обязанности  каждого члена организации; 

4) система процедур, определяющих порядок действия  во всех ситуациях, встречающихся  в процессе функционирования  организации; 

5) игнорирование  личных качеств во взаимоотношениях  между сотрудниками организации; 

6) отбор и выдвижение  работников по их квалификации.

Неоклассическая модель. Это модель поведения организации, построения с учетом возможностей человека. Основное внимание здесь уделялось  уже не рациональной модели традиционной теории организации, а модели, которая  рассматривала человека таким, каков  он есть.

Основные отличия  теории, учитывающей человеческие взаимоотношения, от традиционной теории организации  сводятся к следующему:

  1. в выработке решений чаще принимает участие широкий круг сотрудников организации, а не только узкая группа на высшем уровне управления;
  2. основной единицей организации является не индивидуум, а скорее группа, члены которой взаимодействуют с помощью личных контактов;
  3. не только административная власть, а и взаимное доверие служит объединяющей силой организации;
  4. руководитель - это скорее посредник для связи внутри группы и между группами, а не только представитель высшей власти;
  5. необходимо увеличение ответственности членов организации, а не внешний контроль за результатами их работы.

Профессиональная  модель. Это - профессиональные организации  и они характеризуются не только целями, которые преследуют, но и  высоким процентом специалистов в составе аппарата (не меньше 50%)

Самоорганизация

В каждой организации  имеются регламентирующие документы  на систему управления организации (уставные документы, законодательные  и нормативные акты и т.д.). Однако наряду со штатным управленческим процессом  в организации происходят процессы, связанные с несанкционированным  управлением и организацией, т. е. самоуправление и самоорганизация.

Самоорганизация - свойство присущее любой системе.

Научная дисциплина, принявшаяся за изучение самоорганизации - называется «Синергетикой».

Именно с вхождением в научный обиход термина «синергетика»  связывают появление 2-ух основных подходов к исследованию проблемы: кибернетического и синергетического.

Кибернетический подход подразумевает наличие заранее  определенной цели, к которой система  стремится самостоятельно.

Синергетический подход наличия цели не требует, а самоорганизованность системы проявляется как эффект кооперации между элементами системы. Новые формы организации возникают спонтанно, без какого-либо внешнего воздействия.

Если говорить проще, то кибернетика занимается разработкой  алгоритмов и методов позволяющих  управлять системой, для того чтобы  та функционировала заранее заданным способом, в то время как в синергетике  мы изменяем управляющие параметры  более или менее непредсказуемым  образом и изучаем самоорганизацию  системы, т.е. её различные состояния, в которое она переходит под  воздействием «рычагов управления».

Взаимоотношения между процессами организации и  самоорганизации

Современная организационная  наука исходит из того, что ни одно предприятие не может развиваться  в условиях жесткого управления, без  элементов самоорганизации и  самоуправления. Целенаправленная управленческая деятельность должна принимать решения, расширяющие возможности саморегулирования  системы. Повышение роли самоорганизации, самоуправления и саморегулирования  в экономике — неизбежное следствие  усложнения и ускорения меняющихся условий.

Саморегулирование — это самостоятельное реагирование системы на внешние воздействия, нарушающие ее нормальное функционирование. Саморегулирование достигается  с помощью оперативной информации, обратной связи и осуществляется в форме самонастройки и самоорганизации.


Современная организационная  наука исходит из того, что ни одно предприятие не может развиваться  в условиях жесткого управления, без  элементов самоорганизации и  самоуправления. Целенаправленная управленческая деятельность должна принимать решения, расширяющие возможности саморегулирования  системы. Повышение роли самоорганизации, самоуправления и саморегулирования  в экономике — неизбежное следствие  усложнения и ускорения меняющихся условий. Использование феномена самоорганизации  является необходимым условием поддержания  конкурентоспособности и создания новых конкурентных преимуществ.

 


Информация о работе Закон организации