Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:16, лекция
Каждая система во взаимодействии с другими системами имеет внутреннюю программу, направленную на выживание или самосохранение. В биологических системах такая программа основывается на инстинктах, а в социальных она главным образом определяется сознательной и целенаправленной деятельностью людей.
1. Сущность закона самосохранения
2. Механизм реализации закона самосохранения
3. Формы реагирования организации на вызовы закона самосохранения
ЛЕКЦИЯ
10: «Закон самосохранения»
1. Сущность закона самосохранения
2. Механизм реализации закона самосохранения
3.
Формы реагирования организации на вызовы
закона самосохранения
1. Сущность закона самосохранения
Каждая система во взаимодействии с другими системами имеет внутреннюю программу, направленную на выживание или самосохранение. В биологических системах такая программа основывается на инстинктах, а в социальных она главным образом определяется сознательной и целенаправленной деятельностью людей.
Каждая система имеет свой потенциал выживаемости. Этот потенциал в его совокупности и есть ресурсная база самосохранения. Ресурсы самосохранения подразделяются на потенциальные и реальные, на внутренние и внешние, на положительные и отрицательные. Все эти разнообразные и разнонаправленные тенденции, имеются в виду, когда говорят о законе самосохранения.
Созидательные
и разрушительные силы закона носят
объективный характер, но его следствия,
как положительные, так и отрицательные,
зависят от того, как человек реагирует
на эту объективную зависимость.
В одних случаях он своей созидательной
активностью усиливает
Закон
самосохранения, взаимодействуя с другими
законами организации, вносит свою компоненту
в систему причинно-
Третий вариант - вызовы со стороны конкурентов способствуют мобилизации всех имеющихся у организации ресурсов. Созидательная активность компании, обретает так называемое «второе дыхание», конкурентоспособность компании возрастает, и она оказывается в состоянии решать даже более сложные задачи на внешнем рынке, казавшиеся в обычных условиях не решаемыми.
На поверку оказывается, что в основе всех этих трех вариантов, по ведению организации лежит единая матрица познавательно-практической деятельности. Она имеет свою проекцию, как на внутреннюю, так и на внешнюю среду организации. Что касается внутренних проявлений закона самосохранения, то к ним относятся идеология организации, нормы и правила её функционирования, технические, технологические, финансовые, кадровые и другие ресурсы. Эти факторы могут быть достаточными или недостаточными с точки зрения решения задач стоящих перед организацией. И что самое главное результаты при этом определяются не только и не столько ресурсной базой, сколько способностями менеджеров организации использовать эти ресурсы с оптимальным эффектом.
Американские специалисты считают, что в 90% случаев неудачи фирм и компаний объясняется некомпетентностью менеджеров, злоупотреблениями и безответственностью. Поэтому сегодня во всем мире уделяется так много внимания совершенствованию менеджмента. Аналогичным образом эти вопросы сегодня стоят не только перед Америкой, но и перед Россией тоже.
Но
выживаемость организации, как уже
было сказано выше, зависит не только
от её внутреннего состояния. На этот
процесс влияет серьезным образом,
социально-экономическая
Таким
образом, внутренняя и внешняя среда
существенным образом влияют на процесс
самосохранения организации. Исходя из
адекватного учета своего потенциала
и тех вызовов времени, с которыми
организация сталкивается, менеджмент
ищет и находит способы
2. Механизм реализации закона самосохранения
Для оценки положения самосохранения в организации, с точки зрения закона самосохранения, важен такой показатель, как уровень самосохранения. В основе его лежит соотношение между ресурсами созидания и ресурсами разрушения. Исходя из этого показателя, могут быть, определены уровни самосохранения.
Диапазон соотношения величин созидания и разрушения может быть достаточно широким. Он включает в себя, такие состояния организации, когда её созидательные силы доминируют, когда созидательные и разрушительные силы взаимно уравновешивают друг друга и когда разрушительные силы преобладают над созидательными. Градация эта может носить более детальный характер. Исходя из чего, и реакция организации на ситуацию, может и должна быть тоже различной.
Как и при рассмотрении других законов организации, закон самосохранения имеет три варианта своего проявления.
Первый вариант, когда руководитель и подчиненные ничего не знают о механизме действия закона самосохранения. Закон действует стихийно. Когда организация функционирует нормально, то закон фактически ничем себя не проявляет. Когда же факторы негативного порядка становятся заметными, то разрушительный потенциал закона увеличивается.
Организация начинает сопротивляться разрушительным силам. Как правило, такое сопротивление носит спонтанный характер. Нередко организация прибегает к различным незаконным способам преодоления затруднений, таким как, например, сокрытие сведений от государственных налоговых служб или даже мошенничество.
В напряженной обстановке организации нередко прибегают к помощи кредитов под большие проценты, представляя в качестве залога готовую продукцию или недвижимость. Расплатиться с кредиторами в таких случаях удается не всегда. Закон самосохранения проявляется при этом в своей разрушительной форме, созидательно энергия организации падает.
Второй вариант. Руководство знает о законе, а его подчиненные нет. В статическом режиме, когда созидание преобладает над разрушением, ситуация не вызывает особого беспокойства у руководителей и подчиненных. Однако когда организация переходит в неблагоприятный режим, недовольство персонала начинает возрастать. Часть сотрудников покидает организацию. Ресурс созидания сокращается. В организации начинаются конфликты, и она становится всё менее управляемой. Потенциал созидания сокращается, а потенциал разрушения становится доминирующим.
Третий вариант, когда руководители и подчиненные знают о законе, понимают его требования, умеют пользоваться им, и намерены предпринимать все необходимое для самосохранения организации. В этом случае результат действия закона будет носить для организации и для её персонала благоприятный характер. Все сотрудники в рамках своих полномочий и ответственности мобилизуют свой творческий потенциал, и организация достигает синергийного эффекта.
Первый
вариант представляет собой типичную
добросовестную работу на уровне традиций
и здравого смысла. Второй вариант
характеризует организацию в
режиме ее перестройки на верхушечном
уровне. Третий вариант представляет собой
образец компетентного подхода к управлению
организацией в свете требований закона
самосохранения.
3. Формы реагирования организации на вызовы закона самосохранения
Даже
такое конспективное
Естественно, что, так или иначе, организация принимает этот закон и пытается по мере своих возможностей действовать в соответствие с его требованиями. Ресурсы созидания и разрушения обретают в представлениях людей свои конкретные формы, тем самым постигается диалектика созидания и разрушения в реальной жизнедеятельности организации.
По мере того, как организация осознает познавательно-практическую сущность закона самосохранения, она начинает формировать систему ответов на его требования. В структуре организации, например, возникает специальная служба, задача которой заключается в обеспечении безопасности. Такая служба занимается охраной материальных ценностей организации, её секретов, её персонала, финансово-кредитных ресурсов и т.д.
По своему содержанию работа службы безопасности имеет два направления - оперативно-тактическое и стратегическое. Оперативная работа связана с текущими вопросами охраны организации. Стратегическое направление связано с выработкой идеологии и политики организации по вопросам самосохранения на длительную перспективу. Задача состоит при этом в том, чтобы предвидеть возможные угрозы и выработать методы реагирования на них.
Но службу безопасности, как и другие структуры, в рамках самой организации не могут гарантировать самосохранения организации в ответ на все возможные вызовы внутренней и внешней среды. Для того чтобы действовать самостоятельно по вопросам таких вызов, организация должна располагать неограниченными возможностями технического, финансового, кадрового и т.д. порядка. Между тем, неожиданностей много, а своих средств реагирования всегда бывает недостаточно. Опасность может проистекать не только вследствие ошибок собственного менеджмента, но и, например, вследствие происков конкурентов на рынке. Это могут быть такие природные социальные явления, как засухи, наводнения, войны и т.д.
Важным средством гарантии организации от возможных неожиданностей и рисков является страхование. Путем систематических или периодических взносов в специальные учреждения, которые выплачивают денежные возмещения в случае какого-либо ущерба, организация может обеспечить себе определенные гарантии на так называемые страховые случаи.
Страхование
в настоящее время - это достаточно
хорошо разработанная система, которая
позволяет сочетать интересы организации,
нуждающейся в гарантиях, и интересы
соответствующих страховых
Система
страхования постоянно
Не все технологии страхования, особенно в современной России, на данный момент времени одинаково хорошо отработаны. Например, страхование интеллектуальной собственности на Западе, и особенно у нас, является достаточно проблемным видом деятельности. С начала идея может казаться многообещающей, а впоследствии эти надежды могут не оправдаться, или наоборот. Однако страхование интеллектуальной собственности постепенно становится одним из важнейших направлений в страховых отношениях.