Закон самосохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:16, лекция

Описание

Каждая система во взаимодействии с другими системами имеет внутреннюю программу, направленную на выживание или самосохранение. В биологических системах такая программа основывается на инстинктах, а в социальных она главным образом определяется сознательной и целенаправленной деятельностью людей.

Содержание

1. Сущность закона самосохранения
2. Механизм реализации закона самосохранения
3. Формы реагирования организации на вызовы закона самосохранения

Работа состоит из  1 файл

ЛЕКЦИЯ 10 теория организации.docx

— 40.01 Кб (Скачать документ)

     ЛЕКЦИЯ 10: «Закон самосохранения» 

     1. Сущность закона самосохранения

     2. Механизм реализации закона самосохранения

     3. Формы реагирования организации на вызовы закона самосохранения 

     1. Сущность закона самосохранения

     Каждая  система во взаимодействии с другими системами имеет внутреннюю программу, направленную на выживание или самосохранение. В биологических системах такая программа основывается на инстинктах, а в социальных она главным образом определяется сознательной и целенаправленной деятельностью людей.

     Каждая  система имеет свой потенциал  выживаемости. Этот потенциал в его  совокупности и есть ресурсная база самосохранения. Ресурсы самосохранения подразделяются на потенциальные и реальные, на внутренние и внешние, на положительные и отрицательные. Все эти разнообразные и разнонаправленные тенденции, имеются в виду, когда говорят о законе самосохранения.

     Созидательные и разрушительные силы закона носят  объективный характер, но его следствия, как положительные, так и отрицательные, зависят от того, как человек реагирует  на эту объективную зависимость. В одних случаях он своей созидательной  активностью усиливает положительные  тенденции закона и ослабляет  отрицательные, а в других случаях  наоборот. Закон самосохранения играет важную роль в жизнедеятельности  отдельного индивида, социальной группы, например, такой как семья, фирмы  или компании, общество и т.д.

     Закон самосохранения, взаимодействуя с другими  законами организации, вносит свою компоненту в систему причинно-следственных связей и отношений человека в аспекте своих внешних проявлений. Закон воспринимается как определенная конкретная историческая ситуация с характерными для неё фактами, процессами, эмоциями, оценками, стратегиями и т.д. Например, конкурентная среда на рынке складывается так, что выживаемость для компании встает как вопрос жизни и смерти. Возможны три варианта развития событий. Первый - у компании нет ресурсов для противостояния конкурентам. Компания терпит значительные убытки или даже ликвидируется. Второй вариант - компания имеет необходимые и достаточные ресурсы для того, чтобы сохранить свои позиции. Вследствие этого компания продолжает действовать, руководствуясь своей обычной стратегией и тактикой. Вопрос самосохранения стоит как текущий. Фирма к таким вызовам готова и реагирует на них спокойно и без потрясений.

     Третий  вариант - вызовы со стороны конкурентов  способствуют мобилизации всех имеющихся  у организации ресурсов. Созидательная  активность компании, обретает так  называемое «второе дыхание», конкурентоспособность  компании возрастает, и она оказывается  в состоянии решать даже более сложные задачи на внешнем рынке, казавшиеся в обычных условиях не решаемыми.

     На  поверку оказывается, что в основе всех этих трех вариантов, по ведению  организации лежит единая матрица  познавательно-практической деятельности. Она имеет свою проекцию, как на внутреннюю, так и на внешнюю среду организации. Что касается внутренних проявлений закона самосохранения, то к ним относятся идеология организации, нормы и правила её функционирования, технические, технологические, финансовые, кадровые и другие ресурсы. Эти факторы могут быть достаточными или недостаточными с точки зрения решения задач стоящих перед организацией. И что самое главное результаты при этом определяются не только и не столько ресурсной базой, сколько способностями менеджеров организации использовать эти ресурсы с оптимальным эффектом.

     Американские  специалисты считают, что в 90% случаев  неудачи фирм и компаний объясняется  некомпетентностью менеджеров, злоупотреблениями  и безответственностью. Поэтому  сегодня во всем мире уделяется так  много внимания совершенствованию  менеджмента. Аналогичным образом  эти вопросы сегодня стоят  не только перед Америкой, но и перед  Россией тоже.

     Но  выживаемость организации, как уже  было сказано выше, зависит не только от её внутреннего состояния. На этот процесс влияет серьезным образом, социально-экономическая политика государства, бизнес-сообщества, состояние науки и техники, нормы и правила игры на рынке и т.д. Все эти факторы могут предопределять собой положительные или отрицательные результаты деятельности компании. Можно даже сказать, что внешняя среда организации, это, безусловно, более сложная и рисковая среда, нежели внутренняя среда организации. Она не всегда и не во всем может быть адекватна и своевременна, осознанна и оценена менеджментом. И, тем не менее, внешняя среда является необходимым условием в жизнедеятельности организации и менеджменту приходится овладевать ею во имя самосохранения организации.

     Таким образом, внутренняя и внешняя среда  существенным образом влияют на процесс  самосохранения организации. Исходя из адекватного учета своего потенциала и тех вызовов времени, с которыми организация сталкивается, менеджмент ищет и находит способы противостоять  отрицательным тенденциям и усиливать  тенденции положительные. Иных перспектив ни в настоящем, ни тем болеем в  будущем, нам ожидать не приходится, а это значит, что надо учиться  жить и работать в тех реальных условиях, которые есть. 

     2. Механизм реализации закона самосохранения

     Для оценки положения самосохранения в  организации, с точки зрения закона самосохранения, важен такой показатель, как уровень самосохранения. В  основе его лежит соотношение  между ресурсами созидания и ресурсами разрушения. Исходя из этого показателя, могут быть, определены уровни самосохранения.

     Диапазон  соотношения величин созидания  и разрушения может быть достаточно широким. Он включает в себя, такие  состояния организации, когда её созидательные силы доминируют, когда  созидательные и разрушительные силы взаимно уравновешивают друг друга и когда разрушительные силы преобладают над созидательными. Градация эта может носить более детальный характер. Исходя из чего, и реакция организации на ситуацию, может и должна быть тоже различной.

     Как и при рассмотрении других законов  организации, закон самосохранения имеет три варианта своего проявления.

     Первый  вариант, когда руководитель и подчиненные ничего не знают о механизме действия закона самосохранения. Закон действует стихийно. Когда организация функционирует нормально, то закон фактически ничем себя не проявляет. Когда же факторы негативного порядка становятся заметными, то разрушительный потенциал закона увеличивается.

     Организация начинает сопротивляться разрушительным силам. Как правило, такое сопротивление носит спонтанный характер. Нередко организация прибегает к различным незаконным способам преодоления затруднений, таким как, например, сокрытие сведений от государственных налоговых служб или даже мошенничество.

     В напряженной обстановке организации нередко прибегают к помощи кредитов под большие проценты, представляя в качестве залога готовую продукцию или недвижимость. Расплатиться с кредиторами в таких случаях удается не всегда. Закон самосохранения проявляется при этом в своей разрушительной форме, созидательно энергия организации падает.

     Второй  вариант. Руководство знает о законе, а его подчиненные нет. В статическом режиме, когда созидание преобладает над разрушением, ситуация не вызывает особого беспокойства у руководителей и подчиненных. Однако когда организация переходит в неблагоприятный режим, недовольство персонала начинает возрастать. Часть сотрудников покидает организацию. Ресурс созидания сокращается. В организации начинаются конфликты, и она становится всё менее управляемой. Потенциал созидания сокращается, а потенциал разрушения становится доминирующим.

     Третий  вариант, когда руководители и подчиненные знают о законе, понимают его требования, умеют пользоваться им, и намерены предпринимать все необходимое для самосохранения организации. В этом случае результат действия закона будет носить для организации и для её персонала благоприятный характер. Все сотрудники в рамках своих полномочий и ответственности мобилизуют свой творческий потенциал, и организация достигает синергийного эффекта.

     Первый  вариант представляет собой типичную добросовестную работу на уровне традиций и здравого смысла. Второй вариант  характеризует организацию в  режиме ее перестройки на верхушечном  уровне. Третий вариант представляет собой образец компетентного подхода к управлению организацией в свете требований закона самосохранения. 

     3. Формы реагирования организации на вызовы закона самосохранения

     Даже  такое конспективное рассмотрение чакона самосохранения, которое мы сделали выше, убеждает в том, что  его действия обусловлены не только объективной логикой, но формами  субъективного реагирования на его  проявления. Человек может сознательно  или бессознательно стать на сторону  сил созидания или сил разрушения. Организация может быть нацелена на использование этого закона, как  ресурса развития или действовать  вопреки его требованиям.

     Естественно, что, так или иначе, организация  принимает этот закон и пытается по мере своих возможностей действовать  в соответствие с его требованиями. Ресурсы созидания и разрушения обретают в представлениях людей  свои конкретные формы, тем самым  постигается диалектика созидания  и разрушения в реальной жизнедеятельности  организации.

     По  мере того, как организация осознает познавательно-практическую сущность закона самосохранения, она начинает формировать систему ответов  на его требования. В структуре  организации, например, возникает специальная  служба, задача которой заключается  в обеспечении безопасности. Такая  служба занимается охраной материальных ценностей организации, её секретов, её персонала, финансово-кредитных  ресурсов и т.д.

     По  своему содержанию работа службы безопасности имеет два направления - оперативно-тактическое  и стратегическое. Оперативная работа связана с текущими вопросами  охраны организации. Стратегическое направление  связано с выработкой идеологии  и политики организации по вопросам самосохранения на длительную перспективу. Задача состоит при этом в том, чтобы предвидеть возможные угрозы и выработать методы реагирования на них.

     Но  службу безопасности, как и другие структуры, в рамках самой организации  не могут гарантировать самосохранения организации в ответ на все возможные вызовы внутренней и внешней среды. Для того чтобы действовать самостоятельно по вопросам таких вызов, организация должна располагать неограниченными возможностями технического, финансового, кадрового и т.д. порядка. Между тем, неожиданностей много, а своих средств реагирования всегда бывает недостаточно. Опасность может проистекать не только вследствие ошибок собственного менеджмента, но и, например, вследствие происков конкурентов на рынке. Это могут быть такие природные социальные явления, как засухи, наводнения, войны и т.д.

     Важным  средством гарантии организации  от возможных неожиданностей и рисков является страхование. Путем систематических  или периодических взносов в  специальные учреждения, которые  выплачивают денежные возмещения в  случае какого-либо ущерба, организация  может обеспечить себе определенные гарантии на так называемые страховые случаи.

     Страхование в настоящее время - это достаточно хорошо разработанная система, которая  позволяет сочетать интересы организации, нуждающейся в гарантиях, и интересы соответствующих страховых компаний. Страхующаяся компания и компания страхователь совместно определяют возможные убытки в тех или других страховых случаях и заключают страховой договор. В соответствии с этим договором страхующаяся компания делает определенные взносы в страховую компанию и берет на себя обязательства соблюдать определенные правила поведения, которые предписывает страховая компания. Страховая компания в свою очередь берет на себя обязательства возместить ущерб страхующейся компании, исходя из определенного денежного эквивалента, произошедшего страхового случая.

     Система страхования постоянно совершенствуется. В настоящее время объектами  страхования могут быть, например, конечные результаты деятельности, то есть готовая продукция. Объектом страхования  могут быть риски во всей производственной цепочке. Во взаимоотношениях страхующейся организации и страховой компании, можно даже найти закономерность, которая проявляется в том, что, чем шире поле страхования, тем уже поле непредвиденных рисков. Однако страхование всегда и неизменно связано с более или менее значительными издержками.

     Не  все технологии страхования, особенно в современной России, на данный момент времени одинаково хорошо отработаны. Например, страхование интеллектуальной собственности на Западе, и особенно у нас, является достаточно проблемным видом деятельности. С начала идея может казаться многообещающей, а впоследствии эти надежды могут не оправдаться, или наоборот. Однако страхование интеллектуальной собственности постепенно становится одним из важнейших направлений в страховых отношениях.

Информация о работе Закон самосохранения